Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия органа дознания и дознавателя




 

К органам дознания в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы.

На территории страны помимо оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов федеральной службы безопасности; 2) федеральных органов налоговой полиции; 3) федеральных органов государственной охраны; 4) органов пограничной службы Российской Федерации; 5) таможенных органов Российской Федерации; 6) Службы внешней разведки РФ; 7) Министерства юстиции РФ (ст. 13 ФЗ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.). Поэтому вышеуказанные органы, содержащие в своей структуре оперативные подразделения, в силу п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК также являются органами дознания.

На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 40 УПК).

Для этого органы дознания наделяются определенными полномочиями, т. е. совокупностью установленных законом и ведомственными нормативными актами прав и обязанностей, необходимых и достаточных для обнаружения и раскрытия преступлений, а также для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и правильного его разрешения (о подследственности уголовных дел органам дознания см. разд. 5.1).

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ч. 1 ст. 5 УПК). Эта деятельность выполняется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Для органов дознания уголовно-процессуальная деятельность является производной от их основных функций: охраны общественного порядка; обеспечения государственной, экономической и противопожарной безопасности; обороны государства от внешней угрозы; исполнения уголовных наказаний; охраны Государственной границы и др.

Полномочия по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно, возлагаются начальником органа дознания на дознавателя, т. е. на должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК) (об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности см. разд. 29).

При производстве по уголовному делу дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (ч. 3 ст. 41 УПК) (о случаях, требующих судебного решения и (или) санкции прокурора, см. разд. 3.4, 3.5).

Дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производится в общем порядке, но с рядом изъятий, предусмотренных гл. 32 УПК.

При обнаружении признаков преступления, производство по которому относится к его компетенции, дознаватель возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит дознание в полном объеме.

Поскольку закон не содержит каких-либо ограничений относительно производства следственных действий, постольку Дознаватель при наличии соответствующих фактических оснований вправе производить по возбужденному уголовному делу любые следственные и иные процессуальные действия (ч. 1 ст. 86 УПК).

Дознаватель обязан принимать письменные документы и предметы, представляемые в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 86 УПК, подозреваемым, обвиняемым, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Дознание производится в течение 15 дней со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 дней (ч. 2 ст. 223 УПК). Для продления срока дознаватель составляет постановление, в котором указываются обстоятельства совершенного преступления в том виде, в котором они установлены на момент обращения к прокурору, а также цель продления срока (какие следственные действия и в какой срок необходимо провести, какие документы получить и т. п.). В случае согласия прокурор утверждает постановление о продлении срока дознания.

В ст. 224 УПК определена особенность заключения под стражу лица, подозреваемого в совершении преступления, расследование которого ведет дознаватель. В этом случае дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу в общем порядке, установленном ст. 108 УПК.

Однако после избрания данной меры обвинительный акт должен быть составлен и подписан дознавателем в срок не позднее 10 суток. Такое правило обусловлено тем, что подозреваемый по истечении данного срока должен получить статус обвиняемого или выбыть из процесса. Если он не стал обвиняемым посредством вынесения в отношении него обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК), после передачи уголовного дела следователю ему должно быть предъявлено обвинение в общем порядке, установленном гл. 23 УПК. В противном случае мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется.

В обвинительном акте (см. приложение 80 к УПК) в обязательном порядке указываются: 1) время и место его составления; 2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие существенные обстоятельства; 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; 6) перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом; 7) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 8) список лиц, подлежащих вызову в суд (ч. 1 ст. 225 УПК) (подробно о структуре и содержании обвинительного акта см. разд. 10.3).

Далее с материалами уголовного дела в обязательном порядке знакомятся обвиняемый и его защитник, о чем должен быть составлен протокол.

Потерпевший или его представитель имеет право на ознакомление с материалами уголовного дела в случае заявления ходатайства. Однако на дознавателя возлагается обязанность своевременно и в доступной форме разъяснить им соответствующее право.

Далее обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия им одного из решений в порядке ст. 226 УПК.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия в силу ч. 2 ст. 151 УПК является обязательным, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

Хотя перечень неотложных следственных действий законом не оговорен, к таковым относятся действия, необходимые и достаточные для обнаружения и закрепления следов преступления. Перед органом дознания не ставится цель изобличить конкретное лицо в его совершении, однако 10-суточный срок с момента возбуждения уголовного дела, отведенный для производства неотложных следственных действий, должен быть использован с максимальной эффективностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК неотложные следственные действия производят следующие органы дознания: органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов федеральной службы безопасности; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

По всем остальным категориям уголовных дел правом производить неотложные следственные действия наделены органы внутренних дел Российской Федерации.

Полномочиями по производству неотложных следственных действий также обладают должностные лица, перечень которых приведен в ч. 3 ст. 40 УПК. К ним относятся: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору.

Прокурор, изучив постановление органа дознания и материалы уголовного дела, принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении постановления о передаче дела следователю;

2) о прекращении уголовного дела, если в деле имеются фактические данные, устанавливающие обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (ст. 24 УПК).

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Полномочия прокурора

 

Статья 37 УПК указывает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК). Таким образом, прокурор определен в УПК как основной орган, осуществляющий уголовное преследование от имени государства на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются УПК и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в той его части, в которой он не противоречит УПК. Однако необходимо отметить, что в части, касающейся полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержит отсылку к уголовно-процессуальному законодательству.

Перечень полномочий прокурора в досудебном производстве приведен в ч. 2 ст. 37 УПК. В этом перечне надзорные полномочия прокурора сочетаются с его полномочиями по осуществлению уголовного преследования. Так, в ходе досудебного производства прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. УПК установлено, что сообщение о преступлении может быть выражено в форме заявления, явки с повинной или в форме рапорта об обнаружении преступления. Полномочие проводить проверку исполнения требований федерального закона, безусловно, следует отнести к надзорным полномочиям прокурора. Кроме того, в стадии возбуждения уголовного дела прокурор вправе продлевать до 10 суток срок принятия решения по поступившему сообщению о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК). Он также вправе возбуждать уголовные дела, давать согласие на возбуждение уголовного дела следователем и дознавателем, отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании ст. 146–148 УПК (об этом более подробно см. ниже);

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Это полномочие, как представляется, будет относиться к осуществлению уголовного преследования. Поскольку в п. 2 ст. 37 УПК сказано: «...в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование», при поручении расследования следователю или органу дознания необходимо иметь в виду правила ст. 150–151 УПК. Вместе с тем прокурор вправе принять к своему производству, а также поручить нижестоящему прокурору расследование любого преступления, поскольку прокурор наделен универсальной компетенцией по расследованию различных категорий уголовных дел. При этом следует иметь в виду и то, что прокурор не вправе поручить производство расследования преступления, подследственного следователю прокуратуры, иному органу предварительного следствия;

3) участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия. Это полномочие в большей степени относится к осуществлению уголовного преследования в том понимании, в котором это сформулировано в п. 55 ст. 5 УПК. Вместе с тем право участвовать в следственных действиях и право производить отдельные следственные действия может использоваться и при осуществлении надзора за исполнением законов (например, допрос обвиняемого, заявившего о применении к нему незаконных методов воздействия);

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК. Часть 4 ст. 146 УПК предусматривает право прокурора дать согласие на возбуждение уголовного дела, без чего невозможно осуществление уголовного преследования. Более того, когда прокурор дал согласие на возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, уголовное преследование будет осуществляться с момента возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, как представляется, это полномочие используется прокурором и при осуществлении надзора, так как, не согласившись с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор вправе отменить постановление.об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело (ч. 6 ст. 148 УПК);

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Это полномочие, на наш взгляд, следует отнести к надзорным полномочиям прокурора. Прежде чем дать такое согласие, прокурор обязан оценить законность и обоснованность возбуждаемого перед судом ходатайства. В дальнейшем он участвует в соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК в рассмотрении такого ходатайства;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы. Это также, безусловно, следует отнести к надзорным полномочиям прокурора, поскольку отводы и самоотводы всегда касаются исполнения требований закона, а не изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования. Представляется, что само содержание этого пункта говорит о надзорном характере полномочий прокурора;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Это также можно считать, безусловно, надзорным полномочием прокурора. Вместе с тем такая передача может способствовать более эффективному осуществлению уголовного преследования, но это также будет отвечать требованиям закона;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи. Так же, как и полномочие, указанное в предыдущем пункте, и по тем же основаниям его можно отнести к надзорным полномочиям;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК. На наш взгляд, комментарии к этому пункту излишни: это не что иное, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Необходимо отметить, что именно незаконность или необоснованность постановления является основанием его отмены. При этом не указывается, что постановление может быть отменено лишь по мотивам, связанным с уголовным преследованием, что следует признать абсолютно правильным;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Это полномочие, на наш взгляд, направлено на осуществление уголовного преследования. При этом необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, это право прокурора в новом УПК не связывается с наличием уголовного дела в производстве Прокурора или следователя прокуратуры;

12) продлевать срок предварительного расследования. Полномочие носит надзорный характер, но при продлении срока прокурор, безусловно, будет учитывать необходимость производства следственных действий, направленных на осуществление уголовного преследования. Статья 162 УПК устанавливает более широкие полномочия прокуроров различных уровней по продлению срока предварительного следствия в сравнении с УПК РСФСР. В соответствии с ч. 4–5 этой статьи срок предварительного следствия может быть продлен прокурором района, города, приравненным к нему военным прокурором и их заместителями до б месяцев, прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором – до 12 месяцев. Генеральный прокурор РФ и его заместители имеют право в исключительных случаях продлевать срок предварительного следствия свыше 12 месяцев;

13) утверждать постановление следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу. Представляется, что здесь законодателями была допущена неточность. Статьи 25, 26, 28 УПК предусматривают получение согласия прокурора на прекращение уголовного дела по ряду оснований, а не утверждение прокурором постановления о прекращении уголовного дела. Статья 213 УПК, содержащая требования к постановлению о прекращении уголовного дела, также не содержит положения о том, что это постановление должно быть утверждено прокурором. Часть 1 этой статьи указывает, что уголовное дело прекращается на основании постановления следователя, копия которого направляется прокурору. Часть 1 ст. 214 УПК говорит о том, что, «признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу». Как видно из приведенного текста, речь опять же идет о праве прокурора отменить постановление о прекращении уголовного дела, а не отказать в утверждении этого постановления. Поэтому в п. 13 ст. 37 УПК следовало бы указать, что прокурор вправе давать согласие на прекращение уголовного дела и уголовного преследования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Это полномочие, на наш взгляд, также следует отнести, главным образом, к надзорным полномочиям. Вместе с тем, дав согласие на прекращение уголовного дела или уголовного преследования, прокурор отказывается от дальнейшего осуществления уголовного преследования от имени государства в отношении определенного лица;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд. С одной стороны, это полномочие можно отнести к надзорным полномочиям с учетом того, что прокурор, прежде чем утвердить обвинительное заключение или обвинительный акт, обязан тщательно изучить материалы уголовного дела. Он вправе не утвердить обвинительное заключение, а возвратить уголовное дело для производства дополнительного расследования, прекратить или приостановить производство по уголовному делу. Вместе с тем, когда обвинительное заключение утверждено, уголовное преследование уже осуществляется не следователем или органом дознания, а прокурором от имени государства. Направление прокурором уголовного дела в суд также означает, что прокурор намерен осуществлять уголовное преследование в форме поддержания государственного обвинения перед судом;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Это полномочие, с одной стороны, относится к категории надзорных полномочий. С другой стороны, указания о производстве дополнительного расследования могут относиться (и чаще всего относятся) к осуществлению уголовного преследования, так как в абсолютном большинстве случаев связаны с доказыванием виновности обвиняемого в совершении преступления. В новом УПК РФ это полномочие оставлено только за прокурором. Суд, как известно, не обладает правом возвращения уголовных дел для дополнительного расследования. Возвращение уголовного дела для дополнительного расследования может иметь место и по мотивам, связанным с нарушением уголовно-процессуального закона. Однако и в этом случае речь, по нашему мнению, идет не только о том, что прокурор таким образом требует исполнения закона органом дознания или следователем, но и добивается обеспечения законности и обоснованности уголовного преследования, что является непременным условием этой деятельности;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. Это полномочие также, с одной стороны, является надзорным полномочием прокурора и, как и иные надзорные полномочия в досудебном производстве по уголовным делам, носит властно-распорядительный характер. С другой стороны, прекращение уголовного дела означает также и прекращение уголовного преследования (ч. 3 ст. 24 УПК).

В п. 17 ч. 2 ст. 37 УПК говорится об иных полномочиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Часть 3 ст. 37 УПК посвящена письменным указаниям прокурора органу дознания, дознавателю, следователю. В ней прямо закреплено, что эти указания являются обязательными. Вместе с тем ссылкой на ч. 3 ст. 38 УПК законодатель обратил внимание на те случаи, когда, в отличие от общих правил, обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору приостанавливает их исполнение. Количество таких возможных ситуаций в сравнении с УПК РСФСР увеличилось. Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого (новое положение в сравнении с УПК РСФСР); 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий (также новое положение, содержащееся в УПК); 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия (новое положение).

В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного расследования по данному уголовному делу другому следователю. Это положение означает, что все споры между государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, должны окончательно разрешаться вышестоящим прокурором.

Прокурор в соответствии с гл. 31 УПК наделен правом принимать решения и совершать действия по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом (подробно об этом см. разд. 10.5).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...