Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товар и его роль в современном мире




Введение

надежность товар качество

Важным показателем качества товара является надежность товара. Весомость этого показателя в группе потребительских свойств при оценке конкурентоспособности товара достаточно высока. В связи с тем, что в настоящее время произошло расслоение общества по степени материальной обеспеченности, повышение надежности товара, рассчитанного на малообеспеченное население, является актуальной задачей.

Для повышения конкурентоспособности товара и защиты потребителей очень важны их гарантии производителей о сроке службы товара. Поэтому разработка оперативных и научно-обоснованных методов прогнозирования надежности товара также актуальна.

Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.

В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов.

Целью работы является определение значения, структуры и характеристики надежности как комплексного свойства товаров.

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

· исследование товара и его роли в современном мире;

· исследование потребительских свойств товара;

· анализ качества товара;

· исследование надежности как комплексного свойства товара.

Объект работы - надежность товаров. Предмет - значение, структура и характеристика надежности как комплексного свойства товаров.

В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.

Товар и его роль в современном мире

 

1.1 Потребительная стоимость товара

надежность потребительский качество

Потребительная стоимость - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно [41].

На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие:

• Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример. Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.) Интенсивность труда - затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. (Пример: Если в прошлом примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16 часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях останется прежней.)

• Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена (редукция). При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

 

1.2 Качество товара

 

Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Под продукцией или услугой понимается как результат деятельности или процессов, так и деятельность или процесс, например, предоставление какой-либо услуги при сервисе или выполнение производственного процесса. Услуга - это такой же вид продукции, как и само изделие. Международные стандарты ИСО (International Organization for Standardization - ISO), МЭК и другие не делают между ними различий. Поскольку речь идет о промышленной продукции, под качеством будем понимать толь качество продукции, кроме отдельно оговоренных случаев.

Качество - понятие динамическое: поскольку со временем потребности могут изменяться, необходимо периодически пересматривать и требования к качеству. Поскольку качество - совокупность свойств, необходимы показатели для их описания и количественные характеристики для их оценки.

Метод системного управления качеством TQM (Total Quality Management) получил широкое распространение. Согласно этому методу устанавливается единая схема разработки и внедрения.

Этапы схемы:

1) обследование производства, подготовка доклада;

2) выбор модели управления качеством;

3) разработка программы качества и руководства по ее реализации;

4) определение сроков программы; внесение исправлений, принятие окончательного решения;

5) включение мероприятий программы в общий план работы;

6) запуск программы;

7) поддержка и контроль руководством и специальных консультантов.

Эффективная система качества должны удовлетворять запросы и ожидания потребителей и фирмы посредством контроля ресурсов, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов.

Понятия «Всеобщий менеджмент качества» (TQM) и «Система всеобщего менеджмента качества» (Total Quality Management System (TQMS)) были введены в Министерстве обороны США. Инициатива четкого определения термина «total quality» исходила от управления девяти лидеров промышленных корпораций США. В 1992 г. было дано четкое определение этого термина [].

В Европе Европейским фондом менеджмента качества (European Foundation for Quality Management (EFQM)) «Business Excellence» («превосходство в бизнесе») на основе TQM были разработаны модели делового совершенства - сегодня признанная моделей оценки достижений по внедрению принципов и методов TQM на предприятии [3].

TQM также является основным принципом в японском механизме управления качеством. TQM пропагандирует отход от противопоставления качества и количества товара. В данной системе исключается возможность снижения качественных характеристик продукции для увеличения ее объемов. При увеличении сбыта продукции необходимо осуществить выбор способов, исключающих негативное влияние на качество продукции.

Стоимость поставок материалов, узлов и деталей может в отдельных фирмах 50 - 60% стоимости готовых изделий. При этом уровень качества товаров зависит от качества узлов, поставляемых субподрядными фирмами, многие из которых - мелкие фирмы с устаревшим оборудованием. Так крупные корпорации («Сони», «Ниссан», «Тойота» и др.) распространяют практику контроля качества на независимые фирмы субподрядчиков.

Значение при повышении качества и улучшении организации труда играют кружки контроля качества. Такой кружок качества - это группа рабочих производственного участка (4 - 8 человек). При большей численности, высказаться удается не всем. Кружок качества собирается 1 - 2 раза в неделю на 1-1,5 часа для выявления проблем, влияющих на эффективность производства, качество продукции, и подготовки предложений по их устранению.

Особенность кружков качества - целенаправленность работы по улучшению качества, существование единой методической базы. Все участники обучаются методам статистического контроля качества, анализа проблем и выработки оптимальных решений. Так существует возможность содержательно анализировать производственные проблемы, оценивать их влияние, разрабатывать решения и внедрять их.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой объединение нескольких систем менеджмента предприятия с целью устранения противоречий с одной стороны и дублирования с другой.

Сегодня в России устанавливают требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей в различных областях общего менеджмента. Определяющим достоинством стандартов общества стандартизации в промышленности (Manufacturers Standardization Society - MSS) является систематизация требований к деятельности организации в конкретных областях менеджмента и создание предпосылок для продвижения этих систем к деловому совершенству.

Так, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Национальный стандарт РФ. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем устанавливает общие основы для описания жизненного цикла систем, созданных людьми, определяет детально структурированные процессы и соответствующую терминологию. Определенные совокупности этих процессов могут быть реализованы на любом иерархическом уровне структуры системы. Выбранные из этих совокупностей процессы могут быть использованы в течение всего жизненного цикла системы для реализации и управления отдельными стадиями жизненного цикла, что осуществляется путем вовлечения всех участников, заинтересованных в достижении конечной цели - удовлетворенности заказчиков [4].

 В данном стандарте представлены также процессы, которые поддерживают определение, контроль и совершенствование процессов жизненного цикла внутри организации или в рамках какого-либо проекта. Организации и проекты могут применять эти процессы при приобретении и поставке систем.

Стандарт распространяется на системы, которые созданы человеком и состоят из одного или нескольких следующих элементов:

· технические средства;

· программные средства;

· люди;

· процессы (например, процесс оценки);

· процедуры (например, инструкции оператора);

· основные средства и природные ресурсы (например, вода, объекты живой природы, минералы).

В основу стандарта ГОСТ Р ИСО 10014 - 2008 положены взаимосвязанные принципы менеджмента, используемые для разработки и/или улучшения процессов и необходимые для достижения поставленных целей организации [5].

Существуют следующие принципы менеджмента:

· ориентация на потребителя;

· лидерство руководителя;

· вовлечение работников;

· процессный подход;

· системный подход;

· постоянное улучшение;

· принятие решений, основанное на фактах;

· взаимовыгодные отношения с поставщиками.

ИСМ позволяет связать в единое целое различные аспекты деятельности предприятия.

Зарубежные предприятия давно практикуют внедрение ИСМ. Потребность в таких системах появилась в последние годы и у российских компаний, накоплен уже достаточный опыт в области создания ИСМ. Наибольшее распространение в России получили стандарты на следующие системы [6]:

• менеджмента качества - стандарты ИСО серии 9000;

• экологического менеджмента - стандарты ИСО серии 14000;

• менеджмента промышленной безопасности и охраны труда - стандарты по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала (Occupational Health and Safety Assessment Series - ОНSАS) серии 18000;

• социального и этического менеджмента - стандарт социальной ответственности (Social Accountability - SА) 8000;

• менеджмента качества предприятий, производящих медицинские изделия - стандарт ГОСТ Р ИСО 13485-2004.

Существует два подхода создания ИСМ. Первый состоит в том, что базовая система менеджмента компании последовательно дополняется другими системами менеджмента. Основа формирования ИСМ компании - система менеджмента качества, разработанная согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Во втором случае предполагается разработка полностью интегрированной модели, объединяющей в едином комплексе несколько систем менеджмента. Обязательный минимум требований для успешного развития компании содержат два международных стандарта на системы менеджмента: ИСО 9001 и ИСО 14001. Поэтому самой простой и наиболее часто встречающейся моделью является ИСМ, отвечающая требованиям именно этих стандартов, что подтверждает как мировая, так и отечественная практика.

Приведем принципы системы TQM. Среди них выделяют:

· установление соответствия целей и плана повышения качества;

· разработка новой философии качества;

· исключение частых проверок и аудитов качества;

· снижение значимости критерия стоимости при выборе поставщиков;

· непрерывная идентификация проблем;

· организация обучения сотрудников;

· организация обучения управленческого персонала;

· исключение страха персонала;

· исключение барьеров между отделами предприятия;

· внедрение реализуемых лозунгов на предприятии;

· оптимизация рабочих стандартов и количественных показателей на производстве;

· ликвидация системы рейтинговой оценки сотрудников;

· поощрение инициативности;

· внедрение образовательных программ.

Администрация предприятия должна создать и опубликовать для персонала предприятия документ о намерениях с планом и ясным определением целей. Цели должны быть обязательно достигнуты.

Суть новой философии качества состоит в том, что абсолютно каждый сотрудник предприятия обязан:

· ориентироваться в своей деятельности на повышение качества;

· усвоить свои обязанности;

· придерживаться требований новой философии.

Отличие новой философии от существующей заключается в отсутствии верхней планки качества. Качество продукции совершенствуется постоянно и постоянно растут показатели качества.

Продукция неудовлетворительного качества не должна быть реализована. В предприятии должно быть введено правило о том, что дефекты могут возникать, но такая продукция не может быть выпущена на рынок.

Поскольку цель проверок качества - улучшение процессов и снижение затрат, а не поиск дефектов, то необходимость в проведении частых инспекциях может быть исключена посредством обеспечения изначального качества работы.

Не следует заключать договоры, обещающие самые низкие затраты (и подразумевающие худший результат). Необходимо минимизировать полную стоимость проекта. Следует налаживать связи с постоянным поставщиком высококачественного сырья. В таком случае можно выстроить длительные деловые отношения, базой которых будет выступать:

· лояльность;

· доверие.

Предприятие должно быть нацелено на перманентное совершенствование системы управления и контроля качества. Всеобщее управление качеством не имеет конца и представляет собой непрерывный процесс. Словосочетание «постоянное улучшение» есть общая забота для всего предприятия.

Необходимо внедрить современные методы формального обучения, в том числе в отношении новых сотрудников. Обучение возможно и для внешних заказчиков, в случае если оно ориентирует заказчиков на цели предприятия. Затем предприятие будет ожидать контрагентов качества определенного уровня. При этом обучение контрагентов будет бесполезным.

Необходимо организовать обучение администрации предприятия. Целью управленцев должны стать:

· указания на выполнение работы;

· помощь в выполнении работы.

Менеджеры предприятия должны быть хорошими лидерами.

Должен быть исключен страх работников. Они не должны бояться придумывать собственные идеи по совершенствованию работы предприятия, высказывать их и реализовывать.

Руководство не должно наказывать сотрудников за инициативы и неудачные результаты реализации этих инициатив.

В компании должна быть создана атмосфера доверия и новаторства, чтобы каждый сотрудник мог эффективно работать на благо улучшения организации в целом. Множество страхов на работе вызвано количественными оценками качества работы. Работники стремятся делать требуемое, чтобы получить хорошие оценки, не имеющие отношения к качеству. Сотрудники не должны бояться вносить новые идеи, и организация должна терпимо относиться к неудачам, когда работники экспериментируют с новыми идеями.

Исключение барьеров между отделами. Руководство должно установить между отделами взаимодействие, а не конкуренцию. Это должно оптимизировать усилия команд в направлении намерений и целей организации, а не разжигания конкуренции отделов.

Следует исключить пустые лозунги и призывы к полному искоренению дефектов и ошибок, повышению продуктивности без предоставления работникам средств и описания методов достижения таких высот. Такие лозунги создают конфликтные взаимоотношения. Основная масса причин низкого качества и непродуктивности работы в организациях относится к системе управления и превышает возможности сотрудников изменить что-либо в системе.

Администрация предприятия должна ставить повышение качества услуг выше, чем количественные показатели:

Достижение целей не должно зависеть только от стремлений. Руководство менеджеры должны разработать методы повышения качества, привлечь руководство к помощи работникам в достижении их личных целей.

Необходимо предоставить возможность персоналу предприятия гордиться выполненной работой. Организации должны отменить систему рейтинговых оценок заслуг и не обвинять работников в отказах систем, которые находятся вне их контроля.

Необходимо поощрять и стимулировать:

· развёрнутые образовательные программы;

· программы пере- и повышения квалификации;

· привлекать ведущих специалистов-инструкторов, для обучения и воспитания персонала.

Необходимо ввести обучение, относящееся к статистическому представлению об организации, расширить его до общего видения процессов. В результате будет получено представление об организации в целом, как о едином организме.

Каждого сотрудника необходимо нацелить на внесение пусть малых преобразований, но для улучшения всей компании. Преобразование - это работа каждого сотрудника, а не только руководства.

Исходные сведения для анализа качества объекта управления согласно TQM:

· контрагент;

· задача (предварительное понимание задачи);

· назначенный руководитель проекта;

· предварительный состав участников проекта.

Результирующие сведения:

· завершенные работы;

· подготовленная отчетная документация.

Возможная модель управления проектами качества.

1. Выделение только трех фаз проекта:

· инициирование;

· выполнение;

· завершение.

2. Выделение четырех важнейших подсистем управления: управление результатами; управление временем и работами; управление знаниями; управление затратами.

Выбор вышеуказанных элементов является экспертным мнением. Исходной посылкой является то, что необходимо отработать важнейшие элементы проектной технологии. В дальнейшем возможно расширение используемых инструментов и технологий.

Как дополнительная выделяется подсистема управления качеством.

В рамках всех выделенных выше подсистем должны быть разработаны регламентные действия в случае возникновения отклонений в реализации проекта.

В качестве экспертных идей предлагаются следующие: минимизация документов по ведению проектов; выделение главных инструментов в каждой из подсистем управления, а именно одна подсистема - один важнейший документ.

В основу реализации модели управления проектами заложены следующие ключевые тезисы: технологические особенности бизнеса компании; организационное разделение ответственности между задачами целеполагания и выполнения работ по достижению поставленных целей; одна подсистема управления - один главный инструмент (но не единственный); документирование значимых для реализации проекта событий и результатов.

Основные знания компании выражаются в следующем: порядок работ (внутренний план-график); шаблоны используемых документов по проекту; программно-технические наработки (конфигурации, настройки и т.п.); экспертный контроль реализации проектов.

3. Роли - зоны ответственности.

Роли (зоны ответственности) описываются следующими понятиями:

· ответственность за результат - выполнение работ и принятие решений по использованию доступных ресурсов, направленных на достижение выделяемого результата;

· ответственность за ресурсы - принятие решений по использованию доступных (выделяемых) ресурсов, в рамках бюджета проекта.

Ответственность выражается в следующих формах:

· действия;

· принятие решений;

· утверждение - право высказывания мнения и влияние на принятие определенных решений;

· контроль - проверка соответствия результата определенным требованиям;

· система менеджмента качества (СМК) - система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации.

Приведенные принципы всеобщего качества являются базой всеобщего управления качеством и предостерегают предприятия от ликвидации, позволяют ему добиться успехов на рынке и достичь конкурентоспособности.

TQM возможно применять при жесткой системе контроля качества на всех этапах производства. Для этого необходимы большие материальные затраты, которые могут быть направлены на решение других проблем, например, на совершенствование оформления товара.

Поскольку современные стандарты качества содержат как качественные, так и количественные критерии оценки качества товара, то принципы TQM сегодня становятся фундаментальными и используются при построении бизнес-планов и направлений развития предприятия, создания рабочих коллективов.

Результатом использования принципов TQM становится награждение товаров отличительными знаками качества, что является рекламой и стимулом повышения качества товара.

В дальнейшем, принципы TQM будут внедрены на всем предприятии по всем направлениям управления объектом. Здесь важен личный вклад каждого сотрудника. Успешность применения системы основывается на осознании каждым челном трудового коллектива его роли в повышении качества товара.

Методологически для предприятия в данной системе важны два принципа. Первый - клиенты предприятия имеют жизненно важное значение для деятельности организации. Так, без клиентов - нет бизнеса, без бизнеса - нет организации. Так, цель предприятия - сохранять и увеличивать число клиентов, удовлетворенных высоким качеством продукта, расширить их число.

Уникальным TQM также делает требование перестройки структуры методов управления, посредством которой центральное значение в принятии решений предается клиентам и служащим.

Еще одни важнейший принцип TQM - извлечение информации со всех уровней управления предприятием, с рабочих мест. Так, исходя из убеждения, что сотрудники стремятся к качественной работе, но им мешает то, что руководство не прислушивается к их мнению. В противном случае, руководство бы создало рабочее пространство, основанное на идеях сотрудников.

Согласно TQM управляющие предприятия - это лидеры, “не только работающие в системе, но также и над совершенствованием системы”. В системе можно добиться непрерывного улучшения качества в случае, если руководство понимают, что состав систем - это взаимозависимые элементы и работают над нацеливанием элементов на достижение качества. Для такого типа лидерства необходима гарантия улучшения качества продукции “постоянно и всегда” и удовлетворения потребителей.

Принципы TQM представляют собой среду, необходимую для роста качества, которая проповедует специальные изменения, необходимые к осуществлению руководством в случае, если они стремятся улучшить систему. Представим реализацию данных принципов в виде системы:

· Отношения с клиентами - внешними и внутренними. Внутренний клиент - это человек, который своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом производит продукцию требуемого качества.

Внешний клиент представляет собой человека, для которого и производится продукция. Например, в ВУЗе, в котором также могут применятся принципы TQM, внутренними клиентами выступают студенты, абитуриенты, их семья, персонал вуза, профессиональный преподавательский состав.

Внешние клиенты - это работодатели и другие образовательные учреждения. Косвенные внешние клиенты - это государство и общество в целом.

· Полномочия служащего. Принципы TQM начинают реализовываться на верхнем уровне управления, проникая на каждое рабочее место. TQM не будет внедрено без вовлечения в систему всех рядовых сотрудников. Поскольку сотрудники знают о своей работе больше руководителей, их вовлечение жизненно важно для улучшения системы. В таком случае, обязанностями менеджера является организация непрерывного обучения сотрудников методам TQM, вовлекать сотрудников в процедуру принятия управленческих решений, прислушиваться к предложениям по изменению системы и работать над реализацией предложений.

· Непрерывный сбор и использование статистических данных подразумевает контроль технологического процесса, постоянный сбор статистических данных так, что проблемы определяются, до их возникновения. Большое число предприятий контролирует качество продукции, производя массовые проверки, определяющие количество низкокачественных продуктов. TQM требует контролировать технологический процесс при постоянном сборе статистических данных. Делается это для того, чтобы проблемы были зафиксированы до их возникновения, иначе будет поздно их решать. В случае, когда произошла фиксация проблемы, она должна быть центром обсуждения и принятия решения. После того, как решение было принято, необходимо зафиксировать изменения, произошедшие в результате него. Лучше тратить ресурсы на эту цель, а не искать виноватого.

Социально-психологический климат необходимо также создавать для совершенствования качества продукции или услуги. Необходимо создать среду, способствующую единству коллектива, готовности трудового коллектива к планируемым изменениям, что требует формирования благоприятной для сотрудников атмосферы обсуждения проблем, и поддержки ими решений. Руководители должны устранять барьеры между подразделениями с целью реализации взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, TQM, бывший ранее привлекательной теорией стал эффективным метод управления организацией и был признан в качестве стратегического метода обеспечения высокого качества продукции и снижении себестоимости продукции.

TQM является мировоззрением, системой отношений, философией организации. Современная и эффективно действующая система менеджмента качества не может быть построена без осознания и принятия принципов всеобщего менеджмента качества.

Рассмотрим возможность применения принципов TQM на практике в сфере образования. В данной сфере TQM способен улучшить качество образования, увеличить производительность труда, уменьшить стоимость обучение в вузе.

Таким образом, принципами систем качества являются:

· ориентация на потребителя;

· лидерство руководителя;

· вовлечение работников;

· процессный подход;

· системный подход;

· постоянное улучшение;

· принятие решений, основанное на фактах;

· взаимовыгодные отношения с поставщиками.

 

1.3 Потребительские свойства товаров

 

Потребительские свойства товара представляют собой совокупность свойств, которые удовлетворяют потребности или ожидания индивидуальных потребностей. В пример потребительских свойств можно привести: свойства продуктов питания, эстетические свойства товаров. Потребительскими свойствами характеризуется готовая продукция, реализуемая в розничной торговле.

Среди потребительских свойств выделяют надежность, представляющую собой способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и эксплуатации в течение заранее оговоренных сроков. При этом надежность товара подвержена постепенному изменению в результате хранения, потребления и эксплуатации товара [28].

Свойство надежности товара не безгранично и имеет свой запас - ресурс, измеряемый во времени. При этом степень надежности товара изменяется постепенно, что дает возможность использования товара в соответствии с назначением.

Кроме того, на основании критерия надежности выделяют подгруппы: долговечность, срок эксплуатации, ресурс, безотказность, 3) ремонтопригодность, сохраняемость.

Эргономические свойства представляют собой способность товара формировать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей согласно характеристикам потребителя.

Выделяют также антропометрические свойства, которые представляют собой способность товаров в процессе эксплуатации соответствовать измеряемым характеризующим потребителя. К примеру, средний размер обуви в Китае меньше, чем в России. Такие свойства должны создавать комфорт для потребителя. Значение эти характеристики имеют для непродовольственных товаров, особенно, одежды и обуви.

Физиологические свойства представляют собой способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека в процессе использования товаров.

Психологические свойства представляют собой способность товаров обеспечивать душевную комфортность. Выражением психологических показателей могут выступать: вкус, цвет, громкость, тембр звучания, яркость изображения [28].

Органолептические качества товара основываются на физиологическом и психологическом состоянии данного человека.

Функциональные свойства товара представляют собой отражение способности товаров выполнять свои функции. Так, например, для продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров - это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...