Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
ПОЙМАЙ ШАРИК. 1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.). 2 балла —ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда дается. 3 балла — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный. 4 балла —ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. 1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял. 2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет. 3 балла — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет. 4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. 1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.). 2 балла — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. 1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.). 2 балла — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен. 3 балла — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат. 4 балла — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. 1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.). 2 балла — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет. 3 балла — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут. 4 балла — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ.
1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения. 2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату. 4 балла — ребенок сличает цвета; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. 1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом). 2 балла — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может. 3 балла — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный. 4 балла — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК. 1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату. 2 балла — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен. 3 балла — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ. 1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели. 2 балла — ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания. 3 балла — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий. 4 балла — ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате. НАРИСУЙ. 1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет. 2 балла — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действие обеих рук.
3 балла — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; пони мает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук. 4 балла — ребенок выполняет задание соответствен: но речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Методика Косса Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» с. 181-185
Описание. Классический вариант методики включает 16 разноцветных красно-бело-сине—желтых кубиков с размером стороны 18x18 мм и комплект из 18 разноцветных узоров. Размер цветных изображений чуть меньше, чем размер реально складываемых узоров. В работе с детьми от 3 до 10-12 лет авторы считают целесообразным предложить к использованию неполное количество кубиков и, соответственно, тестовых узоров, поскольку оставшиеся 6 узоров трудно распределить по градации усложнения. Кроме того, работа с большим, чем 9, количеством кубиков не дает принципиально новой информации для задач исследования перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (конструктивного праксиса) и пространственных представлений ребенка.
Материал. Набор четырехцветных кубиков (9 штук), альбом цветных узоров (12 узоров), расположенных в порядке усложнения. Градация сложности была апробирована нами на протяжении 1985-1997 гг. в работе с детьми г. Москвы и Московской области. Возрастной диапазон использования. Методика может быть использована в работе с детьми от 3,5 до 9-10 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|