Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Процедура проведения и регистрации результатов




ИнструкцияПеред ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пус­тые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:

« Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треуголь­нике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повто­рить, где и что нарисовать — устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигу­ры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых.

Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозна­чения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика мо­жет быть использована и в ситуации групповой диагностики.

Детям до 5,5—6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6—7 строк (60—70 фигур). Анализ результатов выполне­ния методики при этом остается прежним.

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундо­мер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек пря­мо на бланке, О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее.

Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец.

В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старатель­но, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка.

 

Анализируемые показатели

  • возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);
  • целенаправленность деятельности;
  • параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
  • количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу (индекс правильности);
  • количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
  • число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика измене­ния количества ошибок);
  • распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа — в данном случае анализируются как характер распределения ошибок в про­странстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на коли­чество ошибок;
  • характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т. п.).

Возрастные нормативы выполнении



  • К 5-5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в част­ности пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» обычно не более чем на 5—6 строк). Темп деятельнос­ти, как правило, неравномерен.
  • К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает обра­щаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятель­ности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мо­тивации.
  • После 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «воз­вратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики счи­тается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправ­лением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на соб­ственные отметки на бланке.

 

Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок Б. В. Зейгарник

 

Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» с. 242-244

 

Описание.

Методика предъявляется, как правило, устно, с учетом особенностей слухоречевого запоминания ребенка, хотя задания могут быть предъявлены и в виде текста (бланковый вариант). Желательно, чтобы метафоры и пословицы (крылатые выражения) также были выстроены в логике возрастания их сложности для понимания и предъявлялись ребенку, начиная с доступного по возрасту уровня сложности.

Процедура проведения

Ребенку предлагается сказать, что подразумевает взрослый, когда говорит определенную фразу или словосочетание.

Инструкция. «Вот говорят иногда... золотая голова (или любая другая метафора или пословица, поговорка). Что можно сказать об этом человеке? Какой он?»

Саму инструкцию можно повторить: «Что хотят этим сказать? О каком человеке так говорят?»

В соответствии с предлагаемыми метафорами или фразами инструкция модифицируется. Например (для ребенка 6-7-летнего возраста): «Еды "кот наплакал". Что это значит?»

Как показано на предыдущем примере, в зависимости от ответа ребенка можно модифицировать инструкцию с большей или меньшей долей помощи в ней. Так, можно спросить: «Еды "кот наплакал "» — значит много или мало?» И тому подобное.

Анализируемые показатели

• характер деятельности ребенка (доступность задания в целом);

• уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень сложности понимаемого переносного смысла);

• возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого;

П критичность ребенка к результатам своей деятельности, отношение к заданию.





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.