Процедура проведения и регистрации результатов
Инструкция Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать — устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигуры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых. Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика может быть использована и в ситуации групповой диагностики. Детям до 5,5—6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6—7 строк (60—70 фигур). Анализ результатов выполнения методики при этом остается прежним. После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек прямо на бланке, О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее. Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец. В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка.
Анализируемые показатели
Возрастные нормативы выполнении
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок Б. В. Зейгарник
Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» с. 242-244
Описание. Методика предъявляется, как правило, устно, с учетом особенностей слухоречевого запоминания ребенка, хотя задания могут быть предъявлены и в виде текста (бланковый вариант). Желательно, чтобы метафоры и пословицы (крылатые выражения) также были выстроены в логике возрастания их сложности для понимания и предъявлялись ребенку, начиная с доступного по возрасту уровня сложности. Процедура проведения Ребенку предлагается сказать, что подразумевает взрослый, когда говорит определенную фразу или словосочетание. Инструкция. «Вот говорят иногда... золотая голова (или любая другая метафора или пословица, поговорка). Что можно сказать об этом человеке? Какой он?» Саму инструкцию можно повторить: «Что хотят этим сказать? О каком человеке так говорят?» В соответствии с предлагаемыми метафорами или фразами инструкция модифицируется. Например (для ребенка 6-7-летнего возраста): «Еды — "кот наплакал". Что это значит?» Как показано на предыдущем примере, в зависимости от ответа ребенка можно модифицировать инструкцию с большей или меньшей долей помощи в ней. Так, можно спросить: «Еды — "кот наплакал "» — значит много или мало?» И тому подобное. Анализируемые показатели • характер деятельности ребенка (доступность задания в целом); • уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень сложности понимаемого переносного смысла); • возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого; П критичность ребенка к результатам своей деятельности, отношение к заданию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|