Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные нормативы выполнения




• Серия 1 (изображения № 1-4) в целом рассчитана на детей 3-5 лет.

• Серия 2 (изображения № 5-8) — на детей 5-6-летнего возраста.

• Серия 3 (изображения № 9-12) предназначена, в основном, для детей 6-7 лет.

• Серия 4 (изображения № 13-16) ориентирована на нормативное выполнение детьми от 7 до 10-летнего возраста.

• Серия 5 (изображения № 17-20) предназначена для нормативного выполнения детьми старше 10 лет.

 

 

Корректурные пробы (Тест Бурдона)

Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». С. 147-149

 

Описание.

Данный тип методик в целом аналогичен по своим целям и задачам методике Пьерона-Рузера, но используется для детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Корректурные пробы также предназначены для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, изучения особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявлений признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности. Существуют как буквенные, так и графические варианты методики.

Процедура проведения

При работе с корректурной пробой ребенку предлагается поочередно опознавать и определенным образом зачеркивать элементы (конкретные буквы, определенного вида или специфическим образом ориентированные графические объекты и т. п.), число которых варьируется с учетом возраста ребенка и специальных целей исследования. Так, буквенная корректурная проба очень показательна при исследовании детей с оптико-пространственными дисграфиями, в том числе и в динамическом плане — как оценка результативности коррекционных мероприятий. Графические корректурные пробы более адекватны в работе с детьми дошкольного возраста.

Анализируемые показатели

· темповые характеристики деятельности (скорость «выполнения» строк, ее изменения);

· параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); О количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптического типа и т. п.);

· динамика распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

· наличие факторов пресыщения или утомления;

· ведущий тип мотивации ребенка.

Анализ результатов

По количеству правильно выделенных элементов можно установить степень устойчивости внимания, его активный объем, возможность распределения внимания (в соответствии с числом необходимых для выделения элементов). Распределение ошибок на корректурном бланке позволяет оценить особенности внимания. Если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с пресыщением или утомлением (снижение работоспособности), если же ошибки распределяются достаточно равномерно — это свидетельствует скорее о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации. Волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания. При наличии случайных или специальных помех во время выполнения задания можно делать выводы о стойкости внимания, помехоустойчивости ребенка.

Возрастные нормативы выполнения

• Графические корректурные пробы (два-три выделяемых элемента) в целом доступны для детей 6—7 лет.

• Буквенные корректурные пробы полностью доступны для детей, начиная с 7—8-летнего возраста, при условии идентификации букв русского алфавита и сохранном зрении, а также при отсутствии специфических нарушений восприятия (оптико-пространственного типа) и чтения.

 

Счет по Крепелину (модификация Р. Шульте)

Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». С. 149-150

Описание.

Методика была предложена для исследования работоспособности (упражняемости), выявления параметров утомления и врабатываемости в определенный тип действий. Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте.

Обязательным условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20, что предъявляет требования не только к возрасту ребенка, но и к знанию им программного материала.

По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Процедура проведения

Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр в уме и говорить психологу только получаемый результат (соответственно, сумму или разность между верхним и нижним числом). Ребенка заранее предупреждают о том, что специалист будет делать свои пометки на листе (они выставляются каждые 30 секунд (или каждую минуту) в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок).

 

Анализируемые показатели

• доступность полного удержания инструкции (программы, алгоритма выполнения задания);

• параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переключения);

• темп работы;

• разница темпа сложения чисел и темпа их вычитания;

• наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация этих процессов);

• определение периода врабатываемости в деятельность (по оценке временных характеристик выполнения).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...