Возрастные нормативы выполнения
• В норме дети уже 4,5—5,5 лет выполняют задание (как правило, без счета) в полном объеме, способны легко переключаться с признака на признак, раскладывать карточки по таблице после минимального обучения (размещении психологом 3—4 карточек на таблице), не нуждаются в повторении инструкций, допускают лишь единичные ошибки. • Для детей 6 лет и старше, как правило, уже не требуется развернутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте допустим «уход» счета (если ребенок им владеет) при распределении внимания по трем признакам одновременно в ситуации работы с таблицей. • Начиная с 6,5—7-летнего возраста, нормативным является выполнение методики с единичными самостоятельно и быстро исправляемыми ошибками в полном объеме (чаще всего даже со счетом), с незначительной ориентировкой на этапе работы с таблицей.
20. Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» с. 244-249
Описание. Отечественным исследователем, впервые описавшим и использовавшим для исследования больных эту методику (так же, как и методики Нелепицы, Разрезные Картинки, Установление последовательности событий), следует считать А. Н. Бернштейна (1911) [12]. Более того, такие рассказы, как «Бараночка» и «Спор зверей», приведены в этой работе практически в том же виде, в котором используются до сих пор. В настоящее время известны практически единичные работы, в которых описываются стимульный материал и подходы к исследованию подобного рода. Цель. Оценка возможности понимания смысла рассказа, то есть определенного уровня осмысления, и отношения к содержанию текста.
В соответствии с классификацией типов предъявления текстов Н. Л. Белопольской (1999) существует три типа предъявлений: • стандартный; • персонифицированный (когда ребенок выступает как бы действующим лицом рассказа); • драматизированный (разыгрывание сюжета рассказа в реальном плане). Возрастной диапазон применения. Рассказы в логике усложнения понимания скрытого смысла могут предъявляться детям от 4,5-5 лет до 9-10-летнего возраста.
Процедура проведения Все используемые рассказы предъявляются детям на слух с обязательным учетом особенностей слухоречевого запоминания, а в ряде случаев (при суженном объеме слухоречевого запоминания или достаточной длине текста) возникает необходимость попросить ребенка своими словами повторить рассказ. Это оказывается чрезвычайно важным, поскольку понимание текста рассказа находится в прямой зависимости от возможности ребенка запомнить (сохранить) его содержание. Суть задания заключается в ответе ребенка на вопрос, следующий за самим рассказом. Этот вопрос (ряд вопросов), по сути дела, являются инструкциями. Специально построенные вопросы могут являться и вариантами помощи ребенку. Если ребенок затрудняется в ответе на поставленный вопрос или отвечает неправильно — может задаваться ряд наводяших вопросов, зависящих в том числе и от возраста ребенка, задач исследования и т. п. В данном руководстве предлагается определенная последовательность таких вопросов-подсказок, все больше упрощающая основную задачу (поиска смысла рассказа). После каж дого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но и вернуться к основному вопросу. Таким образом, становится очевидным необходимый объем помощи ребенку. Примерная процедура проведения исследования Сахар Мама налила мальчику стакан чая и положила туда два кусочка сахара. Мальчик не стал пить горячий чай, а подождал, пока тот остынет. Пришел, смотрит, а сахара в стакане нет!
Основной вопрос: «Куда делся сахар?» Правильным ответом, естественно, будет ответ ребенка: «растворился» (вариант: «растаял в горячем чае»). При невозможности правильного ответа на основной вопрос следует вопрос-подсказка 1. Вопрос-подсказка 1: «Какой стал чай?» При правильном ответе ребенка: «сладкий» — идет возврат к основному вопросу. При неадекватном ответе — например: «холодный» — задается следующий вопрос-подсказка 2. Вопрос-подсказка 2: «Какой стал чай по вкусу?» При правильном ответе ребенка (или прямой помощи взрослого) — «сладкий» — идет возврат к основному вопросу. При непонимании смысла и после второго вопроса-подсказки задание либо прекращается и считается невыполненным, либо инструкция персонифицируется (драматизируется) и подается более развернутый вид помощи. Такая расширенная проработка задания и помощи ребенку зависит от целей исследования и, в основном, требуется для работы с детьми с тотальным недоразвитием или с детьми 4-5-летнего возраста. Авторам представляется следующая логика усложнения текстов, ориентированная на заложенный в них подтекст, скрытый смысл. Примерные тексты рассказов (стимульный материал методики) 1. Сахар (текст рассказа и процедура проведения исследования приведены выше). Саша Саша проснулся утром грустный-грустный. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и ушла. Основной вопрос: Почему Саша проснулся грустный? Вопрос-подсказка 1: Зачем мама дала Саше таблетку? Вопрос-подсказка 2: Когда ты пьешь таблетки? Вопрос-подсказка 3: Саша был здоров? Дополнительный вопрос: Какая была погода на улице? Вопрос-подсказка 1 (к дополнительному вопросу): Что мама взяла с собой?
Горькое лекарство Мама болела. Доктор выписал маме лекарство. Оно было горьким. Таня решила помочь маме. Она взяла и выпила мамино лекарство. Основной вопрос: Помогла ли маме Таня? Вопрос-подсказка 1: Зачем доктор выписал маме лекарство? Вопрос-подсказка 2: Лечит ли горькое лекарство? 4. Спор зверей Поспорили как-то звери: что на свете всего вкуснее?
Петушок говорит: зернышки. Кошка говорит: сметана (вариант — молоко). Собака говорит: косточка. Основной вопрос: Кто из них прав? Что самое вкусное? (вариант: Так что же на свете самое вкусное?) Вопрос-подсказка 1: А что — для петушка зернышки не самое вкусное? Вопрос-подсказка 2: А для собаки косточка — не самое вкусное? Вопрос-подсказка 3: А ты что больше всего любишь? 5. Бараночка Шел голодный человек по дороге. Увидел — продают булки. Купил одну, съел — не наелся. Съел еще одну булку — опять не наелся. А потом купм маленькую бара-ночку (вариант — сушку), съел ее и наелся. И подумал: «Зря я покупал булки, деньги тратил. Надо было купить бараночку, я бы сразу и наелся». Основной вопрос: Чем наелся человек? Вопрос-подсказка 1: Зачем он покупал булки? Вопрос-подсказка 2: Можно ли наесться маленькой бараночкой (сушкой)? 6. Осел и муравей Шел осел в гору, навстречу ему муравей. Осел его спрашивает: «Муравей, муравей, а на горе трава высокая?» «Высокая, сочная!» — отвечает муравей. Забрался осел на гору, смотрит, а трава низкая, редкая. Он и кричит муравью: «Эй, муравей, ты зачем меня обманул?» Основной вопрос: Обманул ли муравей осла? Вопрос-подсказка 1: А муравей какой? Вопрос-подсказка 2: А осел какой? Вопрос-подсказка 3: Муравью трава какой казалась? Вопрос-подсказка 4: Почему муравью трава казалась большой? 7. Последний вагон В одном городе в метро часто случались аварии. При этом в аварию всегда попадал последний вагон поезда. Тогда начальник метрополитена приказал у каждого поезда отцеплять последний вагон. Основной вопрос: Стало ли аварий меньше? В случае предъявления рассказа такого уровня сложности не предполагается возможность задавать ребенку вопросы-подсказки.
Последний вагон (второй вариант рассказа) Как -то раз железнодорожное начальство заметило, что в авариях всегда страдает, бьется последний вагон. И решило тогда железнодорожное начальство отцеплять последний вагон, чтобы аварий стало меньше. Основной вопрос: Как ты считаешь, правильно ли оно поступило?Аварий действительно стало меньше?
Анализируемые показатели • характер поведения ребенка и отношения к заданию (рассказам); • доступный уровень сложности задания в целом; • возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого; • критичность ребенка к результатам своей деятельности; • характер трактовки предлагаемых рассказов (уровень сложности анализа текста, понимаемого переносного смысла).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|