Процедура проведения и регистрации результатов
Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом в случайном порядке раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного. Инструкция задается в словесной форме и одновременно в виде показа. Ребенка просят сложить из частей, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная. Инструкция 1А. «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта». Для детей младшего дошкольного возраста инструкция может предъявляться в игровой форме. Инструкция 1Б. «Вот тут один мшьчикразрезал картинку, надо ее сложить». Целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок сложил ее без затруднений. Если ребенок затрудняется, то специалист может сложить картинку или ее часть на глазах у ребенка (обучающая часть). а ребенку останется лишь закончить (дособрать) ее или сложить эту картинку еще раз, уже самостоятельно. В ситуации подобной помощи ребенку необходимо предъявить другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедиться в доступности задания для выполнения (перенос на аналогичный материал). Если ребенок вновь не понимает, что ему необходимо сделать, то специалист снова складывает основную часть изображения, побуждая ребенка действовать дальше. Если и это невозможно, то следует заменить складываемую картинку на такую же, но разрезанную более просто, оставив эталонную на месте, а в случае отказа, негативизма ребенка — попробовать поменять и эталонное изображение. После успешного выполнения предварительного ориентировочного задания ребенку предлагают самостоятельно выполнить более трудные варианты задания. Наличие нескольких комплектов одинаковых изображений позволяет выявить не только актуальный уровень развития перцептивно-действенного компонента мышления, но и оценить обучаемость ребенка новым для него видам деятельности.
Время проведения обследования зависит от возраста ребенка, темповых характеристик его психической деятельности и количества необходимой помощи со стороны взрослого. В протоколе фиксируются наименование предъявляемого изображения, вид разреза и количество составляющих его частей, и рядом характер деятельности ребенка, его эмоциональные и речевые реакции, вид и объем необходимой помощи, результативность выполнения задания. Виды возможной помощи: • стимулирующая помощь; • организующая помощь; • демонстрация конечного результата (дополнительная наглядная помощь); • предъявление частей разрезных изображений в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве; • обведение целого изображения рукой ребенка; • полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание. Анализируемые показатели • уровень доступной сложности задания; • преимущественная стратегия деятельности; • сформированность пространственного анализа и синтеза; П критичность ребенка к собственным результатам; • обучаемость ребенка. Анализ результатов Оценивается не только успешность выполнения, но и, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается, как правило, в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, нередко даже кантом к середине изображения, может инертно «зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не способен воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки характера познавательной деятельности ребенка.
В ряде случаев ребенок может правильно сложить форму изображения, но при этом контуры изображения могут не совпадать. Так может быть при работе с изображением кастрюли и мяча. В данном случае можно говорить о том, что, хотя формальные характеристики изображения соблюдены, само изображение получается не полностью идентичным эталонному образцу. Особенно часто это проявляется при складывании изображения мяча. Именно на таких «частично» правильно сложенных изображениях возможно оценить такой показатель, как критичность ребенка. Безусловно, при этом следует учитывать и возраст ребенка. Достаточно распространенным является зеркальное складывание рисунка по отношению к эталону. Это возможно в изменении лево-правого направления в изображении варежки, переворот собираемого изображения на 180° (по отношению к эталону) остальных рисунков. Такое складывание не является ошибочным, но свидетельствует, как правило, о специфике межфункциональной организации мозговых систем и, соответственно, об особенностях сформированности пространственных представлений ребенка. Часто складывание разрезных картинок, например, изображений, разрезанных на четыре равные прямоугольные части, вызывает трудности, в то время как аналогичные по сложности узоры Кооса в одноименной методике ребенок может складывать без затруднений. В этом случае можно сделать вывод о том, что ребенку проще обращаться с абстрактным материалом, нежели с конкретным. Эти же особенности мыслительной деятельности ребенка (предпочтение оперирования формальными признаками) будут, как правило, проявляться и при работе с другими методиками. Выявление подобных обстоятельств вызывает необходимость уточнения гипотезы обследования, более тщательного анализа эмоционально-личностных особенностей ребенка и специфических особенностей его мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|