Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный произведение мокьюментари фильм




Мокьюментари как особый вид киноискусства


Введение

 

На современном этапе развития киноискусства особое внимание уделяется проблеме жанра в кино. Вследствие синтеза различных видов кинематографических произведений появляется большое количество смежных жанров, использующих приемы сразу нескольких типов кино. Это такие жанры, как трагикомедия, совмещающая черты, свойственные комедии и высокой драме («Огни большого города» Чарльза Чаплина, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи); лирическая новелла, сочетающая в основе эпический и лирический жанры («У самого синего моря» Бориса Барнета); фильм-балет, комбинирующий художественные средства кино и балета («Анна Каренина» Маргариты Пилихиной) и др. Но особенно среди смежных типов кино выделяются мокьюментари произведения - игровые фильмы, использующие элементы и приемы документального кино («Зелинг» Вуди Аллена, «Конструктор красного цвета» Андрея Хорошева).

Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей кинематографических произведений жанра мокьюментари на примере фильмов «Первые на луне» Алексея Федорченко и «Ноги - атавизм» Михаила Местецкого.

Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью жанра мокьюментари, отсутствием четко определенных особенностей жанра.

Новизна работы заключается в том, что впервые выделяются основные черты и особенности жанра мокьюментари, проиллюстрированные на примере конкретных киноработ.

Цель данного исследования заключается в изучении мокьюментари как особого вида киноискусства. Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.  Изучить литературу по теме исследования.

2. Отобрать из корпуса работ данного жанра фильмы для исследования.

.   Обозначить особенности жанра мокьюментари.

.   В фильмах, отобранных для анализа, выявить черты, по которым их можно отнести к жанру мокьюментари.

Объектом исследования выступают кинокартины жанра мокьюментари «Первые на луне» Алексея Федорченко и «Ноги - атавизм» Михаила Местецкого. Предмет исследования - характерные особенности кинофильмов данного жанра.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней получили дополнение теоретические основы русского киноведения.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения на занятиях по дисциплинам «Телевизионная публицистика и основы документального кино» и «Основы творческой деятельности журналиста», использования ее материала для дальнейшего изучения жанра мокьюментари, также данная работа может послужить базой для написания других исследовательских работ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 


Мокьюментари в системе кинематографии

Проблема жанра в современном кинематографе

художественный произведение мокьюментари фильм

Жанр - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи - портрет, пейзаж, в литературе - роман, поэма. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще [Кононенко Б.И., 2003]. Для определения жанровой структуры кинематографа разделим кино на игровое и неигровое.

Игровой фильм - произведение, имеющее в основе сюжет, воплощённый в сценарии и интерпретируемый режиссёром, который создаётся с помощью актёрской игры, операторского и прочих искусств [Юткевич С. И, 1987]. Игровое кино противопоставляется неигровому, куда включается документальное кино, мультипликация и научно-популярное кино (в данной работе в качестве неигрового кино нами будет рассматриваться документальный кинематограф).

В каждом виде искусства деление на жанры имеет свои особенности и проблемы. В игровом кино проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», часто понимающееся как синоним коммерческого кино, созданного для «продажи» зрителю. В подобном понимании данный вид кинематографа противоположен авторскому кино, целью которого является самовыражение автора.

Однако существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру игрового кино, следовательно, понятия «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга.

Также существуют примеры того, как успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино. И если определить жанр коммерческого кино достаточно просто, то в авторских фильмах жанры могут смешиваться, не поддаваясь классической классификации жанров:

 

 

Таблица

Жанр Краткое описание Пример жанра

По способу построения художественного образа

Драматические жанры

Драма Драматический жанр, основанный на художественном осмыслении острых проблем человеческого бытия. «Иван Грозный» (Сергей Эйнзенштейн)
Кинокомедия Драматический жанр, основной предмет которого - явления, относящиеся к эстетической категории комического. «Налево от лифта» (Эдуар Молинаро)
Трагикомедия Драматический жанр, основанный на совмещении черт, свойственных комедии и высокой драме, трагедии. «Огни большого города» (Чарльз Чаплин)
Драма Драматический жанр, главная цель которого иллюстрация личности в её драматических отношениях с обществом. «Молчи, грусть, молчи» (Пётр Чардынин, Чеслав Сабинский, Вячеслав Висковский)
Мелодрама Драматический жанр, в первую очередь апеллирующий к чувствам зрителя, имеет ряд характерных признаков: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, значительная роль случайных или роковых обстоятельств. «Мужчина и женщина» (Клод Лелуш)

Эпические жанры

Киноэпопея Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: использует широкие художественные обобщения, достоверность в реконструкции фактов, обстоятельств и места действия. «Освобождение» (Юрий Озеров)
Кинороман Данные эпические жанры различаются по степени охвата событий (от всей жизни героя до одного локального события) «Гроздья гнева» (Джон Форд)
Коноповесть   «Доживем до пон.» (Стан. Ростоцкий)
Киноновелла   «Пышка» (Михаил Ромм)

По предмету отражения

Авантюрный фильм Группа жанров, которым присуща напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Включает в себя следующие жанровые формы: вестерн, детектив, триллер, фильм-катастрофу, боевик, гангстерский фильм, фантастический фильм, фильм ужасов «Неуловимые мстители» (Эдмонд Кеосаян) «Дилижанс» (Джон Форд) «Сыщик» (Владимир Фокин) «Бонни и Клайд» (Артур Пенн) «Аэлита» (Яков Протазанов) и др.
Исторический фильм Произ. кин., сюжет кот. основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого. «Ваятель» (Роланд Джоффе)
Пол. фильм Фильм, тема и сюжет которого связаны с политикой. «Кон. Санкт-Пет.» (Всеволод Пудовкин)

Музыкальный

Музыкальный фильм Жанр кино, в котором музыка выполняет важнейшие композиционные и смысловые функции. «Музыкальная история» (Александр Ивановский, Герберт Раппапорт)

За годы существования киноискусства популярные мотивы стали клише, и традиционные киножанры приобретали новое, иное толкование, стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться. Исследователи кино отмечают, что чёткой системы жанров кинематографа в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии относительно четко разграничивались на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), однако по мере развития кинематографа жанры становятся менее определёнными, нередко взаимопроникающими.

Жанры документального кино также разнообразны: событийная хроника, кинолетопись, кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама и множество других. Перечислить все документальные жанры, как и в случае с игровым кино, невозможно: они мутируют, видоизменяются, возникают новые, экспериментальные жанры - на стыке различных видов документального кино, при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными, а также при смешении игрового и неигрового кино. Мы нередко сталкиваемся с тем, что и «неигровое» кино включает в себя игру, когда автор либо провоцирует реальных героев на те или иные человеческие проявления (радость, гнев, обнажение характера), либо делает эту игру средством восстановления документированных событий, имевших место в прошлом.

Именно на стыке игрового и неигрового кино появился жанр мокьюментари (англ. mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный»).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...