Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фильм Алексея Федорченко «Первые на луне»




 

Алексей Станиславович Федорченко - кинорежиссер, продюсер киностудии «29 февраля». Однако начинал он свой путь отнюдь не как режиссер, до своей карьеры в кино Федорченко получил диплом экономиста и 12 лет проработал по этой специальности. После он работал на Свердловской киностудии, что стало своеобразным мостиком между прошлым бухгалтера-экономиста и будущим в кино. Первыми работами Алексей Федорченко стали документальные фильмы «Давид» и «Дети белой могилы», однако слава пришла к режиссеру только после его третьего фильма - «Первые на Луне».

«Первые на Луне» - российский мокьюментари фильм 2004 года, дебют режиссёра Алексея Федорченко в игровом кино.

Действие фильма разворачивается в 1938 году в СССР. В обстановке строжайшей секретности ученые готовят к запуску на Луну космический летательный аппарат, и не просто так, а с человеком на борту. Для этого они отбирают будущих «космолетчиков» из среды физически крепкого населения страны Советов. Под эту категорию попадают многие: военные, марафонцы и даже карлик-циркач, знаменитый человек-ядро. С людьми, прошедшими отбор, проводят тренировки на специальных аппаратах, физически и психически готовят к предстоящему полету в космос. В итоге в космическое путешествие решают отправить капитана Ивана Сергеевича Харламова. Все это активно скрытыми камерами снимают спецслужбы.

После запуска ракета с космонавтом пропадает, а конструктор летательного аппарата спасается от ареста бегством. Через некоторое время в Чили падает странный метеорит, осколки которого напоминают обломки ракеты.

Группа исследователей находит архивные материалы спецслужб и проводит собственное расследование, в ходе которого раскрывается жизнь Харламова после крушения ракеты. «Космолетчик» высадился на луне (что было запечатлено на камеру, находящуюся на борту ракеты), но обратный полет прошел неудачно: Харламов сильно пострадал, разучился говорить и писать. Самостоятельно (на лодке, а затем пешком) пришлось ему преодолеть расстояние от небольшого острова в Тихом океане до Китая, а оттуда в Советский Союз, где его посадили в психиатрическую лечебницу. Долго Ивана там не продержали - он сбежал и позднее стал работать в цирке. На этом история Ивана Харламова прерывается, больше нет никаких сведений о его местонахождении. Остальных участников эксперимента ждала еще более трагическая судьба - выжил только один, остальных отравили газом как ненужных свидетелей.

Сюжет фильма достаточно протяженный по времени (от 30-х годов XX века и, практически, до наших дней) и географии (Россия, Украина, Малайзия, Полинезия, Чили). Тренировки космонавтов снимали в Челябинске, в институте авиации, где стоит настоящая техника из Звёздного городка, на которой тренировался ещё Гагарин. Актёры работали без дублёров, хотя, например, тренировки в центрифуге сложны даже для профессионалов.

Выглядит все очень убедительно: черно-белые архивные кадры, снятые скрытой камерой, выполненные в стилистике кино того времени, достоверно выстроенная цепочка событий, эксперты, дающие интервью и комментарии. Правда, жители Екатеринбурга узнают в некоторых «архивных» кадрах парк Маяковского, пожарною академию, училище Шадра и даже здание общественных бань. Федорченко подчеркивает, что не планировал никого обманывать: режиссеру в этом фильме более важна общечеловеческая тема героизма. Так режиссер сам комментирует эту работу: «На премьерном показе к нам подошел человек и долго благодарил за то, что мы показали работу в космонавтике так, как все было на самом деле. Он имел в виду не наши фантастические допущения, а атмосферу времени и то уважение к Героям, которое мы старались пронести через весь фильм. Человек оказался водителем лунохода - он управлял этой машиной с Земли». (Ссылка). Алексей Федорченко уважительно относится к советскому прошлому, описывает его с деликатностью, не свойственной российским режиссерам. Нет яркого отрицания Советского Союза, «обличения» его тоталитарной сути во главе с ГУЛАГом (хотя госбезопасность и ликвидирует после неудачного запуска тех, кто владел тайной). Но нет в фильме и восхваления советского прошлого. СССР в фильме - цельный эстетический феномен, это страна, где было возможно все, что захочет партия.

Фильм был удостоен следующих наград:

1.  Премия за лучший документальный фильм в конкурсной программе «Горизонты» на Венецианском кинофестивале, 2005

2. Приз «За лучший дебют» на фестивале «Кинотавр», 2005

.   Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр», 2005

.   Приз «Золотая коляска», Загреб, 2005

.   3 премии «Белый слон» - «лучший фильм-дебют», «лучший сценарий», «лучшая работа художника» и другие.

О премии, полученной фильмом на Венецианском кинофестивале, стоит рассказать отдельно. Конолента «Первые на луне» в конкурсной программе «Горизонты» получила Гран-при как лучший документальный фильм. Мнения по поводу данного феномена расходятся: некоторые киноведы и кинокритики полагают, что жюри таким образом продемонстрировало свое чувство юмора, подыграло режиссеру, сработавшему в жанре "фальсифицированной документалистики"; другие же, наоборот, предполагают, что фильм Алексея Федорченко действительно запутал комиссию, ведь большинство намеков фильма, «подсказок», содержащихся в нем невозможно понять, не имея советского прошлого.

Фильм Алексея Федорченко «Первые на луне» наглядно продемонстрировал тот факт, что современные технологии могут практически незаметно «подделать» прошлое, выполнить стилизацию под любой тип и вид съемки. Светотень, движение камеры - все это выглядит именно так, как снимали в описываемое время. Рассмотрим псевдодокументальные признаки, сближающие эту кинокартину с документальным кино:

1.  Использование архивных видеоматериалов. В фильме «Первые на луне» это, пожалуй, самый яркий момент стилизации под документалистику. Видео не просто выполнено в черно-белом варианте, с помощью эффектов оно «состарено» до такой степени, что создается иллюзия реальных съемок, происходящих в 30-х годах XX века (замедлена частота кадров, специфически выстроен свет и тип съемки).

2. Участие в картине специалистов в области космонавтики и ракетостроения, эксперт-очевидец - единственный выживший из команды будущих «космолетчиков». Эксперты повторяют модель ракеты, построенной в 1938-м году, пытаются запустить ее; состарившийся участник эксперимента вспоминает прошлое, подтвержденное «документально», живо и ярко реагирует на архивные съемки, режиссер обрисовывает его образ, наполняет его деталями, что создает полнейшую иллюзию в том, что перед нами реально существующий человек.

.   Участие в фильме реально существующих людей. Поскольку в кинокартине представлены не только съемки в студиях и помещениях, а также предоставлены видеоматериалы из зарубежных стран (Чили, Малайзия, Полинезия), в которых в объектив камеры попадает обычное население, создается впечатление реального документального расследования. Немаловажную роль здесь играет то, что реальные люди говорят на языках, не понятных массовому зрителю - в фильме кадры с ними могут быть использованы в любом контексте: от способов посева картофеля до раскрытия военных тайн.

.   Использование интершума. В фильме практически не используется музыка, как и во многих документальных фильмах, в пространстве кинокадра художественную роль выполняют не добавленные музыкальные фрагменты, а естественные звуки, что также вызывает у зрителя доверие.

Однако есть в фильме черты, которые не смогут обмануть опытного зрителя:

1.  Художественность съемки. Даже в моменты «архивной» съемки видна постановочная художественность кадров, их игровая природа. Вспомним хотя бы одну из финальных сцен фильма, где все космолетчики во главе с инженером ракеты буквально «выходят на поклон». Также нельзя не учесть слишком большое для документальной съемки количество деталей: даже в кадрах «оперативной съемки» мы видим крупные планы не только лиц героев, но и носки, пепельницы и прочие детали, характерные для художественной документалистики, но никак не для скрытой съемки спецслужб.

2. Монтаж. С точки зрения монтажа, весь фильм выстроен слишком гладко и современно, примером здесь может служить подхват по движению в архивных материалах.

.   Узнаваемость мест. Поскольку часть фильма снималась не в павильоне, многие современные объекты и постройки попали в кадр.

.   Исторические неточности. Полностью восстановить картину 30-х годов СССР не представляется возможным: уже отсутствуют многие рабочие образцы техники тех лет, поменялась и сама внешность людей. Так, например, можно заметить, что ракету для старта привозят и поднимают паровозы серии Л типа 1-5-0, выпуск которых начался в 1945 году, а в сцене подъёма ракеты паровозы уже типа 1-4-0 и немецкой постройки (предположительно BR 56), которые могли попасть в СССР только с 1939 года.

Несмотря на все неточности и особенности, выдающие в работе Алексея Федорченко художественное произведение, фильм «Первые на луне» является одним из ярчайших примеров функционирования жанра мокьюментари в отечественном авторском кино.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...