Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фильм Михаила Местецкого «Ноги - атавизм»





 

Михаил Местецкий - сценарист и кинорежиссер. Окончил филологический факультет РГГУ, затем - Высшие Курсы Сценаристов и Режиссёров (мастерскую В.Наумова, А.Добровольского и Е.Митько). Публиковался как прозаик в журналах «Эсквайр», «Доберман» и др. Первый же фильм Местецкого «Past Continuous» победил на фестивале «Дебютное кино», второй его фильм «Незначительные подробности случайного эпизода» сделал Михаила лауреатом конкурса «Короткий метр» и обладателем приза критиков и киноведов на «Кинотавре-2011». Следующий его фильм «Ноги - атавизм» также не обошелся без внимания - на кинофестивале «Кинотавр» 2012 года фильм стал лучшим в категории короткометражного кино, а также получил приз зрительских симпатий и награду Гильдии киноведов и кинокритиков. Сам Местецкий с удивлением получал эту премию: «Это совершенно обескураживающая вещь: перед этим я делал три года фильм, который здесь представлял («Незначительные подробности случайного эпизода»). Этой осенью мы решили сделать новый фильм легко, по-панковски, украв всю музыку и часть кадров из интернета, и то, что наш фильм заслужил такое внимание, - я страшно рад и страшно благодарен».

«Ноги - атавизм» - короткометражный комедийный фильм в жанре мокьюментари. Фильм был снят в рамках эксперимента, условия которого - минимум средств и лимит в 10 минут.

Сюжет фильма строится вокруг профессора Пахомова, участвовавшего в экспериментальных операциях Советского Союза по удлинению человека. Однако однажды Пахомов приходит к выводу, что главная беда всего человечества - это ноги, именно они являются причиной многих болезней. Единственным способом продлить жизнь людям является ампутация нижних конечностей. В качестве «подопытного» для первой операции по купированию ног выступает сам профессор. Однако дальнейшим исследованиям мешает «Всероссийский Обувной Союз», силами которого ноги возвращаются на место. Борьба медиков и обувного союза продолжается.



На примере этого фильма можно проследить практически все черты, традиционно встречающиеся в фильмах жанра мокьюментари:

.   В фильме использованы фотоматериалы, стилизованные под советские снимки, призванные подтвердить правдивость фильма. Фотографии намеренно состарены, на снимках мы видим героев повествования.

.   Используется стилистика репортажной съемки. Этот прием используется, когда мы видим все передвижения съемочной группы, снятые сторонней камерой. Зритель как будто проходит этот «пусть к истине» вместе с создателями фильма.

.   Фильм имеет открыто сатирический характер. В отличие от фильма Алексея Федорченко «Первые на луне», «Ноги - атавизм» нарочито подчеркивает свою абсурдность, нелогичность.

.   История профессора Пахомова подтверждается «специалистами» в области медицины.

Однако чрезмерная ироничность данного фильма изначально не старается вызвать доверие у зрителя, не ставит перед собой цели убедить его в реальности происходящего.

Художественные приемы, подчеркивающие игровую природу фильма «Ноги - атавизм»:

.   Использование музыки в фильме. Основную часть звуковой эмоциональной нагрузки берет на себя не интершум, а музыкальные фрагменты, задающие особый тон всего произведения в целом, подчеркивающие особенно острые моменты повествования.

.   Чрезмерная открытость техники проводимых съемок, нарочитое подчеркивание игры. Зритель видит в кадре не только перемещения съемочной группы, но и характеры создателей фильма, их переживания, отвлеченные монологи, не касающиеся темы «документального» произведения, например, размышления «режиссера» картины о строгих временных рамках в начале и конце фильма, в которых явно прослеживается актерская игра: немой «разговор» по телефону с заказчиками фильма, и проч.; также показательной является сцена с актрисой, нанятой для того, чтобы изображать погибшую жену профессора Пахомова, когда та, увлеченная историей профессора, открыто признается перед камерой, что не является его женой. Через это проявляется фарсовая природа фильма.

.   Художественность съемок и монтажа. Каждый кадр фильма выстроен и продуман, все они слишком художественны, постановочны, вспомнить хотя бы сцену с кружащимся вокруг гипсовой ноги «режиссером». Такой тип съемки не свойственен художественным фильмам, что настраивает зрителя на нереальность происходящего, подчеркивает сатиричность изображения.

.   Стилистика произносимых героями текстов. Монологи актеров не похожи ни на живую разговорную речь, ни на комментарии специалистов: все они проработаны, точны, наполнены художественными приемами. В пример можно привести монолог профессора Пахомина о человеческих атавизмах: профессор в лучших традициях драматического исполнения выдерживает паузы, в его речи присутствуют художественные повторы и проч.

Несмотря на явную художественность фильма «Ноги - атавизм», эта картина является эталоном мокьюментари-фильма, функционирующего в пространстве сатиры, где все приемы работают на одну цель - через представление абсурдной идеи средствами документалистики заставить зрителя усомниться в правдивости всего, что ему говорят и показывают через средства массовой информации, подчеркнуть возможность создания произведения, похожего на документальное кино, но не являющееся им, с использованием средств современных технологий.

 


Заключение

 

Появление фильмов жанра мокьюментари - это не феномен современного кинематографа, а вполне закономерное явление. Причиной их появления стало изменение понимания документального кино: вместо киноработы, отражающей реальную действительность, оно стало пониматься как определенный набор приемов и средств, которые можно использовать не только в целях выражения объективной реальности, но и для обмана зрителя.

Псевдодокументальные фильмы используют приемы документального кино для «доказательства» существования абсурдных явлений и связей, подчеркивая эфемерность современного киноискусства, внешнюю неотделимость в нем игры от правды, мокьюментари призывает зрителя не верить всему, что он видит, ибо, пользуясь приемами софистики и определенным методом съемки, можно доказать все, что угодно: от пользы посева картофеля в полнолуние, до утверждения того, что первым на поверхность Луны ступила нога советского человека.

Бурное развитие мокьюментари можно объяснить устоявшейся в обществе концепции постмодернизма с его понятием о симулякрах (от лат. simulo «делать вид», «притворяться») - «копиях», не имеющих оригинала в реальности, иными словами, определенных знаков, не имеющих означаемых объектов в реальном мире: картины, художественные произведения, фотографии, кино, деньги, мода и даже определенные исторические явления.

Фильмы псевдодокументального жанра используют многие приемы документального кино, создавая альтернативную реальность, однако во многих работах проявляется их игровая природа: тип съемки, художественность кадра и многое другое. Однако находятся и те, кто, несмотря на все зацепки, специально или нарочно оставленные авторами, верят в увиденное, верят, что Ленин - гриб и управляемая радиоволна, что первым в космосе побывал капитан Харламов. Этот факт лишний раз подчеркивает доверчивость человеческой натуры, ее желание верить в то, что ее никогда не обманывают, тем более через экран телевизора. И что всегда найдутся те, кто сможет обвести человека вокруг пальца. Далеко не всегда с желанием просто пошутить.

 


Список использованной литературы

 

1. Власов М. П. Виды и жанры киноискусства. - М., 1976

2. Грачёв Е.А. История отечественного кино - М., 2010

.   Журнал «Искусство кино» № 12, 2005

.   Журнал «Сеанс» № 32, 2009

.   Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии - М., 2012.

.   Миславский В. Н. Краткий энциклопедический словарь кино. - Харьков., 2007

.   Сычев С. В. Кинодокументалистика 20 века. - М., 2012

.   Шилова И. М. Проблема жанров в киноискусстве. - М., 2009

.   Юткевич С. И. Кино: Энциклопедический словарь - М., 2007

10.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.