Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика
Когда в X веке киевский князь Владимир Красно Солнышко крестился сам и начал утверждать новую веру по всей Руси, то, в первую очередь, он приказал на местах капищ (древних языческих святилищ) повсюду рубить церкви. Образцом для храмового зодчества православной Киевской Руси, естественно, послужила византийская культовая архитектура. Для строительства и оформления первых русских церквей приглашались греческие (византийские) мастера, благодаря чему на Руси утвердился, так называемый, кресто́ во-ку́ польный тип храма.
Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция.
Его главным отличием от католической западноевропейской бази́ лики было наличие купола, знаменующего центр почти квадратной, в плане, постройки, покоящийся на четырёх центральных внутренних столбах-опорах. Эти столбы формально делили интерьер храма на ячейки, из которых особенно важное символическое значение имели четыре – примыкавшие со всех сторон к подкупольному пространству и образующие форму равноконечного (греческого) креста.
Также как и в византийской культовой архитектуре, сам храм и его внутреннее пространство мыслились как своеобразная модель мира, где огромную роль играло наличие купола (на Руси его называли главо́ й), символизировавшего собой Небо, где пребывает Бог.
Красным цветом отмечен купол или глава храма.
Купол в глазах верующих являлся венцом не только самого строения, но и венцом мироздания. Однако, русские зодчие, учась у греков, не были всего лишь копиистами, подражателями, слепо следующими за образцом. Почитая традицию, они привносили новые черты, которые, со временем, стали отличительным признаком русского храмового зодчества. Одной из особенностей русской православной архитектуры стало многоглавие построек. Церковь могли венчать до 33 куполов разных размеров, размещаясь ярусами-ступенями, сужающимися, постепенно, к взмывающей ввысь центральной главе. Такие русские церкви были не столько торжественны (как византийские), сколько нарядны и праздничны, они походили на пряничные домики или сказочные теремки.
Следует отметить, что все детали конструкции храма несли в себе символическое значение. Так, например, количество куполов имело своё толкование:
· один купол являлся символом единого Бога и Церкви;
Новгород. Церковь 12 апостолов на пропастях. 1454
· две главы символизировали Христа - Бога и Человека одновременно;
Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.
· три – воспринимались как символ Святой Троицы (триединого христианского Бога);
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Заложен в 1117 году
· пять куполов – рассматривались как Христос в окружении евангелистов;
Владимир. Успенский собор. XII в.
· семь глав — семь таинств Церкви;
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря
· девять куполов — по числу ангельских чинов;
Московский кремль. Благовещенский собор
· тринадцать куполов символизировали Учителя в окружении его учеников – двенадцати апостолов;
Церковь Преображения Господня в Звёздном городке
двадцать пять глав означали прославление Богородицы 25ю пророками;
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы — действующий православный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.
И, наконец 33 главы храма (максимально возможное число куполов) - являлись напоминанием о 33-х прожитых Христом земных годах.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Не менее важной была и окраска глав русского храма. Здесь тоже был выработан своеобразный канон, согласно которому количество цветов, использующихся для этого, было ограниченным.
Цвет куполов кафедральных (имеющих значение главных для данной местности соборов), а также храмов, посвящённых Христу или отмечаемым в его честь церковью праздникам - золотой - символизирующий Божественное сияние и свет Мира Горнего.
Нередко можно встретить голубые (синие) главы с золотыми звёздами. Такие церкви, обычно, посвящены Богородице, потому что, в данном случае, звезды служат напоминанием о вифлиемской звезде, возвестившей миру о рождении Христа Девой Марией.
Серебряные маковки церквей рассматриваются в значении белого цвета – цвет непорочности и чистоты. Ими обычно наделяются храмы, освящённые в честь Архангелов или Святых.
Кроме того, у соборов, названных в честь Святых, а также посвящённых Святой Троице бывают зелёные главы, так как зелёный цвет символизирует Святой Дух и новую жизнь.
Достаточно редко встречаются храмы с чёрными куполами. Это, в основном, монастырские соборы, где чёрный цвет символизирует монашество, точнее символическую смерть, принявшего по́ стриг (так называется обряд посвящения в монахи) для мирской (обычной) жизни.
Кстати, в честь кого или чего освящён храм можно узнать и по цвету его стен. Так например:
Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
Красный — посвященный мученику (мученикам)
Зелёный — преподобному
Жёлтый — святителю
Однако это не является обязательным общим для всех православных культовых построек правилом.
Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя, восходящая к византийской традиции, шлемовидная форма главы, в сознании верующих, ассоциировалась со шлемом воина, и напоминала о роли церкви-воительницы защитнице против Зла.
Любимой на Руси стала, появившаяся несколько позже, луковичная (сужающаяся к основанию) форма церковных куполов, напоминающая пламя горящей свечи.
Купола в храме важны не только как главная часть, символически отражающейся, в конструкции собора, христианской модели мироздания, но и как основной источник освещения интерьера. В русской православной церкви купола устанавливаются на цилиндрические основания, называемые бараба́ нами.
Красным цветом отмечен барабан
Они прорезаны высокими окнами, через которые дневной свет попадает в храм. Сливаясь внутри с сиянием лампад и свечей, он становится символом единства света земного и небесного, го́ рнего и до́ льнего.
Красным цветом отмечено алтарное пространство храма
Подкупольное пространство барабана
Согласно христианской символике и концепции устройства мира, воплощённого в христианском храме, особым сакральным значением обладала восточная часть храма, в которой располагался алта́ рь. Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. Здесь размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхари́ стии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы).
Алтарная часть всегда выделялась в христианском храме выступами полукруглой формы – апси́ дами. В русской православной церкви чаще всего их было три, что символизировало Святую Троицу.
Красным цветом отмечена апсида
В противоположной от алтаря - западной части храма располагался главный вход, из которого пришедшие в церковь попадали в нарте́ кс или притво́ р. Здесь во время службы стояли оглаше́ нные – те, кто ещё только собирался принять крещение.
Над ним зодчие строили балкон-галерею, на которой находился князь и его приближённые, когда происходило богослужение. Эта надстройка получила название «хо́ ры». (Напомним, что чем выше расположение чего-либо в храме, тем оно более значимо, т. к. приближенно к миру Небесному).
Хоры церкви Михаила Архангела, что на Девичьем поле в Москве.
Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (чаще всего три или пять). Снаружи храма они отмечались аккуратными полуколоннами - лопа́ ́ тками, делящими плоскость стены на соответствующее количество частей.
Красным цветом отмечена лопатка
Простенки между лопатками назывались пря́ слами.
Красным цветом отмечено прясло
Каждое прясло, как правило, оканчивалось полукруглым выступом - закомарой, образованным арочными сводами кровли.
Красным цветом отмечены закомары
Нередко вокруг храма сооружалась галерея - гу́ льбище, предназначенная для обхода-прогулки прихожан по периметру постройки.
Красным цветом отмечено гульбище.
Таким образом, классический русский храм являлся по форме пирамидальной постройкой, где каждая часть была согласована с целым и наделена особой смысловой сакральной символикой. Весь его облик, венчающийся лёгкими и изящными главками, соответствовал идее постепенного возвышения духа, преодолевающего тяжесть материального мира и устремлённого ввысь.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Первоначальная, выработанная византийскими архитекторами крестово-купольная конструкция, сохранившись в своей основе неизменной, на русской почве получила иное воплощение и так преобразилась внешне, что спутать русское церковное зодчество с византийским и каким-либо другим просто невозможно.
Собор святителя Николая Чудотворца в Вене
Общая характеристика древнерусского искусства.
С принятием христианства в 988 г. из Византии Киевское государство оказалось вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточно-христианской культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой переработки родилось то оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Оно обладает рядом признаков. Искусство обслуживало религиозные потребности общества, потребности христианского мировоззрения и культа.
Оно тесно связано с религией тематикой, содержанием, формой и призвано сосредотачивать мысли человека на неземном, “невещественном”. Древнерусский мастер пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего, осмыслить добро и зло.
Древнерусское искусство следовало канону. Художник использовал устойчивый набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем. Не так часто мы можем назвать авторов соборов, икон, декоративно-прикладного искусства; роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем. Искусство не только удовлетворяло религиозным потребностям общества, но непосредственно служило церкви и находилось под его контролем.
Архитектура Древней Руси.
Когда я с изумлением смотрю На эти древнерусские соборы, Я вижу с них подобно звонарю, Родных лесов и пажитей просторы. Не чад кадил, не слепоту сердец, Взалкавших недоступного им рая, А творчества слепительный венец, Вознесшегося время попирая.
Великий Новгород и Древний Псков – Нас от врага спасавшие твердыни – Вот что в искусстве старых мастеров Пленяет нас и радует поныне. Был точен глаз их, воля их крепка, Был красоты полет в дерзаньях отчих, Они умели строить на века. Благословим же труд безвестных зодчих! (В. А. Рождественский “Зодчество”. )
Культовое зодчество имело особое значение в феодальной христианской культуре. Храм являлся образом мироздания, центром общественной жизни и средоточием всех видов искусств. В нем произносились блестящие ораторские тексты и поучения, пелись величавые песнопения. В его архитектуре, стенной живописи и иконах воплотились представления о строении мира, его истории и его будущем. Первые русские церкви были в большинстве деревянные, и не сохранились до нашего времени. Первая каменная постройка – Десятинная церковь так же не сохранилась (князь выделял десятую долю дохода на ее содержание).
Древнейшим свидетелем тех времен является Софийский собор, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым 1037 г. Создание храма митрополит Илларион считал важнейшей заслугой Ярослава Мудрого: “Яко церкви дивна и славна всем окружным странам, якоже ина обрящется в всем полунощии земнем, от востока до запада”. Киевская София – величественный пятинефный крестово-купольный храм с 13 ассиметрично расположенными главами. Центральный самый большой купол выражал идею Христа с 12 главами учениками-апостолами.
Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи 2 этажа, завершаюшиеся закомарами. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующиеся с розовой цемянкой. Сочетание серого и красного цветов с розовым придавало фасаду нарядный вид.
Величественным был и внутренний вид собора. В главной алтарной апсиде возводили на престол князей, звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князей, его семьи и придворной знати.
Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики придавали особую нарядность, парадность, торжественность. Ступенчато-пирамидальный архитектурный облик Софии и ее многоглавие отличают этот храм от византийских церквей.
Киевская София оказала большое влияние на Софийские соборы Пскова и Новгорода. При Ярославе больших успехов достигло и гражданское строительство, что связано с бурным ростом Киева. Поэтому Ярослав “заложи” новый “город великий, у него же суть Златая врата”. Золотые ворота являются единственным уцелевшим памятником светского киевского зодчества эпохи Ярослава ок. 1037 г. Они выполняли роль важного оборонительного узла. Они первыми встречали посланников из Византийской империи. Они представляли собой опирающуюся на мощные пилоны арку, увенчанную надвратной церковью Благовещанья. 2 массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. В нижней части Золотых ворот, под церковью находилось хранилище ценностей. Земляные валы с каменными стенами длиной около 4 км. опоясывали Киев.
Во второй половине 11 в. при первых Ярославичах в архитектуре намечаются новые качества – аскетизм. 1073 г. – Успенский соборКиево- Печерского монастыря (разрушен фашистами, находится в руинах), 1070 – церковь Михайловского монастыря.
11 в. – Расцвет искусства Великого Новгорода. Софийский собор 1045 г., построенный Владимиром Ярославичем, – символ новгородской культуры.
Над башнями, над белою Софией В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди, Здесь вечевое сердце всей России Набатом пело в каменной груди… (В. А. Рождественский. )
В плане это громадное пятинефное здание с мощной центральной и небольшими боковыми апсидами. Облик по-новгородски лаконичен и выразителен. Стены выложены из грубо отесанных неправильной формы камней, и лишь своды и арки из плинфы. Собор пятиглавый. Вокруг храма шла двухэтажная галерея с приделами. Таким был первоначальный облик.
Он, словно шлем, надвинул главы И стены выставил, как шит. Он весь – тугая соразмерность, Соотношение высот, Асимметрия, тяжесть, верность И сводов медленный полет. (В. А. Рождественский. )
Первые постройки велись под руководством греческих зодчих, которые возводили здания с чертами русского искусства. Рождалось новое поколение русских зодчих. В киевскую эпоху закладывался фундамент русской архитектурной школы, ставшей базой для русских княжеств.
Владимиро-Суздальское княжество
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Лев Толстой
Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).
Географическое положение
Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.
Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках
Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов.
Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.
Князья
По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.
Полный список князей:
· Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1155)
· Андрей Боголюбский (1157-1174)
· Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212)
· Юрий Всеволодович (1218 - 1238)
· Ярослав Всеволодович (1238-1246)
· Александр Невский (с 1252 года).
Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.
Особенности
Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.
Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.
В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вв. ) следующие:
· -Неограниченность княжеской власти.
· -Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
· -В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
· -Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
· -Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.
Экономические особенности
Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.
Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.
Развитие
Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.
Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).
Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году - оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.
Культура
Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.
В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: