Белокаменное зодчество города Владимир
Белокаменное зодчество города Владимир С конца XI века, централизованная власть киевских князей начинает ослабевать, и вскоре, некогда единое государство Киевская Русь прекращает своё существование, распавшись на многочисленные самостоятельные княжества: Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, феодальные республики Новгородскую и Псковскую и т. д. Начинается период феодальной раздробленности. Каждый удельный князь строит себе столицу и увековечивает своё правление в памятниках архитектуры. Общественно-политические перемены повлекли и изменения архитектурного стиля: в небольших, по размеру, княжествах, повсюду, теперь, строятся небольшие церкви - одноглавые, четырёхстолпные, трёхнефные. Самым влиятельным, в эти годы, становится Влади́ миро-Су́ здальское княжество. Сюда перемещается культурно-политический центр Древней Руси. Расцвета владимиро-суздальская культура достигает во время правления князя Андрея Боголю́ бского (1111 – 1174 гг. ). Он с большим энтузиазмом начинает обустраивать свою столицу – город Владимири соседние с ним крупные города княжества – Боголю́ бово и Су́ здаль.
Реконструкция по черепу — облик А. Боголюбского (М. Герасимов) Золотые ворота Как пишет летописец, князь Андрей «сильно устроил» Владимир, позвав туда «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких» и, что «приведе ему Бог из всех земель мастеры». Отличительной особенностью архитектуры этого княжества становится белокаменное строительство из местного материала – известняка.
Въезд в город украсили Золотые ворота, которые и теперь являются достопримечательностью Владимира. Золотые ворота во Владимире. Реконструкция. Своё название постройка получила благодаря тому, что створки ворот (несохранившиеся до наших дней) были обиты позолоченной медью, сверкающей на солнце и производящей неизгладимое впечатление своим богатством и роскошью на всех входящих в город. Грандиозная, 14-тиметровая арка ворот опирается на цилиндрические сторожевые башни (их пристроили в XVIII веке, для упрочения конструкции), а над нею высится небольшая надвратная церковь, увенчанная изящной позолоченной главкой. Бытует предположение, что во Владимире, в то время, были построены еще Серебряные и Медные ворота, которые не сохранились до наших дней.
Золотые ворота во Владимире. Успенский собор во Владимире Андрей Боголюбский повелел украсить самый центр города великолепным собором, посвящённым празднику Успения Богородицы. Именно он становится кафедральным – главным собором Древней Руси, выполняющим функции столичного государственного духовного и культурно-общественного центра.
Успенский собор во Владимире. Когда с Успенского собора сняли строительные леса, народ ахнул: такой церкви на Руси ещё не видали! “Князь Андрей, - пишет летописец, - украсил её различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащённых дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом, и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны…Так что церковь Богородицы была так же удивительно красива, как храм Соломона…”. Первоначальное внутреннее убранство храма, к сожалению, не сохранилось, но его внешний облик всё также прекрасен.
Успенский собор во Владимире. Это была одна из самых больших и совершенных, по пропорциям, церквей, построенных на Руси. Фасады собора разделены на пять разных, по ширине и высоте, прясел, украшенных изящными декоративными арочками, опоясывающими, словно бахромой, собор по всему периметру, деля его стены на два горизонтальных яруса. Эта деталь древнерусской архитектуры получила название «аркату́ рный пояс». Предполагают, что раньше он был позолоченным. Сверкали позолотой и лёгкие узорчатые закомары собора. Золотом были покрыты и пять куполов, украсивших Успенский собор: четыре небольших главы по углам здания, окружающие более крупный центральный купол, который главенствует над всей этой постройкой, да и над всем городом. Успенский собор во Владимире. Успенский собор славен не только своим внешним обликом (который, кстати, менялся на протяжении веков), но и росписями интерьера. Среди них, сохранились редкие достоверные работы выдающихся живописцев Древней Руси - Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. (О русских иконописцах я расскажу в отдельной статье). Успенский собор во Владимире. Интерьер. И сейчас, белокаменный собор Успения Богоматери, возвышаясь над крутым берегом реки Клязьмы, виден издалека, привлекая многочисленных туристов своим золотым пятиглавием, сияющим на солнце. Успенский собор во Владимире
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|