Собор Святой Софии в Великом Новгороде
До сегодняшнего дня сохранился исторический центр города – Новгородский кре́ мль или, как называли его в старину, - Дети́ нец. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Это была укреплённая часть города, обнесённая крепостной стеной (сначала деревянной, а впоследствии - каменной) с дозорными башнями.
Новгородский детинец (кремль). Фрагмент Михайловской иконы «Знамения Божией Матери», конца XVII века. Внутри стен находился Влады́ чий двор – резиденция новгородского архиепископа, площадь для народных вечевых собраний и главная святыня города – собор Святой Софии. Построенный спустя несколько десятилетий после строительства Софии Киевской, он являет собой практически полную самостоятельность и зрелость русской архитектуры, разительно отличаясь от византийских и киевских образцов (несмотря на то, что в строительстве принимали участие греческие и киевские мастера).
Новгородский детинец (кремль). У Софии Новгородской свой сильный «северный» характер, выражающийся во всём её облике. Этот крупный и мощный храм выглядит единым суровым монолитом «о пяти верхах», «скученных» в самом центре постройки, почти лишённым всякого декоративного внешнего убранства. Лишь на западном фасаде сохранились остатки росписи XI века. Над телом собора доминирует ещё одна глава - она поставлена над западной лестничной башней. Эта крупная деталь привлекает к себе внимание и подчёркивает асимметрию, некую стихийность, " характерность" этой постройки.
Собо́ р Свято́ й Софи́ и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.
В соборе словно запечатлён образ самих древних новгородцев – северян, немногословных, крепких, мужественных, с " характером". Недаром сами горожане, ассоциировали Св. Софию со своим городом: «Где София, там и Новгород», говорили они. И в битвы шли со словами: «Постоим за Святую Софию! ». Близость Новгорода к Западной Европе сказалась не только в характере и внешнем облике постройки. Западный вход в собор Святой Софии новгородской украшают бронзовые “Сигтунские (их называют еще Магдебургскими или же Корсунскими) врата” - блестящий образец западноевропейского средневекового романского искусства. Изготовлены они были немецкими (магдебургскими) мастерами, а попали в Новгород около 1187 года в качестве трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны. Сигтунские (Магдебургские) врата собора Св. Софии в Новгороде. Фрагмент
Сигтунские (Магдебургские) врата собора Св. Софии в Новгороде. Бронзовые створы ворот украшены рельефными композициями на темы Ветхого и Нового завета и фигурами-символами. Изображения поясняются надписями на латинице, к которым при сборке на новом месте был добавлен русский перевод. Мастера-литейщики, создавшие врата - Рикман и Вайсмут, поместили своё изображение в самой нижней части створок, сопроводив свои фигурки простодушной надписью: “Риквин меня сделал”. Сюда же поместил свое изображение новгородский литейщик “Мастер Авраам”, видимо дополнивший врата и собравший их в Новгороде. Внутренне пространство храма расписывали лучшие мастера. С XI века до нас дошла единственная фреска с изображением византийского императора Константина и его матери Елены.
Настенное изображение равноапостольных Константина и Елены собора Св. Софии в Новгороде.
На стенах Софии всё ещё можно найти остатки росписей XII-XIII столетий. Однако большая часть их была утрачена со временем. Особенно много повреждений храму было нанесено во время Великой Отечественной войны. Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. Одной из достопримечательностей Новгородской Софии является голубь, венчающий крест центрального купола. С ним связана такая легенда: В XVI веке московский царь Иван Грозный устроил в Новгороде жестокую резню, чтобы подчинить вольный город. В это время на крест Софийского собора сел отдохнуть, пролетавший голубь. Увидев страшное зрелище, птица так и окаменела. Новгородцы верили, что это чудо сотворила Богородица, оставив птицу на кресте им в утешение. Во время второй мировой войны, город был оккупирован немецкими войсками. С рухнувшего купола захватчиками был снят и вывезен в качестве трофея крест с голубем. Волей судеб он оказался в Испании. В начале 2000-х годов состоялось возвращение этой реликвии в Новгород.
Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до Великой Отечественной войны. Однако, восстанавливая после отечественной войны собор, Новгородцы не захотели оставлять его без символа, осенявшего город столько веков подряд, и новый крест опять украсили фигурой птицы. Вернувшийся из Испании оригинал занял место внутри собора. Таким образом, сегодня у Новгорода оказалось целых два голубя - символических хранителя города.
Современная фигура голубя на кресте Софийского собора в Новгороде. Собор Святой Софии задал тон для всех последующих построек в Господине Великом Новгороде. Большие или маленькие, городские или монастырские храмы и церкви новгородские узнаваемы своей простотой, безыскусностью, «северной» мощью и величавостью. Академик И. Э. Грабарь писал о них так: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отёсанного, но себе на уме. В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое с его точки зрения “ни к чему”, могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|