Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ методический учебный психологический образовательный Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит не только будущего каждого, но и будущее всего нашего общества. И чтобы не ошибиться, вам необходимо вооружиться знанием о различных профессиях, правилах выбора профессиональной деятельности и требованиях, которые предъявляют профессии к человеку; изучить свои интересы, склонности, способности и индивидуальные личностные особенности. Образование должно дать возможность каждому индивидуалу открыть в нём свои творческие потенциалы. Ведь образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться к идеалам мира. Признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование главный ресурс будущего, должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели. Обеспечение роста и актуализации профессионального потенциала системы образования должно быть встроено на основе стратегии “Образование на протяжении всей жизни человека”. И для того нужно лишь создать условия для развития и саморазвития учащихся, формированию у них способности мотивировать и принимать самостоятельное решение. Можно вести лекции по предпрофильной подготовки, межшкольные учебные кабинеты (УПК), курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки. К предпрофильной подготовке можно подойти с планированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразных проведение межшкольных олимпиад, день открытых дверей, издание информационных материалов, различных типов методических рекомендаций. Что бы ученики ни допускали ошибок, как допустили учащиеся 11-х классов, 2/3 совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных фактов. И поступив в любое заведение проучившихся по 2,3 года, бросали учёбу и понимали, что для них это не подходит и что это не их сфера профессии. Чтобы наша молодёжь не страдала от этого, разрабатывается предпрофильная подготовка.
В систему предпрофильной подготовки входит как один из блоков психологическая диагностика и консультирование, целью которой является Важным фактором, влияющим на выбор профессии является мотивационно-потребностная сфера, а именно такой ее компонент как образовательные потребности. Образовательные потребности - это потребности более высокого уровня. Для его формирования имеет значение познавательной активности личности. Поэтому в системе предпрофильной подготовки уделяет большое внимание изучения образовательных потребностей. Поэтому целью дипломной работы является: разработка методического обеспечения блока психологической диагностики и консультирования системы предпрофильной подготовки для изучения образовательных потребностей учащихся 8-9 классов. Объект исследования системы предпрофильной подготовки. Предмет исследования образовательные потребности 8-9 классов. Рабочее предположение изучение образовательных потребностей учащихся 9 классов в системе предпрофильной подготовки будет способствовать более адекватному выбору профессии учащихся.
Задачи: . Изучить учёбно-методическую литературу по проблеме диагностики и развития образовательных потребностей 8-9 классов, предпрофильной подготовки. . Подобрать пакет диагностических материалов для диагностики предпрофильной подготовки; . Разработать планы-конспекты занятий для темы «Изучение образовательных потребностей учащихся 8-9 классов».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЛОКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определённому виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей есть ответы на них. Все давно определено: «Я стану врачом (учителем, инженером)»; «Наш сын (наша дочь) поступает в медицинский институт». Налицо ясность в профессиональных намерениях и беспокойство по поводу их реализации. А если неудача? Для некоторых школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор? Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не менее специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «Кем быть?» по своему значению уступает лишь вопросу «с кем быть?» - поиску любимого, любимой. Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи - после 3-5 лет работы по профессии.
Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнить ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальной. Психическая напряжённость, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда. Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Предпрофильная подготовка, являясь частью профильного обучения, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направлениясобственной деятельности. Внедрение предпрофильной подготовки в школе обеспечит обучающимся возможность их подготовки к жизненно важному выбору. Важной проблемой при организации профильного обучения является подбор учителей, которые могли бы вести углубленное преподавание профильного предмета. Нужна специально организованная работа в институтах повышения квалификации учителей, в педвузах по подготовке учителей к углубленному преподаванию профильных предметов через систему курсов. Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных вариантах, но в любой из них должен базироваться на исходной модели, включающей следующие основные составляющие: специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору; информационная работа; мероприятия профориентационного характера; психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование 9-классников. Блок психолого-педагогической диагностики должен включать в себя изучение образовательных потребностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|