Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы юридической ответственности




 

1. Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом.
2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство.
3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния.
4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа.
5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость.
6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу.
7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.
8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа.
9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения

 

Тема № 2 Понятие, признаки и формы государства. Правовое государство.

2.1. Основные теории происхождения государства

2.2. Понятия и признаки государства

2.3. Формы правления государственного устройства, политический режим.

2.4. Правовое государство.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Філмер, Н.К. Михай-ловський, М.Н. Покровский). Согласно этой теории государство произошло от патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья - совокупность семей (поселок) - совокупность поселков (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которая вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к созданию поселков, их объединения образуют государство.

Следовательно, государство появляется как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является «родительской» по характеру. На данный момент эта теория не может быть воспринята, однако некоторые ее элементы, прежде всего роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.

Теологическая теория (Фома Аквинский) основывается на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над светской, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, который установил государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, ее незыблемости. Отсюда следует утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.

В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки происхождения государства, ее рациональным зерном можно считать идею об укреплении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность человека.

Договорная (естественно-нравова) теория (Г. Гроций, Б.Спіноза, Томас Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я.Козельский, М.Радищев, И.кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.

В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Он представлялся авторам теории неоднозначным. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, напротив, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремление людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди или передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), или договариваются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод человека в рамках государства.

 

Органическая теория (Г.Спенсер) отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с биологическим организмом. Представление о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы еще древнегреческими мыслителями. М. Спенсер в XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство - это общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Согласно его теории государство, как и всякое живое тело, Основывается на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство сначала возникает как простейшая политическая реальность и в процессе своего становления усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибелью государства в результате ее старения. Специализация предполагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей присущую функцию. В результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специализируются на определенной функции в системе целого.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (в Есть. Дюринга - части общества другой частью, в Л. Гумпловича и К. Каутского - одного племени другим).

Названные исследователи отвергают внутренние социально-экономические причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.

Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает из физической силы, из господства племени, которое сначала физически преобладает над другим племенем, а впоследствии превращается в господство класса.

К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В результате возникает одно объединение из двух общин: одна - господствует, другая - гнобиться.

Только теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих указанную теорию насилия, заслуживают внимания. Исторический опыт свидетельствует, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности в течение длительного времени (например, Золотая Орда). Элементы насилия сопровождают создание любого государства (римской, древнегерманской, Киевской Руси). Насилие - борьба между Севером и рабовладельческим Югом-сыграло определенную роль в создании США.

Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основывается на тезисе о экономические причины (наличие частной собственности) возникновения государства, которые породили раскол общества на классы с противоположными интересами. К. Маркс писал, что государство есть «орган господства, орган угнетения одного класса другим». В. Ленин называл государство «машиной для поддержания господства одного класса над другим». В их трактовке государство обеспечивает интересы экономически господствующего класса с помощью специальных средств покорения и управления.

Так Как Есть. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения государства возложили факторы внутреннего или внешнего насилия, К.Маркс, Ф.энгельс, В. Ленин руководствовались положением о том, что государство - не сила, навязанная извне, а результат внутреннего развития общества.

Государство- суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов с спиранням, в случае необходимости, на легальное принуждение.

Общие признаки государства.

Государство - единая политическая организация, которая:

1) охватывает все население страны в пространственных пределах. Территория - материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь создает пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на население, что живет здесь. Территориальный признак порождает гражданство - юридическая связь лица с данным государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях. Гражданин государства приобретает: а) обязанность подчиняться государственно-властным велением; б) право на покровительство и защиту государства;

2) имеет специальный аппарат управления - систему государственных органов, которые состоят из особого разряда лиц, профессионалов по управлению;

3) имеет в своем распоряжении аппарат легального принуждения: вооруженные силы, учреждения и учреждения принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);

4) в лице компетентных органов издает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая, таким образом, как арбитр, согласовывает индивидуальные, групповые и общественные интересы. Она обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, находящихся на ее территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать выполнение принятых ею решений;

5) имеет единую денежную систему;

6) имеет официальную систему налогообложения и финансового контроля;

7) имеет суверенитет;

8) имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.

 

Понятие формы государства

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы выступают форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

Формы правления:

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

Монархия Республика
- форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица - монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избираемым населением на определенный срок
       
       

На протяжении истории возникали различные виды монархий:

1) восточная деспотия, основанная на азиатском средстве производства;

2) античная (рабовладельческая);

3) феодальная:

а) ранньофеодальна - характеризуется большой степенью децентрализации,

б) сословно-представительная - власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа (Испания-кортесы, Франция - генеральные штаты, Англия - парламент);

в) абсолютная',

4) конституционная.

Рассмотрим абсолютную и конституционную монархии, потому что другие практически не существуют.

Монархия
Абсолютная (неограниченная) Конституционная (ограниченная)
   
Монарх не ограничен конституцией, осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладельческих и феодальных обществ). Сохранилась в первозданном виде (без конституции и парламента) в единичных странах (султанат Оман). Современная абсолютная монархия, как правило, имеет и конституцию, и парламент. Конституция устанавливает, что власть исходит от монарха, то есть утверждает его абсолютную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, Саудовская Аравия), которая в любое время может быть распущена (в Бахрейне распущена через полтора года после создания) Власть монарха ограничена конституцией, он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетен ему; парламент осуществляет законодательную деятельность (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия, Япония и др.)

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.

В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символическая. Монарх лишь подписывает законодательные акты, принятые парламентом и формально сохраняет статус главы государства - исключительно с представительскими полномочиями. Фактическим главой государства (премьер-министром становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно.

Современные монархии в основном являются парламентскими (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.).

В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он имеет право отлагательного вето в отношении законов, издаваемых парламентом, и право роспуска парламента.

Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент). Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871 - 1918 гг. Она существовала также в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии и других странах. В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.

В истории государств мира возникали разные виды республик:

античная,

средневековая (феодальная);

буржуазная;

социалистическая.

Рассмотрим современные виды республик.

Республика
парламентская президентская смешанная (полупрезидентская)
Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, который избирается населением страны. Президент избирается парламентом, либо более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия) Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентсь-либо путем - прямыми или косвенными выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак) Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, который возглавляет правительство. Президент имеет вправо председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция)

 

Формы государственного устройства:

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...