Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделяют также юридические и фактические конституции.




Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Функции конституции — это направления её воздействия на общественные отношения. Назовем основные из них.

Юридическая функция — связана с тем, что Конституция является основным источником права, она имеет высшую юридическую силу, является базой текущего законодательства и определяет всю систему правового регулирования общественных отношений.

Политическая функция — состоит в том, что Конституция устанавливает основы организации публичной власти, определяет основные принципы политической деятельности, а также функционирования институтов политической системы общества.

Учредительная функция — состоит в том, что Конституция устанавливает основные политико-правовые институты государства и общества, определяет основы правового статуса граждан, систему органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Идеологическая функция — проявляет себя в том, что Конституция закрепляет основоположные ценности (демократия, суверенитет народа, права человека и гражданина и т.д.), выполняет важную роль относительно государственных и самоуправляемых институций, граждан и должностных лиц, ориентируя их на выполнение законов, уважение закреплённых в ней ценностей.

4. Структура и содержание Конституции ДНР.

Структура Конституции — это способ ее внутреннего построения, т.е. порядок объединения однородных конституционных норм в определенные комплексы (главы) и последовательность их расположения. Структура подавляющего числа современных конституций имеет стандартный вид. Структура Конституции ДНР построена с учетом как собственного, так и современного зарубежного опыта.

Она состоит из Преамбулы, основной части, которая охватывает девять глав и переходных положений (глава 10). Конституция любого государства, с точки зрения ее сущности и назначения, является отображением объективных процессов общественного развития, реального соотношения политических сил, сложившихся в обществе. Социальное содержание конституции определяет ее правовое содержание, которое составляют конституционные нормы, институты и принципы.

Конституционные нормы — это основной правовой материал, с которого состоит конституция. Существует ряд видов таких норм, которые различаются по своей природе. Основную массу Конституции ДНР составляют нормы-правила, которые регулируют конкретные общественные отношения и определяют права и обязанности субъектов конституционного права, их правомерную деятельность. К ним относятся, например, нормы, которые устанавливают права, свободы и обязанности граждан, определяют правовой статус государственных органов и др. По характеру конституционно-правовых отношений нормы-правила подразделяются на материальные и процессуальные, устанавливающие процедуру принятия законов и иных актов парламентом.

Нормы-цели представляют собой нормативную ориентацию развития общества и государства. Так, в преамбуле Конституции ДНР ставится цель утверждать права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Наличие норм-целей — характерная черта современных конституций. Нормы-определения содержат качественную характеристику тех или иных конституционных институтов, отдельных органов государства. Таковы, в частности, нормы, определяющие природу государства (демократическое, социальное и правовое) и его органов (Народный Совет ДНР — парламент Донецкой Народной Республики является единственным законодательным органом государственной власти).

Кратко охарактеризуем основные структурные элементы Конституции ДНР.

Преамбула, прежде всего, исходит из того, что Конституция является актом, акцентирующим внимание на стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, утверждает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов Преамбула является концептуальной основой Конституции. Ее положения в концентрированном виде выражают исходные политико-правовые идеи, которые пронизывают все содержание Конституции.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3. Государственное устройство Донецкой народной республики.

Глава 4. Глава Донецкой народной республики.

Глава 5. Народный Совет Донецкой народной республики.

Глава 6. Совет Министров Донецкой народной республики.

Глава 7. Судебная власть и прокуратура донецкой народной республики.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Принятие Конституции Донецкой народной республики и внесение в нее изменений. Содержание основной части Конституции свидетельствует о том, что предмет ее регулирования не ограничивается правовым статусом человека и гражданина и организацией государственной власти. Она содержит также ряд положений, которые закрепляют основы организации гражданского общества, которое формируется, в частности его экономические основы − частную собственность, рыночное хозяйство, свободную конкуренцию − устанавливают принцип плюрализма во всех сферах общественных отношений и т. д.

Глава 10. «Переходные положения» Конституции содержат нормы, которые определяют время вступления ее в силу, устанавливают пределы действия законов и других нормативных актов, принятых до вступления в силу Конституции; сроки введения в действие отдельных конституционных норм, которые в силу объективных причин не могут быть реализованы сразу же; порядок и сроки формирования предусмотренных Конституцией органов государственной власти и местного самоуправления; устанавливают временные исключения для применения некоторых конституционных норм и т. д.


Тема № 4 Основы административного права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...