Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, принципы, предмет административного права.




Административно- правовые нормы и отношения

Административное правонарушение и административная ответственность

Государственное управление, его виды

Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата.

Административное право иногда называют управленческим правом, поскольку оно непосредственно обслуживает управленческую деятельность и связано с решением задач управления общественными процессами.

В основе административного права лежат принципы, которые раскрывают его сущность:

- Законность (деятельность на основании, в рамках и по исполнению закона);

- Равенство граждан перед законом и перед правоприменителем;

- Взаимная ответственность государства и личности;

- Справедливость (соответствие между поведением субъекта и юридическими последствиями);

- Демократизм (непосредственное и опосредованное участие населения в правотворчестве и подконтрольность деятельности органов исполнительной власти представительным органам).

Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Свойства управления:

1. Управление есть функция организованных систем различ­ной природы (биологических, технических, социальных), обеспе­чивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющ­их ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление — внутреннее качество целостной системы, ос­новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодей­ствующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодей­ствие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функ­ций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом уп­равления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздей­ствию субъекта на объект, содержанием которого является упоря­дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном со­ответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реали­зуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчине­ние объекта субъекту управления, управляемого элемента систе­мы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управле­ния.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выра­жение его функции, определяемые природой и назначением уп­равленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

 

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельнос­ти управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздейст­вия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (плани­рование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспе­чение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаи­модействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управ­ляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием уп­равляемой сферы).

Методы государственного управления.

Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях. Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две основные группы:

a) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

b) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на:

◊ морально-этические – предполагают обращение к достоинству, чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению. ◊ социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности.

◊ экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.

◊ административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства.

Административное право как любая отрасль права использует в качестве средст­ва правового регулирования три юридические возмож­ности: - предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;

- запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нор­мами; -дозволение - юридическое разрешение совер­шать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздержи­ваться от их совершения по своему усмотрению.

Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие: a) императивный метод (метод властных предписаний) предполагает: = строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм; = построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта.

b) диспозитивный метод (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона;

c) поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот;

d) рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства;

e) согласование (координация) – используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой.

Режимы управления Различные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления. Чаще всего выделяют следующие режимы управления:

1) явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение, государственное управление как таковое отсутствует;

2) регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются;

3) уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении;

4) договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения, заключенного между ними;

5) регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение;

6) разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.);

7) распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления;

8) запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта, и для субъекта управления.

 

2. Система и источники административного права.

Источники административного права. Под источниками административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм.

Источники права - способы нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения.

Обычно выделяют наиболее типичные источники права:

♦ общие принципы права.

♦ нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы административного права;

♦ административный договор – двух или многостороннее соглашение нормативного содержания между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

♦ правовой обычай - сложившееся исторически и вошедшее в привычку санкционированное государством правило поведения;

♦ идеи и доктрины – научные труды по административно-правовым вопросам, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным делам;

♦ судебный и административный прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел в будущем.

♦ международное право

Нормы административного права наиболее часто закрепляются в нормативных актах, которые могут издаваться соответствующими органами исполнительной власти, в связи с чем, они имеют различную юридическую силу и сферу их действия. Среди правовых актов различают:

1. Акты Федеральных органов: - Законы (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы текущего законодательствования, Постановления и иные акты Федерального собрания) - Подзаконные акты (Указы, распоряжения Президента РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, Нормативные акты министерств, ведомств и других центральных органов исполнительной власти РФ, Приказы, распоряжения, инструкции иных федеральных органов и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

2. Акты субъектов федерации: = Законы субъектов федерации (Конституции, уставы, законы); = Подзаконные акты субъектов федерации (Указы, распоряжения президентов, губернаторов; постановления, распоряжения правительств, администраций; нормативные акты министерств и иных органов).

3. Нормативные акты (распоряжения, решения) органов местного самоуправления. 4. Законы и подзаконные акты органов бывшего СССР.

5. Международные акты (безвизовый въезд-выезд, таможенный контроль). Взаимодействие административного права с другими отраслями права Являясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так возникает взаи­модействие со следующими правовыми отраслями: конституционным правом. Конституционное право закрепляет основ­ные принципы организации и функционирования исполнительной вла­сти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые осно­вы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реа­лизуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конк­ретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граж­дан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.; гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Если гражданское право регулирует отношения права собственности, то административное право регулирует правила движения имущества (передача, изъятие и т.п.) в сфере государственного управления; уголовным правом. Нормы административного права определяют, ка­кие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды нака­зания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам могут перерастать в преступления и наобо­рот, что свидетельствует о «подвижности» границ между администра­тивным и уголовным правом; финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.; земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к пред­мету земельного права, регулируется нормами административного права; трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным пра­вом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организу­ющие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права; уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмот­рение дел об административных правонарушениях в суде основывает­ся на общих процессуальных началах.

Система административного права Система административного права состоит из отдельных админист­ративных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимо­связанных между собой.

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей. Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему. Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права. Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) администра­тивный процесс, законность в управлении; е) организация госу­дарственного управления в сферах и отраслях. Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в це­лом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах от­дельных сфер деятельности исполнительной власти. Общая часть включает в себя институты: = устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций; = регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); = обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; = регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть включает институты, регулирующие: - обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность; - организационно-хозяйственную деятельность; - социально-культурную деятельность; - деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей. 3. Понятие и особенности административно-правовой нормы Особенности административно-правовой нормы Административно-правовые нормы являются самыми разнообразными среди правовых норм российских отраслей права. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права. Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного и запрещенного поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения. Для норм административного права характерны: ♦ ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; ♦ односторонне-властное волеизъявление стороны; ♦ широкая сфера усмотрения; ♦ преобладание директивно-обязательных норм; ♦ нормативно-ориентирующее воздействие; ♦ прямое применение административных санкций за правонарушение. Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других отраслей права: › императивный характер; › служат для реализации функций и назначения исполнительной власти; › обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации; › адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности. › определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти. › являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей; › обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения; › устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции; › носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда. Структура административно-правовой нормы Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности. Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли. Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы: • по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий); • по способу изложения: казуистичные и абстрактные; • по назначению: общие и специальные; • по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий). Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение: ≈ её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода регулирования отношений субъектов административного права. ≈ нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям. Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила часто обладают процессуальными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий. Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы): ♦ по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и описательная (указывается правило и его признаки). ♦ по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта). Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права и плотная обеспеченность санкциями административно-правовых норм других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть: ~ пресекательные ~ восстановительные ~ карательные. Виды административно-правовых норм В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм: 1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы 2. по предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленче­ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления. 3. по функциям права: регулятивные и охранительные; 4. по содержанию регулирования: -общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения; -особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной). 5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют: ➥ обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные дей­ствия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; ➥ иногда называют ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта; ➥ запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер; ➥ уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению); ➥ стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воз­действия должное поведение участников регулируемых управленчес­ких отношений; ➥ рекомендательные - рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных фор­мирований. 6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц: а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные; - общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей); - межтерриториальные (акты, действующие в услови­ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - нормы субъекта Федерации; - местные (локальные); - специальные (определенный регион). б) по сроку действия (во времени): постоянные, временные, чрезвычайные; срочные и бессрочные в) по кругу лиц: общие и специальные; 7. по юридической силе: законы и подзаконные акты; 8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские. Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие. Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах. Реализация норм административного права имеет следующие аспекты: ♦ Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности. ♦ Соблюдение – субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике). ♦ Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться). ♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность). В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права. Акты толкования норм административного права могут быть: a. по форме выражения: письменные и устные; b. по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального: c. по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.; d. по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

 

Тема № 5 Основы уголовного права.

5.1. Понятие уголовного права, предмет, задачи, система, принципы.

5.2. Понятие и основание уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности.

5.3. Понятие и признаки преступления, классификация преступлений, состав и структура преступлений, стадии совершения преступления.

5.4. Понятие соучастия и ее значение. Понятие необходимой обороны.

 

 

5.1. Термин «уголовное право» появился в русском языке в эпоху Древней Руси, когда за преступление отвечали головой. Этимологически слово «уголовный» связано со словом «уго-ловить», т. е. обидеть, разозлить, а также со словом «годовщи­на», которая по Псковской судной грамоте означала убийство. Уголовное право обладает выраженным карательным характером и набором средств воздействия, поэтому уголовное право и связанные с ним отрасли (уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и др.) стараются сделать реа­лизацию про­цесса наказания демонстративным и наглядным для восприятия гражданами, дабы никому не повадно бы­ло совершать уголовно наказуемые деяния.

Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, определяющих на основании принципов права преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, а также порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предметом регулирования уголовного права являются уголовно-правовые отношения, то есть такие общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Субъектами таких отношений выступают, с одной стороны, физические лица, совершившие преступления, а с другой – государство в лице его компетентных органов, осуществляющих правосудие.

Для уголовного права характерен императивный метод правового регулирования общественных отношений, который носит государственно-властный характер и выражается в применении к виновным лицам мер уголовного наказания.

Задачи уголовного права:

-охрана прав и свобод человека и гражданина

-охрана собственности, общественного порядка и общественной безопасности,

-охрана окружающей среды,

-охрана конституционного строя Донецкой Народной Республики от преступных посягательств,

-обеспечение мира и безопасности человечества,

- предупреждение преступлений

 

 

Принципы уголовного права.

Принцип законности Статья 3. УК ДНР

1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Принцип равенства граждан перед законом ст. 4 УК ДНР

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип вины ст.5 УК ДНР

1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости ст. 6 УК ДНР

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.. Принцип гуманизма ст. 7 УК ДНР

1. Уголовное законодательство Донецкой Народной Республики обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

 

 

Система уголовного права.

Система уголовного права представляет собой стройную структуру, имеющую общие черты с системами права других отраслей. В то же время система уголовного права имеет и ряд отличий.

Как и многие другие отрасли права уголовное право делится на две части: общую и особенную части.

Общая часть содержит нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права; основания уголовной ответственности и освобождения от нес; пределы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц; определяет понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, сроков давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния; систему и виды наказаний; основание и порядок их назначения; основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности применения принудительных мер медицинского характера.

Особенная часть уголовного права конкретизирует, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за каждое из них соответствующее наказание.

Между общей и особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах особенной части. Действие установлений общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в особенной части.

Общая и особенная части уголовного права, в свою очередь, разделены на отдельные институты.

Институты уголовного права представляют собой совокупность отдельной группы уголовно-правовых норм, объединенных определенными признаками и являющихся неотъемлемой частью отрасли права. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Таким образом, можно говорить, что институт уголовного права содержит группу норм, объединенных общими признаками и регулирующими близкие по своей сущности отношения.

Уголовное право содержит ряд правовых институтов, наиболее крупные из которых являются институты преступления и наказания. Они, в свою очередь, дробятся на подинcтитуты, например, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и др.

Институты состоят из отдельных уголовно-правовых норм (статей уголовного закона). Каждая конкретная уголовно-правовая норма представляет собой отдельное правило, регулирующее

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...