Понятие, принципы, предмет административного права.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Административно- правовые нормы и отношения Административное правонарушение и административная ответственность Государственное управление, его виды Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Административное право иногда называют управленческим правом, поскольку оно непосредственно обслуживает управленческую деятельность и связано с решением задач управления общественными процессами. В основе административного права лежат принципы, которые раскрывают его сущность: - Законность (деятельность на основании, в рамках и по исполнению закона); - Равенство граждан перед законом и перед правоприменителем; - Взаимная ответственность государства и личности; - Справедливость (соответствие между поведением субъекта и юридическими последствиями); - Демократизм (непосредственное и опосредованное участие населения в правотворчестве и подконтрольность деятельности органов исполнительной власти представительным органам). Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предмета заключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Свойства управления: 1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. 3. Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). 4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления. 5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. 6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления. 7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.
Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы). Методы государственного управления. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях. Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две основные группы: a) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; b) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления. По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на: ◊ морально-этические – предполагают обращение к достоинству, чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению. ◊ социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности. ◊ экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.
◊ административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства. Административное право как любая отрасль права использует в качестве средства правового регулирования три юридические возможности: - предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами; - запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами; -дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие: a) императивный метод (метод властных предписаний) предполагает: = строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм; = построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта. b) диспозитивный метод (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона; c) поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот; d) рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства; e) согласование (координация) – используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой. Режимы управления Различные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления. Чаще всего выделяют следующие режимы управления: 1) явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение, государственное управление как таковое отсутствует;
2) регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются; 3) уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении; 4) договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения, заключенного между ними; 5) регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение; 6) разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.); 7) распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления; 8) запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта, и для субъекта управления.
2. Система и источники административного права. Источники административного права. Под источниками административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Источники права - способы нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения. Обычно выделяют наиболее типичные источники права: ♦ общие принципы права. ♦ нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы административного права; ♦ административный договор – двух или многостороннее соглашение нормативного содержания между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права; ♦ правовой обычай - сложившееся исторически и вошедшее в привычку санкционированное государством правило поведения; ♦ идеи и доктрины – научные труды по административно-правовым вопросам, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным делам; ♦ судебный и административный прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел в будущем. ♦ международное право Нормы административного права наиболее часто закрепляются в нормативных актах, которые могут издаваться соответствующими органами исполнительной власти, в связи с чем, они имеют различную юридическую силу и сферу их действия. Среди правовых актов различают:
1. Акты Федеральных органов: - Законы (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы текущего законодательствования, Постановления и иные акты Федерального собрания) - Подзаконные акты (Указы, распоряжения Президента РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, Нормативные акты министерств, ведомств и других центральных органов исполнительной власти РФ, Приказы, распоряжения, инструкции иных федеральных органов и руководителей федеральных предприятий, учреждений). 2. Акты субъектов федерации: = Законы субъектов федерации (Конституции, уставы, законы); = Подзаконные акты субъектов федерации (Указы, распоряжения президентов, губернаторов; постановления, распоряжения правительств, администраций; нормативные акты министерств и иных органов). 3. Нормативные акты (распоряжения, решения) органов местного самоуправления. 4. Законы и подзаконные акты органов бывшего СССР. 5. Международные акты (безвизовый въезд-выезд, таможенный контроль). Взаимодействие административного права с другими отраслями права Являясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так возникает взаимодействие со следующими правовыми отраслями: конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.; гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Если гражданское право регулирует отношения права собственности, то административное право регулирует правила движения имущества (передача, изъятие и т.п.) в сфере государственного управления; уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам могут перерастать в преступления и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ между административным и уголовным правом; финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.; земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируется нормами административного права; трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права; уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах. Система административного права Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой. Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей. Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему. Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах. Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права. Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений. Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях. Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти. Общая часть включает в себя институты: = устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций; = регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); = обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; = регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть включает институты, регулирующие: - обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность; - организационно-хозяйственную деятельность; - социально-культурную деятельность; - деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей. 3. Понятие и особенности административно-правовой нормы Особенности административно-правовой нормы Административно-правовые нормы являются самыми разнообразными среди правовых норм российских отраслей права. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права. Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного и запрещенного поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения. Для норм административного права характерны: ♦ ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; ♦ односторонне-властное волеизъявление стороны; ♦ широкая сфера усмотрения; ♦ преобладание директивно-обязательных норм; ♦ нормативно-ориентирующее воздействие; ♦ прямое применение административных санкций за правонарушение. Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других отраслей права: › императивный характер; › служат для реализации функций и назначения исполнительной власти; › обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации; › адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности. › определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти. › являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей; › обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения; › устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции; › носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда. Структура административно-правовой нормы Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности. Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли. Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы: • по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий); • по способу изложения: казуистичные и абстрактные; • по назначению: общие и специальные; • по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий). Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение: ≈ её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода регулирования отношений субъектов административного права. ≈ нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям. Установленные диспозицией правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила часто обладают процессуальными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий. Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы): ♦ по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и описательная (указывается правило и его признаки). ♦ по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы того же акта). Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией. Санкции имеют различный характер и могут содержаться в том же акте как элемент конкретной нормы или как обеспечивающий элемент для нескольких норм данного акта. Нередко применяются несколько санкций, часть которых может относиться к нормам других отраслей права. В этом просматривается как тесная взаимосвязь административного права с другими отраслями права и плотная обеспеченность санкциями административно-правовых норм других отраслей права. Как последствия нарушения нормы санкции могут быть: ~ пресекательные ~ восстановительные ~ карательные. Виды административно-правовых норм В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм: 1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы 2. по предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления. 3. по функциям права: регулятивные и охранительные; 4. по содержанию регулирования: -общие - регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения; -особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной). 5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют: ➥ обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; ➥ иногда называют ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта; ➥ запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер; ➥ уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению); ➥ стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений; ➥ рекомендательные - рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. 6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц: а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные; - общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей); - межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - нормы субъекта Федерации; - местные (локальные); - специальные (определенный регион). б) по сроку действия (во времени): постоянные, временные, чрезвычайные; срочные и бессрочные в) по кругу лиц: общие и специальные; 7. по юридической силе: законы и подзаконные акты; 8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские. Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие. Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах. Реализация норм административного права имеет следующие аспекты: ♦ Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности. ♦ Соблюдение – субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике). ♦ Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться). ♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность). В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права. Акты толкования норм административного права могут быть: a. по форме выражения: письменные и устные; b. по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального: c. по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.; d. по субъекту толкования: аутентичные и легальные.
Тема № 5 Основы уголовного права. 5.1. Понятие уголовного права, предмет, задачи, система, принципы. 5.2. Понятие и основание уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. 5.3. Понятие и признаки преступления, классификация преступлений, состав и структура преступлений, стадии совершения преступления. 5.4. Понятие соучастия и ее значение. Понятие необходимой обороны.
5.1. Термин «уголовное право» появился в русском языке в эпоху Древней Руси, когда за преступление отвечали головой. Этимологически слово «уголовный» связано со словом «уго-ловить», т. е. обидеть, разозлить, а также со словом «годовщина», которая по Псковской судной грамоте означала убийство. Уголовное право обладает выраженным карательным характером и набором средств воздействия, поэтому уголовное право и связанные с ним отрасли (уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и др.) стараются сделать реализацию процесса наказания демонстративным и наглядным для восприятия гражданами, дабы никому не повадно было совершать уголовно наказуемые деяния. Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, определяющих на основании принципов права преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, а также порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Предметом регулирования уголовного права являются уголовно-правовые отношения, то есть такие общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Субъектами таких отношений выступают, с одной стороны, физические лица, совершившие преступления, а с другой – государство в лице его компетентных органов, осуществляющих правосудие. Для уголовного права характерен императивный метод правового регулирования общественных отношений, который носит государственно-властный характер и выражается в применении к виновным лицам мер уголовного наказания. Задачи уголовного права: -охрана прав и свобод человека и гражданина -охрана собственности, общественного порядка и общественной безопасности, -охрана окружающей среды, -охрана конституционного строя Донецкой Народной Республики от преступных посягательств, -обеспечение мира и безопасности человечества, - предупреждение преступлений
Принципы уголовного права. Принцип законности Статья 3. УК ДНР 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Принцип равенства граждан перед законом ст. 4 УК ДНР Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип вины ст.5 УК ДНР 1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Принцип справедливости ст. 6 УК ДНР 1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. 1. Уголовное законодательство Донецкой Народной Республики обеспечивает безопасность человека.
Система уголовного права. Система уголовного права представляет собой стройную структуру, имеющую общие черты с системами права других отраслей. В то же время система уголовного права имеет и ряд отличий. Как и многие другие отрасли права уголовное право делится на две части: общую и особенную части. Общая часть содержит нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права; основания уголовной ответственности и освобождения от нес; пределы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц; определяет понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, сроков давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния; систему и виды наказаний; основание и порядок их назначения; основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности применения принудительных мер медицинского характера. Особенная часть уголовного права конкретизирует, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за каждое из них соответствующее наказание. Между общей и особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах особенной части. Действие установлений общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в особенной части. Общая и особенная части уголовного права, в свою очередь, разделены на отдельные институты. Институты уголовного права представляют собой совокупность отдельной группы уголовно-правовых норм, объединенных определенными признаками и являющихся неотъемлемой частью отрасли права. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Таким образом, можно говорить, что институт уголовного права содержит группу норм, объединенных общими признаками и регулирующими близкие по своей сущности отношения. Уголовное право содержит ряд правовых институтов, наиболее крупные из которых являются институты преступления и наказания. Они, в свою очередь, дробятся на подинcтитуты, например, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и др. Институты состоят из отдельных уголовно-правовых норм (статей уголовного закона). Каждая конкретная уголовно-правовая норма представляет собой отдельное правило, регулирующее
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|