Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды инновационных стратегий и стратегического поведения.




Основные понятия и объекты логистики инноваций.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового ранее действовавшего, но устаревшего.В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.Нововведения создаются для улучшения финансового состояния и получения выгоды: прямой (живые деньги) и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), Ане обладать глобальной новизной (быть новой для всех).Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

Обычно выделяют шесть этапов инновационного процесса:1. зарождение идеи инновации;2. маркетинг инновации;3. оценка экономической эффективности инновации;4. освоение инновации;5. коммерческая реализация инновации;6. продвижение инновации.Стадии этапа освоения инновации: инвестиции → разработка →процесс внедрения → получение качественного улучшения.Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Она представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.Субъектами инновационной деятельности являются организации илица, которые ее осуществляют и развивают.Период между появлением новации и воплощением ее в нововведение(инновацию) называется инновационным лагом.Сокращение инновационным лага на сегодняшний день является однимьиз фундаментальных вопросов динамики инновационных процессов.Наличие значительного инновационного лага тормозит инновационный процесс в целом.Диффузия инноваций – процесс, посредством которого нововведение распространяется на новые условия и места применения.В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.Инновационная инфраструктура – это информационные,

организационные, маркетинговые, образовательные, научно-

исследовательские и другие организации, которые помогают доводить новые

идеи до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Субъекты инновационной деятельности.Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.Нововведения делят наматериальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).По сфере функционального применения выделяют:технические,экономические,социальные, организационно-управленческие,прочие.

 

 

4 Классификация инноваций по степени значимости.

Анализ сущности инноваций и различных подходов к их

классификации позволяет выделить следующие основные группы инноваций:

1. продуктовые (технические),2. технологические,3. маркетинговые,4. организационно-управленческие.5. информационные

6. социальные

При необходимости данная классификация может быть разбита на

группы и подгруппы.Относительно потребителей услуг (товаров):

- создающие новые потребности-развивающие существующие.

По степени значимости инновации делят на следующие группы:

-Поддерживающие – предполагают производство и продажу более

совершенных продуктов своим традиционным потребителям. Эти

нововведения основаны как на постепенных инженерных улучшениях, так и на скачках на траектории улучшения эффективности своей деятельности.-Прорывные нововведения основаны на использовании следующих двух общих стратегий.( 1.создании нового рынка,служащего основой для подрыва позиции 2. предполагает разрушение превалирующего вида бизнеса путем создания растущего бизнеса насуществующем рынке)-Псевдоинновации.Выделенные группы инновации очень сильно отличаются по степени воздействия на ЛС, в которой они внедряются, соответственно выделяют 1. Точечные инновации – совершенствование отдельных локальных элементов (например, в продукции, оборудовании).2. Линейные инновации – совершенствование процессов, технологий,производственных линий и т.д. 3. Плоскостные инновации – это совершенствование отдельных сфер или плоскостей деятельности организации .4. Структурные инновации – решения в области развития и совершенствования структуры бизнеса: структуры портфеля предложений, структуры рынков, структуры инвестиций, региональной и отраслевой структуры корпораций, сделки слияний и приобретений, реструктуризация предприятий.5. Фундаментальные инновации – это инновации служащие основой развития организации бизнеса.6. Многомерные инновации – это решения, связанные с формированием среды для развития, благоприятного климата для внедрения и реализации других инноваций.7. Глобальные или тотальные инновации – это нововведения, связанные с коренными, кардинальными, радикальными, революционными изменениями во всей бизнес-системе. Это внедрение новых бизнес-моделей, разработка новых концепций и парадигм ведения бизнеса, реинжениринг всего бизнеса. 8. Системные инновации – внедрение таких решений (локальных, точечных и др.), которые обладают значимым влиянием на развитие организации в целом.9. Надсистемные инновации – это нововведения в развитие над систембизнес-систем.

5 Жизненный цикл инноваций.Основными параметрами, описывающими жизненный цикл инноваций(ЖЦИ), считаются следующие:Наукоемкость фирмы, процесса создания изделия. Состав стадий – ЖЦИ включает четыре стадии: НИОКР, производство,реализацию, сервис.Коэффициент инновативности –продолжительность периода от зарождения идеи продукта до выхода на

рынок пробной партии товара (инновационный лаг).Коэффициент скорости адаптации –«время достижения точки безубыточности»).Время ответной реакции-прежде всего подразумевает (первая составляющая) быстрота реакции на происходящие на рынке изменения и понимание возможных последствий.-Вторая составляющая – это скорость адаптации и реализации.Жизненный цикл инноваций:Первая часть – зарождение идеи и инновационного проекта. Она включает всего две стадии – фундаментальные и прикладные исследования. 1-стадия жизненного цикла инноваций – это фундаментальные исследования (ФИ) во всех их трех разновидностях:1. теоретические исследования (ТИ),2. экспериментальные исследования (ЭИ),3. поисковые исследования (ПоИ).2-стадия – это прикладные исследования (ПрИ). Здесь научная идея преобразуется в конкретную идею новой технологии или нового продукта, новой услуги. Вторая часть жизненного цикла инновации – создание новшества. Она включает четыре стадии:1. опытно- конструкторские разработки (ОКР);2. строительная часть;3. техническая подготовка производства;4. само промышленное производство.Третья стадия – ОКР. Это завершающая стадия научных исследований и переход от экспериментального производства к опытному, а в дальнейшем к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Четвертая стадия – строительная часть. Ведутся архитектурные и строительные работы для создания производственных площадей под новое производство у изготовителей и площадей, требуемых для использования новой техники и соответственно новой технологии у потребителей.Пятая стадия – техническая подготовка производства (ТПП).Осуществляется КПП – конструкторская подготовка производства– разрабатывается технология серийного и массового производства,– экономическая и организационная подготовка, включая финансовую подготовку и подготовку трудовых ресурсов.Шестая стадия – промышленное производство (ПП). Седьмая стадия – маркетинг. Маркетинговый мониторинг и маркетинговые решения.Восьмая стадия – логистика. Здесь прежде всего имеются и видупотоки инноваций – от потоков идей и инновационных проектов,

составляющих инновационные программы, до потоков знаний в группе,

подразделении, организации, корпорации, отрасли, государстве.

Девятая стадия – диффузия. Рыночное и нерыночное распространение

новшества. Десятая стадия – рутинизация. Здесь главное – это перенесение всего нового в жизнь организации-инноватора, повышение его старого рутинного образа действий до новой рутины, основанной на внедряемом новшестве.Одиннадцатая стадия – потребительский сервис. Сервисная поддержка нового продукта должна быть многогранна: обучение персонала в

использовании новшеств, предпродажная подготовка, послепродажное

обслуживание, помощь в сбыте.

 

Основные виды инновационных стратегий и стратегического поведения.

Стратегия – организационное использование ресурсов для достижения конкретных целей.

Основные направления инновационной стратегии формируются: а) в процессе целесообразного и рационального использования наиболее доступных результатов инновационной деятельности для достижения генеральной цели предприятия – удовлетворения потребностей в определенном виде продукции или предоставлении определенных видов услуг; б) благодаря обеспечению и экономичному использованию ресурсов при освоении продуктов нововведений. В зависимости от проводимой организацией деловой стратегии, ее ресурсных возможностей и конкурентных позиций все инновационные стратегии можно свести к нескольким основным видам: наступательной, защитной, лицензионной, промежуточной.

Виды инновационных стратегий организации

1. Наступательная стратегия заключается в самостоятельной разработке инноваций; это требует больших капиталовложений и сопровождается значительным риском.

2. Защитная инновационная стратегия используется чаще средними предприятиями, занимающими на рынке прочное, но не лидирующее положение.

3. Лицензионная (поглощающая) стратегия предполагает ориентацию на приобретение инновационных решений (защищаемых патентами или ноу-хау), полученных другими фирмами.

4. Промежуточная стратегия основана на дифференциации продукции и стремлении удерживать преимущества на рынке. Это стремление обусловлено желанием уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями, поскольку борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал.

Из факторов, влияющих на выбор инновационной стратегии, наиболее значительными являются: 1) информация о поведении конкурентов при экономических изменениях; 2) склонность и отношение высшего руководства фирмы к риску и способность разрабатывать мероприятия по его минимизации; 3) тенденции и перспективы развития отрасли.

 

12. Классификация инновационных стратегий.

Существует 4 группы эталонных стратегий [37]:
1) стратегии концентрированного роста:
- усиления позиций на рынке (данный продукт на данном рынке);
- развития рынка (данный продукт на других рынках);
- развития продукта (новый продукт на данном рынке);
2) стратегии интегрированного роста:
- обратной вертикальной интеграции (расширение за счет объединения и усиления контроля над поставщиками);
- вперед идущей вертикальной интеграции (усиление контроля над сбытовиками);
3) стратегии диверсифицированного роста:
- центрированной диверсификации (дополнительные производства на базе основного производства на существующем рынке);
- горизонтальной диверсификации (рост на существующем рынке за счет нового продукта);
- конгломеративной диверсификации (новые продукты, не связанные с существующим производством, для реализации на новых рынках);
4) стратегии сокращения:
- ликвидации;
- сбора урожая (максимизация доходов в краткосрочном периоде, экономия расходов на продвижение и реализацию долгосрочных целей);
- сокращение (долгосрочное изменение границ ведения бизнеса);
- сокращения расходов.
Компания обычно создает свой набор инновационных стратегий, характеризующихся сбалансированным риском.

13. Ситуативный подход к управлению.

Ситуационный подход – 60-е. годы – по настоящее время. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации. Так как на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов, то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Главным моментом подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Так как существуют множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует лучший единый способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. Следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

 

 

14. Процессный подход в менеджменте.

Процессный подход - 20-е. годы 20-го. века по настоящее время. Основу данного подхода заложил А. Файоль. Управление рассматривается как непрерывный процесс, его основные базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции – в постоянной взаимной связи, между собой объединены процессами принятия решений и передачи информации.

 

15. Системный подход в менеджменте.

 

Системный подход

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:

процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

восхождение от абстрактного к конкретному;

единство анализа и синтеза логического и исторического;

проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

 

16. Классификация систем.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

причина возникновения (реактивные, стратегические);

область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

 

17. Формирование систем на основе системного подхода.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов); совокупности сущностей и отношений .

Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

 

18. Общая характеристика процесса принятия решения, общие методы решения задач и классификация решений

При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется следующими чертами:

- субъект решения держит всю проблему в голове;

- по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;

- возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

- может не соблюдаться последовательность этапов;

- качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Также на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации.

Если проблемная ситуация не так очевидна, ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

- постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;

- разработка вариантов решений: формулирование требований-ограничений, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;

- выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям; оценка возможных последствий; выбор предпочтительного решения;

- организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

 

Планирование алгоритмов и методов продвижения инновационного продукта (услуги) на рынок

Вертикальный и горизонтальный метод продвижения инноваций.
Существует два основных общих метода, используемых для продвижения инноваций – вертикальный и горизонтальный. В первом случае весь инновационный процесс происходит в рамках одной организации, ресурсы которой позволяют реализовать все три стадии. Например, это может быть крупный холдинг, или компания, работающая в сфере услуг.
Под горизонтальным методом продвижения подразумевается сотрудничество и кооперация научных центров, производства и ЦТТ. Таким образом, все три цикла могут разделяться между двумя-тремя сторонами в соответствии с их возможностями и компетенциями.
Коммерческая и некоммерческая форма трансфера технологий.
Кроме методов продвижения, трансфер может так же отличаться и по форме. Некоммерческое продвижения, безусловно, предполагает меньше финансовых затрат для компании, но с другой стороны, требует больше времени и ресурсов.
К некоммерческой форме можно отнести различные публикации об инновациях в научных сборниках, либо тематических изданиях, предоставление возможности стажировки на инновационном предприятии, участие в различных семинарах и выставках. Сюда же можно отнести всевозможные пресс-релизы, рассылки новостей и методы пропаганды, отмечающие социальную значимость инновационной деятельности компании. Все это помогает не только повысить информированность общественности и потенциальных потребителей, но и создать благоприятную почву для будущих разработок.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.