Свадебные песни и обряды.
Старинные свадебные обряды сформировались в России примерно к середине XV века. Краткий список старинных свадебных обрядов выглядит следующим образом: 1. Сватовство – древний свадебный обряд, целью которого было расхвалить достоинства жениха и получить предварительное согласие родителей невесты на свадьбу. 2. Смотрины устраивались после сватовства. Смотрины – это обряд-испытание для невесты, в процессе которого сваха, жених с родителями должны были оценить все достоинства и недостатки будущей жены. 3. Рукобитие (заручины, своды, сговор, просватанье) – свадебный обряд, результатом которого должна стать окончательная договоренность о проведении свадьбы. 4. Вытие – ритуальный плач. Невеста со своими подружками должна была оплакивать прощание с родителями, волей и подружками, свою незамужнюю девичью жизнь. 5. Девичник – свадебный обряд в день перед свадьбой, представляющий собой девичьи разговоры и песни. 6. Выкуп (бранье) – обряд-испытание для жениха, в результате которого он навсегда забирал невесту из дома. 7. Таинство венчания – церковный обряд, соединяющий невесту и жениха на вечный союз мира и согласия. 8. Гуляние – свадебные прогулки молодоженов и гостей. Гулянье в старину отличались широтой и весельем. Гуляли всей деревней или селом. 9. Свадебный пир – традиционное праздничное застолье с тостами и шутками. Нередко в один день праздновали несколько свадеб. Обычно на Руси свадьбы отмечались или на праздник – Красную горку (воскресенье, следующее за Пасхой) или в конце лета - начале осени, когда все сельскохозяйственные работы заканчивались, и был собран богатый урожай овощей и фруктов. В операх русских композиторов часто встречаем свадебные песни и обряды.
· Например в опере Римского-Корсакова " Снегурочка" есть обряд выкупа невесты. Здесь звучат две подлинные народные песни «Как по лесу лес шумит», «То не пава-свет по двору ходит» как характеристики жениха и невесты. Урок 7-8. Жанр романса и его разновидности.
Романс. Этот жанр появился в 16 веке в Испании, когда большое распространение получили светские песни на родном «романском» языке, отличавшиеся от церковных мелодий, исполнявшихся на латыни. Позже романс распространился по всей Европе. Попал он и в Россию. Расцвет жанра приходится на начало 19 века, эпоху романтизма. Широко известны романсы на стихи русских поэтов композиторов Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. Романс – жанр более развитый, чем песня. Инструментальное сопровождение – более богато, участвует в создании образа. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Чувства здесь носят характер более индивидуальный, личный. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента. Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов. Чаще всего романсы носят лирический характер, но бывают и сатирические, драматические, шуточные романсы. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
Форма может быть куплетной, но чаще более сложна: трёхчастная репризная, рондо, варьированная куплетность. Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве. Великие шедевры в жанре романса создал М. И. Глинка. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран. В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя всё романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других. · Романс «Жаворонок» на стихи Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей. А вот жанр баркаролы – это медленная, лирическая песня итальянского происхождения. В переводе это слово означает «песня лодочника». Её рождение связано с городов на воде – Венецией. · Послушаем романс Шубнрта «Баркарола». В мелодии, плавно льющейся в спокойном темпе, заметны черты изобразительности: скольжение попарно соединённых звуков по ступеням гаммы напоминают картину ровной водяной глади, лишь слегка подёрнутой рябью от ветерка. В жанре баркаролы писали многие композиторы-романтики, жившие в 19 веке, среди которых можно назвать Мендельсона, Шопена, Листа, Чайковского. Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления. Разновидности романсов Х1Х века – элегия, романс-исповедь, серенада, баркарола – все они рассказывают о чувствах, переживаниях героя. Послушаем некоторые из них.
Например, жанр серенады. Само слово «серенада» на испанском языке означает «вечернюю музыку». Позже серенадами стали называть приветственные или любовные песни, распеваемые под окном или балконом возлюбленной. Для них характерны яркая, призывная мелодия и аккомпанемент, подражающий бряцанию аккордов гитары или перебору струн мандолины. · Пример - романс Даргомыжского " Ночной зефир» на стихи А. Пушкина, написанный в жанре серенады. Форма рондо. Рефрен - изображает испанский горный пейзаж. Арпеджио в аккомпанементе напоминают бурное течение реки Гвадалквивир. В эпизодах - показаны образы молодой испанки в ритмах болеро и её возлюбленного, поющего серенаду под балконом.
Жанр элегии. Наиболее распространено понятие " элегия" в литературе. Но музыкальная элегия также существует. Слово " Элегия" переводится с греческого как " жалоба", поэтому музыкальная элегия - это произведение жалобного, печального, задумчивого характера, исполняется в медленном темпе, чаще в минорных тональностях. · Примером элегии в романсах может быть произведение Даргомыжского на стихи Лермонтова «Мне грустно». Это рассказ о несбывшихся надеждах, о безответной любви. Мелодия носит декламационный характер, звучит в духе печальных размышлений. Форма 3-х частная. Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста. · Послушаем романс А. Бородина " Море" - рассказ о неравной схватке человека и морской стихии. Здесь рассказ драматичен с самого начала. Борьба смелого пловца с грозной стихией оказывается неравной – пловец гибнет. Тема моря звучит в партии фортепиано, пловца – в вокальной партии. Кульминация (гибель пловца) наступает в конце, она подчёркнута напряжённым речитативом, оборванным на самой высокой ноте торжествующей темой моря. Со временем романсом стали называть инструментальные пьесы с мелодией, похожей на вокальную. Таков «Старинный романс» Свиридова из кинофильма «Метель».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|