Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 9. Контрольный. Тема 2. Тембры вокальной музыки (голос человека). Урок 10-11. Певческие голоса: мужские, женские, детские.




Урок 9. Контрольный.

Тема 2. Тембры вокальной музыки (голос человека).

Урок 10-11. Певческие голоса: мужские, женские, детские.

Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, ноне каждый человек, даже поющий, может назваться вокалистом. Так называют певца, который прошёл специальную школу пения, серьёзный длительный путь вокального обучения.

Что же отличает человеческий голос? Прежде всего, объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса у которых достигает нескольких октав. Во-вторых – высота голоса, которая зависит от голосовых связок - от числа их колебания в секунду, а также их длины и толщины. В-третьих – сила голоса. И четвёртое качество – тембр или окраска голоса, присущая только этому человеку. Благодаря тембру мы различаем голоса знакомых людей.

В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

 

 

Голос Мужской Женский
Высокий Тенор Сопрано
Средний Баритон Альт
Низкий Бас Контр-альто

 

Композитор Римский-Корсаков в опере «Садко» использует особенности звучания каждого мужского голоса для характеристики заморских гостей.

· «Песня Варяжского гостя» – бас.

· «Песня Индийского гостя» – тенор.

· «Песня Венецианского гостя» – баритон.

Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх.

· Голос Паваротти - один из самых знаменитых теноров ХХ века. В его исполнении прозвучит «Тарантелла» Россини.

· Самый высокий из теноров – тенор-альтино. Для него Римский-Корсаков написал партию Звездочёта в опере «Золотой петушок». Это крайне редкий голос. Послушаем ариозо Звездочета  

Лирический тенор более популярен. Он используется почти в каждой опере. Этим голосом обладали великие русские певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

· Послушаем романс Гурилёва «На заре туманной юности» в исполнении Сергея Лемешева.

Баритон – средний по регистру мужской голос. В переводе с греческого означает «тяжёлый». Такое название дано голосу неслучайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Георг Отс, Мусли Магомаев, Дмитрий Хворостовский обладали такими голосами.

· Послушаем голос М. Магомаева в «Арии Риголетто» из одноименной оперы Верди.

· Глинка «Попутная песня» в исполнении Д. Хворостовского.

Бас – самый низкий из всех голосов. Различают бас профундо (низкий) и бас кантате (высокий). В этом голосе заключены богатые возможности.

    Имя знаменитого Федора Шаляпина знает весь мир. У него был высокий бас исключительной красоты и мягкости. Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.

· Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

О скалы грозные дробятся с рёвом волны,
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор,
Над морем стоя…

    «Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца, когда-либо появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

· Послушаем в его исполнении песню «Лучинушка».

Басом профундо обладал Поль Робсон – знаменитый исполнитель негритянских спиричуэлсов.

Теперь перейдём к женским певческим голосам.  

Сопрано – самый высокий голос. Существует три типа сопрано: драматическое - плотный, насыщенный тембр, лирическое – мягкое, подвижное, и колоратурное - легкое, воздушное, свободное по звучанию.

· Послушаем " Колыбельную Волховы" из оперы Римского-Корсакова «Садко», написанную для колоратурного сопрано.

Меццо-сопрано - низкий, грудной, бархатистый голос. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин.

· Например, партия Кармен в опере Бизе. Послушаем «Сегидилью» Кармен.

· Надежда Обухова – романс Шишкина «Ночь светла».

Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда этому голосу поручают партии юношей и мальчиков-подростков: Вани в опере «Иван Сусанин»     Глинки, Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.

· Послушаем песню Леля «Туча со громом сговаривалась».

Детские певческие голоса делятся на сопрано и альты. Самый высокий голос в хоре мальчиков называется дискантом. Самым знаменитым в мире дискантом был Робертино Лоретти.

· Послушаем «Вечернюю серенаду» Шуберта в его исполнении.

Урок 12. Вокальные ансамбли. Дуэт, трио, квартет, канон.        

Ансамбль (от французского слова означает " вместе" ), как правило, небольшая группа исполнителей, выступающих совместно; излюбленный с давних времен тип музицирования. В зависимости от количества исполнителей (от двух до десяти) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом (по латинским названиям чисел). Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфонической или хоровой музыке, в том числе в операх, ораториях, кантатах.

  Вокальные ансамбли часто встречаются в оперной музыке. Голос каждого участника при этом должен быть хорошо слышен. Но каждый старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. Существуют разновидности ансамблей – ансамбли согласия, когда все участники охвачены одним чувством, и ансамбли-поединки, где герои враждуют. Послушаем некоторые из них.

· Моцарт Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта». Это персонажи комического плана. Они любуются друг другом и поддразнивают друг друга. Это ансамбль согласия.  

· Чайковский Дуэт «Враги» (из оперы «Евгений Онегин»). Это сцена дуэли двух бывших друзей Онегина и Ленского. Носит печальный, напряжённый характер. Звучит каноном.

· Глинка Трио «Не томи, родимый» (из оперы «Жизнь за царя»). Участники – отец Иван Сусанин, его дочь Антонида и её жених Богдан Собинин. Они обсуждают дату предстоящей свадьбы. Их пение напоминает канон. В партии каждого героя звучит одна и та же мелодия.

· А вот вокальный квартет без сопровождения (a capella). Комическое, пародийное толкование жанра находим в «Серенаде четырёх кавалеров» А. Бородина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...