Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая основа местного самоуправления в России




 

Правовая основа управления муниципальным образованием не остаётся неизменной. Её развитие обусловлено революцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов управления.

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода.

Первый период (1990-1993 гг.) - начало процесса реформирования местного самоуправления.

Второй период (1993-1995 гг.) - изменение характера взаимодействия предварительного органа местного самоуправления и главы администрации.

Третий период начался с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивающим конституционные положения о местном самоуправлении. В дальнейшем этот закон терпит изменения и дополнения.

Конституционный принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления означал, что этот вопрос может решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Указанный Федеральный закон связывает решение данного вопроса с принятием устава муниципального образования.

Согласно Закону, в уставе указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Устав же принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Закон не исключает, однако, возможности утверждения на местном референдуме отдельно структуры органов местного самоуправления, которая должна затем найти своё отражение в уставе муниципального образования, принимаемого представительным органом местной власти. В этом случае представительный орган управления принимает устав на праве вносить какие-либо изменения в структуру органов местного самоуправления, утверждённую на местном референдуме.

Решая вопрос о структуре органов местного самоуправления, муниципальное образование должно прежде всего определить, какие органы будет иметь данное муниципальное образование и какой будет их внутренняя структура.

Кроме представительного органа местного самоуправления муниципальное образование должно определить в своём уставе, какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе муниципального управления.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности системы местного управления - регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с территориальными основами организации местного самоуправления, т.е. с территориальным устройством, так как функционирование системы местного управления осуществляется в границах определённых территориальных единиц, на которые делится территория государства. Это деление именуется административно-территориальным и является неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть на местах. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, и это определяет иерархию централизованной системы государственных органов управления и их соподчинённость.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области, районы, города, городские районы, посёлки, территории сельских Советов.

Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года.

Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Территориальные организационные основы местного управления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование состава территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом, при этом также учитывается мнение населения соответствующей территории.

Из вышеизложенного видно, что вопросы территориальных основ организации местного управления решались по-разному на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Главной целью управления муниципальным образованием является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

формирование муниципальных правовых актов и создании финансово-экономической основы муниципального образования;

жизнеобеспечение городского округа.

К первой группе местного значения относятся:

. Принятие и изменение устава;

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

.   Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

.   Установление местных налогов и сборов;

.   Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

.   Регулирование планировки и застройки территорий, контроль над использованием земель и др.

Вопросы второй группы в свою очередь можно разбить на две группы. Первая группа предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за решение и полное или частичное финансирование:

. Содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

2. Содержания муниципальных учреждений социальной сферы;

.   Содержания муниципальных систем энерго -, газо -, тепло -, водоснабжения и канализации, снабжения топливом;

.   Содержания дорог, благоустройство, вывоз мусора и озеленение;

.   Утилизации и переработки бытовых отходов;

6. Организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

7. Организации транспортного обслуживания;

.   Организации муниципальной информационной службы;

.   Обеспечения противопожарной безопасности.

Вторая группа предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложения на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение следующих вопросов:

1. Жилищное и социально-культурное строительство;

2. Обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

.   Деятельность средств массовой информации;

.   Содействие занятости населения.

Таким образом можно сделать вывод, что основной деятельностью органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...