Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе




 

На современном этапе развития рыночной экономики основные направления развития самоуправления определяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении и законодательством о местном самоуправлении.

Важнейшая задача - развитие местной демократизации, создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией правовой государственности.

Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления страной. Оно позволяет оптимальной сочетать интересы и права человека, интересы и права человека, интересы региональные и общегосударственные.

В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала в 1996 г., получил признание принцип субсидиарности - общий принцип институциональной организации власти и управления. Основная его идея заключается в том, что политическая власть должна вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить различные потребности. Данный принцип нашёл своё отражение в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Местное самоуправление представляет собой уровень политического участия в решении вопросов, наиболее приближенный к гражданину. Всё, что можно решать на местах, не должно предаваться на вышестоящий уровень власти. При этом ответственность органов местного самоуправления должна определяться с учётом экономических, финансовых и других возможностей. Ведь не все местные сообщества находятся в одинаковых условиях и в состоянии решить свои проблемы, поэтому в соответствии с принципом субсидиарности финансово слабые местные сообщества должны быть защищены путём создания механизмов финансового перераспределения.

В современных условиях построение и функционирование местного самоуправления должно основываться на принципах, отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.

Принципы мы не выбираем, мы им должны следовать. Этими правилами в процессе управления муниципальными образованиями должны руководствоваться органы системы муниципального управления при построении и функционировании муниципальной власти.

К принципам местного самоуправления относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его целям и полномочиям.

4. Ответственность органов управления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

5. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

7. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

8. Гласность деятельности местного самоуправления.

9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

10. Государственная гарантия местного самоуправления.

11. Участие граждан в процессе управления муниципальными образованиями.

12. Компетентность.

13. Удовлетворение потребностей населения.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются:

. Представительные органы местного самоуправления. К ним относятся думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты. Численность состава представительного органа определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Полномочия депутата представительного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва.

2. Иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Также наделяются полномочиями иные должностные лица местного самоуправления, как выборные, так и назначенные. Для указанных органов местного самоуправления срок полномочий, подотчётность, вопросы организации деятельности определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Законом «О местном самоуправлении» предусматриваются два уровня самоуправления. К первому относятся органы территориального общественного самоуправления, создаваемые на территории микрорайонов, жилищных комплексов, посёлков, сельских населённых пунктов; ко второму - самоуправление в масштабе квартала, дома. Эти органы отличаются от территориальных органов самоуправления только полномочиями в сфере развития данной территории.

Законодательством Российской Федерации определены различные организационные формы, т.е. объединения граждан в ассоциации, акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, различные жилищно-строительные кооперативы и т.д.

Например, жильцы кооперативного дома, объединённые в жилищно-строительный кооператив, разрабатывают свой устав, имеют свой расчётный счёт, печать и т.д. и выступают как юридическое лицо. На общем собрании жильцы данного дома избирают председателя, казначея, ревизионную комиссию, назначают или избирают старост подъездов. Аналогично могут поступать и другие объединения жильцов, оформив свой статус юридического лица.

На территории микрорайона находятся производственные предприятия, школы, вузы, клубы и т.д. - все они как юридические лица являются звеньями местного самоуправления.

Все эти звенья местного самоуправления подчинены одной цели - удовлетворению потребностей населения, а население выступает регулятором этих потребностей.

Для того, чтобы взаимоотношения населения микрорайона с органами власти местного управления и местного самоуправления были стабильными и эффективными, необходимо территориально приближать к месту жительства органы власти и обеспечивать благоприятный для населения режим работы учреждений, организаций, ЖЭК, домоуправления, занимающихся вопросами жизнеобеспечения.

Основным фактором эффективности самоуправления является разграничение функций местной администрации и передача части полномочий Совету общественного самоуправления микрорайона на основании договора. Контрольная функция остаётся за органами местного управления, при этом возникает необходимость введения государственных должностных единиц администрации микрорайона.

Администрация осуществляет государственный контроль и координацию деятельности объектов самоуправления. Основная цель администрации микрорайона - удовлетворение потребностей и интересов граждан.

Основными функциями администрации микрорайона являются: заключение договоров с юридическими лицами и объединениями граждан, проживающих на этой территории, по обеспечению данного объекта всеми услугами жилищно-коммунального хозяйства; координация и контроль эффективности деятельности по жизнеобеспечению населения микрорайона.

Таким образом, для эффективного функционирования механизма местного самоуправления необходимо решить ряд проблем, как-то: распределение полномочий между местными и вышестоящими органами власти; обеспечение участия граждан в процессе принятия решений по социально-экономическому развитию муниципальных образований; разработка механизма взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти; участие местных властей в определении их собственных полномочий, решение которых предполагает реализацию принципа субсидиарности; разработка нормативно-правового механизма взаимодействия всех уровней власти системы управления муниципального образования.

В современных условиях развития экономики необходимо совершенствовать местное самоуправление в следующих направлениях: реорганизовывать систему органов местного самоуправления с учётом новых условий социально-экономического развития; перераспределять полномочия и ответственность по вертикали и горизонтали; предоставлять необходимые средства и ресурсы с учётом поставленных целей для социально-экономического развития муниципальных образований.

Основной целью местного самоуправления является обеспечение социально-экономического развития муниципального развития муниципального образования на основе воспроизводства факторов экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой процесс взаимосвязанных преобразований в условиях жизнедеятельности населения, его творчества, а так же в духовной сфере.

Социально-экономическое развитие муниципального образования описывается рядом показателей, которые можно разделить на следующие группы:

. показатели, характеризующие условия жизни людей, в том числе уровень обеспеченности населения важнейшими социально-культурными, жилищно-бытовыми и другими услугами в натуральном или денежном выражении в расчёте на одного человека;

. показатели, характеризующие состояние объектов отраслей непроизводственной сферы экономики, обеспечивающей социальные стандарты;

. показатели, характеризующие состояние объектов отраслей общественного производства, - объём продукции, численность занятых, нагрузка на инфраструктуру и природную среду территории муниципального образования и др.

Местное самоуправление является основой эффективного воспроизводства территориального экономического потенциала и населения. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счёт средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства.

Для выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. На их основе должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных бюджетов, и вся экономическая деятельность местных органов власти.

Вместе с тем в настоящее время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для формирования и реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий. В условиях муниципальной реформы недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления не только за счёт финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и малого предпринимательства, а также развития рыночных механизмов использования земли и имущества.

Положения Федерального закона №131 указывают на необходимость принятия специального федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества. В настоящее время такой федеральный закон ещё не разработан.

Наибольшими проблемами муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя содержания которого в полном объёме возложено на органы местного самоуправления. Общеизвестно, что в течение последних десяти лет данная сфера постоянно деградировала. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения России, по оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.

Однако основной задачей реформы ЖКХ является не поиск дополнительных средств на финансирование отрасли, а создание стимулов у предприятий ЖКХ, поставщиков тепла и энергии по улучшению эффективности в целях предоставления качественных услуг населению. Но модернизацию предприятий коммунального хозяйства и проведение жилищно-коммунальной реформы тормозит проблема погашения задолженностей муниципальных образований, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому данная реформа особо нуждается в детальной экономической проработке и надлежащем правовом обеспечении.

Для решения социально-экономических вопросов органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных. На современном этапе развития рыночной экономики роль государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского и хозяйственного оборота резко идёт на убыль. В ряде случаев экономическая деятельность муниципальных предприятий не является достаточно эффективной. Всё чаще их место занимают хозяйственные общества и товарищества.

В целях удовлетворения потребностей населения муниципальных образований в общественных услугах и создания благоприятных условий для его жизнедеятельности органы местного самоуправления взаимодействуют с различными коммерческими организациями и координируют их деятельность в сферах торговли, связи, общественного питания и бытового обслуживания, землепользования, градостроительства, охраны окружающей природной среды и т.п.

Реализация интересов и потребностей населения непосредственно связана с соответствующей организацией производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг на территории муниципальных образований. Во всех этих процессах активное участие принимает малый бизнес, и от его успешного развития принимает малый бизнес, и от его успешного развития во многом зависит занятость граждан муниципальных образований, качество и уровень их жизни.

В связи с этим особое значение для социально-экономического развития муниципальных образований имеет взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с бизнес - сообществом, а также поддержка и развитие малого предпринимательства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...