Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство России. Архитектура. Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. Петропавловская. Крепость. XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичест­ва




ИСКУССТВО РОССИИ

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический пере­ход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремитель­но—в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя те­мы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в ис­кусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяже­нии веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг. ), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было по­ставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечест­венную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и жи­вописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в ос­новном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художест­венный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичест­ва. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих сооте­чественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множест­вом художественных собраний, которые не уступали старейшим европей­ским коллекциям размахом и роскошью.

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёван­ной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немно­го иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покро­вителем русского монарха).

16 мая 1703 г. на Заячьем ост­рове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре пе­реименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но стро­ить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходи­лось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

Петропавловская

крепость.

Санкт-Петербург.

Лжованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель и др.,

Дворец А. Д. Меншикова. 1710—1727 гг.

Перестроен Иваном Бланком в 1732—1740 гг. Санкт-Петербург.

По замыслу Петра I, прежде все­го нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочислен­ными рукавами и прорытые позже каналы становились главными маги­стралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мо­стов сознательно не строили; горо­жанам раздавали лодки, чтобы при­учить их к водной стихии.

На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дво­рян, например великолепный дворец

ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

(около 1670—1734)

Швейцарец Доменико Джованни Трезини, которого в России звали Андреем Якимовичем, приехал в страну в 1703 г. До 1714 г. он был практически единственным спе­циалистом, который, по словам современника, «делал каждому, кто хотел или должен был строить­ся и не имел чертежа, план или фа­сад». Он проектировал важнейшие постройки Петербурга — Петро­павловскую крепость и её собор, здание Двенадцати коллегий.

Петропавловский собор (1712—1733 гг. ) и теперь выглядит весьма необычно для православно­го храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колоколь­ни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полу­куполом или полусводом) с восточ­ной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собо­ра противоречило традициям мос­ковской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербур­га — в нём заложены основы свое­образного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колоколь­ня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались по­вторить эту деталь в других важней­ших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Здание Двенадцати коллегии на Васильевском острове (1722— 1734 гг., закончено Михаилом Гри­горьевичем Земцовым), также не­обычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположен­ных на одной линии и украшенных

только пилястрами. Здание развёр­нуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитек­тора, длинный парадный фасад Две­надцати коллегий должен был выхо­дить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...