Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Основы общей теории познания.




Теория познания это раздел философии изучающий природу и возможность познания, а также выявляющий условия его достоверности и истинности; но не в индивидуальном плане, а во всеобщем. Следовательно, теория познания вскрывает всеобщие основания всякого знания путем исследования закономерностей познавательных актов. Термин «теория познания» ввел Дж.Феррьер в 1854 г. (Шотландия).

Исходным принципом теории познания является положение о вторичности образа, отображения, копии, знания по отношению к их источнику, объекту, оригиналу, другому знанию.

Формула S – R – O, где S – субъект познания, R – отношение, познавательный процесс, O – объект охватывает всю сферу познавательной деятельности.

Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе; sub – под, jacio – бросаю, кладу в основание.

Objectum – предмет от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю.

Понятия S и О познания ввел в философию Дунс Скот (1265-1308) – кембриджский схоласт-номиналист. Однако у Скота отношения S и О понимались в противоположном теперешнему смысле, т.е. рассматривалось отношение объекта к субъекту. И это понятно, если иметь в виду, что под О понимается Бог.

В целом под субъектом следует понимать носителя предметно-практической деятельности и познания. В качестве такового может выступать личность, социальная группа или общество в целом.

Объект – это то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность людей. Сюда относятся: природа, общество, человеческая деятельность. Нельзя путать понятия «объект» и «материя». Материя может выступать объектом познания. Но ее можно рассматривать онтологически как объективную реальность или теологически как сотворенную по отношению как к S, так и к О.

Субъект по отношению к объекту всегда активен. В этом состоит смысл его существования. Невозможно помыслить себе неактивного субъекта, поскольку сам акт мышления есть направленность сознания на что-то.

Поэтому являются несостоятельными попытки обосновать созерцательный характер познания (Фейербах, концепции медитации). Сюда следует добавить, что даже в процессе индивидуального созерцания какого-то объекта, личность соотносит полученное знание с накопленным знанием, данным в опыте и перерабатывает его в соответствии с последним. При этом личность относится к новому знанию ценностно (этически, эстетически) или утилитарно. Иначе говоря, в любом акте познания присутствует интерес. А интерес и есть фокус активности, будь он даже абстрактным (пустой мечтой). Разница лишь в качестве и степени заинтересованности.

Активная деятельность является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности выступает в качестве предмета, данного субъекту в формах его деятельности. Как это следует понимать? Воспроизведение О в знании выражается в определенных формах таких, как ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Но эти формы не являются простой копией объекта. Прежде чем оформиться, они прошли через горнило преобразовательной деятельности (эмоции, переживания, сознательные оценки и проч.). Поэтому познающий по сути дела воспринимает не сам объект как таковой, а свое отношение к нему.

Трудность как раз и состоит в том, чтобы как можно адекватнее воспроизвести объект в сознании, т.е. продраться сквозь паутину субъективности к объекту как таковому.

Разные философы предлагают самые различные варианты путей движения к объекту. Все эти варианты зиждятся в основном на двух предпосылках:

- все характеристики объекта даны нам сами по себе вне опосредующей деятельности субъекта (натурастический объективизм).

- все характеристики даны непосредственно субъекту (наивный реализм).

В первом случае познавательная деятельность сводится лишь к реакции на внешний раздражитель. Во втором случае субъектом познания является индивид, оторванный от культуры (Робинзон), тогда как любая познавательная процедура есть результат длительного развития человеческой истории и может быть понята только в контексте последней.

В целом развитие познания характеризуется тенденцией осмыслить реальность как «вещь саму по себе», т.е. как некоторое единое системное целое, связать все познанные фрагменты действительности (разные сиcтемы отношений) в некоторую единую объектную систему, выступающую разнообразными аспектами и сторонами перед познающим S. Важно отметить, что осуществление этой тенденции необходимо предполагает осознание субъектом самого себя.

Субъект же способен осознать себя лишь в качестве объекта, т.е.:

- рассматривать себя как природное физическое тело, включенное в общую объективную взаимосвязь и взаимодействие с другими физическими телами.

- исследовать результаты своей опредмеченной деятельности (мир социально значимых предметов: приборы, орудия, знаки языка и т.п.).

Иными словами, в развитом знании познающий как бы раздваивается: он ставит себя в позицию третьего лица по отношению к себе и к объекту и объясняет ту или иную субъективную точку зрения определенной проекцией объекта на субъект, рассматриваемый в качестве объекта.

Таким образом, мы видим, что субъективное и объективное не противостоит друг другу, а взаимно перетекают одно в другое.

Вот мы только что сказали, что S старается постигнуть О как таковой. Но ведь мы раньше говорили, что всякая вещь уникальна и неисчерпаема для познания. Не противоречит ли одно другому? Противоречит, если не оговориться. Под термином «вещь сама по себе» (Объект как таковой) будем иметь в виду объективное знание о данной вещи или явлении. Как оно получается?

Каждая вещь, процесс, явление находится в непрерывном изменении. Однако среди меняющихся характеристик данного явления имеются относительно устойчивые, инвариантные, сохраняющиеся при переходе этого явления из одного состояния в другое. Задача познающего S – найти эти инварианты, поскольку они сигналят о наличии закономерностей функционирования и развития исследуемого объекта. Наиболее объективное знание об объекте – это знание законов его бытия.

В связи с этим отметим общую тенденцию развития познания инвариантов: Движение познания к формированию все более общих и необходимых инвариантных характеристик О сопровождается, как правило, переходом от выявления принципов сохранения вещей и свойств к выявлению принципов сохранения связей. Это значит, что познание вещи самой по себе предполагает познание ее в связи с другими. Под этими другими имеется в виду и физическое тело человека, а так же различные опосредующие средства.

Причем то, что является инвариантным в одной системе отношений, может оказаться не инвариантным в другой системе отношений этой же вещи. Сейчас мы подходим еще к одному очень важному моменту, а именно, к понятию предмета исследования. Следует различать предмет и объект исследования. Вот, почему.

Когда мы исследуем одну систему инвариантных отношений данной вещи, мы ведь освещаем лишь одну сторону этой вещи (скажем, цвет). Далее мы можем перейти к другой стороне этой вещи (например, тяжести). И так далее. Так вот: Исследования какой-то одной стороны вещи и называется предметом исследования. Сторона объекта исследования (предмет) соответствует целям S. Следовательно, в предмете исследования всегда присутствует значительная доля субъективности, выражающейся в желаниях, социальной обусловленности цели, опосредующих средствах (прибор, методики, тело, теории и т.д.). Отсюда можно сделать вывод: знание непосредственно относится лишь к предмету и только при помощи особых процедур может быть косвенным образом интерпретировано на О.

Теперь необходимо охарактеризовать среднюю часть этой основной формулы – R. Некоторые авторы определяют эту среднюю часть как средства познания. Если способ отнести к средствам, то, пожалуй, можно согласиться. Правильней будет выразить общим термином «познавательное отношение». Или как мы уже раньше обозначили «своё иное». Сюда можно отнести всё, чем охарактеризован субъект познания, но в применении к процессу познания. Например, данный субъект познания знает натуральный ряд чисел. Это знание характеризует только его. Но вдруг ему потребовалось выяснить, сколько коров в стаде, которое пасется на поле. Он начинает считать, т.е. применять свое знание. В результате он получает новое знание. Он может использовать прибор (например, калькулятор). Мы ведь уже охарактеризовывали предмет. Ведь само слово говорит за себя: предмет = метать перед (собой).

 

ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ

Практика – это такой способ бытия человека в мире, который означает чувственно-предметную форму жизнедеятельности общественного человека, направленную на освоение природных и социальных сил. Практика лежит в основании всякого проявления жизнедеятельности общественного человека.

Можно выделить следующие функции практики:

- онтологическая – как основа бытия человека и способ его существования;

- преобразовательная – направленность на изменение себя и мира, а также самой практики, т.е. своего отношения к миру;

- гносеологическая – как основа и цель познания, а также критерий истинности знания.

Кроме того, выделяют структуру практики: цель, деятельность, предмет, средства, результат.

Далее, в связи с направленностью на предмет вычленяют виды практической деятельности:

- социальная практика;

- производственная деятельность;

- духовная деятельность;

- медицинская практика;

- быт (повседневность).

 

ПРАКТИКА КАК ОСНОВА ПОЗНАНИЯ

Каждый практический акт есть творчество. Творчество всегда революционно. Это такое состояние, когда человеческая деятельность совпадает с изменением обстоятельств. Только в таком контексте практика может быть понята как основа плодотворного познания. При более подробном рассмотрении здесь можно вычленить несколько моментов:

1. Чувственность понимается не как пассивное восприятие природы, а в качестве «практической деятельности», как форма взаимодействия человека с его естественной средой, в результате чего как среда, так и сам человек и его общественные отношения подвергаются непрерывным преобразованиям.

2. Человеческое познание есть форма сознательной ориентации в той среде, которую человек преобразует.

3. Познание это общественный процесс, а не сумма чувственных впечатлений и размышлений индивидуума. В процессе познания люди решают конкретные задачи, поставленные обществом в связи с развитием производства и других сфер практической деятельности. В основе всякого познания лежат общественные потребности. Хотя они могут быть и не выявлены в явной форме.

4. В процессе осуществления познавательной деятельности люди не начинают с пустого места. Они пользуются достижениями человечества, привлекая при этом исследовательские средства, созданные материальным производством.

5. Познание не может обойтись без развитых социальных языковых средств. Современная наука привлекает высокосовершенные средства массовых коммуникаций.

6. Сегодня наука как высшая форма познания сама начинает превращаться в непосредственную производительную силу.

7. Познание это не просто общественный процесс, а исторический процесс. Это значит, что вместе с развитием материального производства изменяется и духовное производство; вместе с развитием общественных отношений развивается и духовная культура человечества.

8. Основные процессы познания возникают как воспроизведение практических операций, а в более широком плане – форм жизнедеятельности.

9. Познание есть лишь дополнение к практическому овладению миром. Познание опосредовано практикой.

10. Практика это материальное воспроизведение свойств и тенденций развития объекта, познание – идеальное воспроизведение воспроизведенных практикой свойств и тенденций развития объекта.

11. На основе практики происходит действительное соответствие форм мысли формам развития мира и общества (тождество бытия и мышления).

12. Все ошибки и несовершенства познания связаны с неразвитостью практики.

 

ПРАКТИКА КАК ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

Под этим тезисом следует понимать что познание имеет своей целью совершенствование самой практики. Это связано, во-первых, с ростом потребностей общества, которые практика призвана удовлетворять. Во-вторых, с ускоренным характером прогресса общества и НТР, которые требуют планомерности, законосообразности, а не спорадичности. В-третьих, целью сознательной ориентации познания служит увеличение эффективности преобразования среды и общества. Только при соблюдении этих трех условий могут быть достигнуты упорядоченность и самоконтроль практической деятельности людей.

 

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ

Сейчас мы берем несколько иной срез в соотношении практики и познания. Под познанием здесь будем понимать только теоретическую деятельность людей. Зададимся определением теории.

Теория – это система знаний, сгруппированных по единому основанию, предназначенных для описания и объяснения данных опыта.

По отношению к теории практика может выступать в различных модификациях:

1. Социальное поведение: обыденный опыт, быт, общественные отношения. Такой вид практики ориентирован на социальные нормы и находит свое выражение в:

а). Следовании традициям, устоявшимся формам жизнедеятельности;

б). Ориентации на ценности, сводящиеся к удовлетворению потребностей материального и духовного порядка;

в). Выдвижении общей цели и подчинении своей жизни (практики) ее достижению.

Таким образом, социальное поведение как вид практики является внешним по отношению к теории. Они взаимодействуют лишь опосредовано.

2. Материальная практика (в широком смысле производственно-практическая деятельность людей). Этот вид практики создает систему отношений к объекту, которая закрепляется от многократного повторения и составляет эмпиристический базис знания. Однако полученное таким образом знание не является всеобщим, т.к. оно всегда принимает форму цели, а в активном плане – целеполагания. Сама же практика здесь рассматривается как средство достижения цели.

3. Духовное производство, наука. Здесь имеется в виду наука в широком смысле, как социальный институт, наука связанная с производством. Этот вид практики появляется только с развитием крупного машинного производства, когда машина (средство производства) становится сознательным применением науки. Наука – это высшая ступень трудовой деятельности, всеобщий труд. В будущем наука должна полностью слиться с производством, стать непосредственной производительной силой. При таком понимании практики-науки можно с уверенностью сказать, что она в соединении с теорией дает знание объекта в его целостности, всеобщности. Однако если не забегать вперед на ряд поколений то, приходится фиксировать, что и этот вид практики весьма опосредованно связан с теорией. Рассмотрим более подробно это положение.

Путь познания

Более развернуто представим эту форму в виде схемы.

 

П О З Н А Н И Е
Этапы формирования знания Процесс результат
Возникновение   усвоение осмысление объяснение   творческое развитие   вывод проверка   реализация живое созерцание   идеализация описание упорядочивание   индукция, дедукция анализ, синтез идея принцип, истина,   целеполагание первичный познавательный образ абстракция факт понятие, суждение, умозаключение гипотеза, проблема   теория соответствие действительности преобразование
П Р А К Т И К А

 

Конечно, во-первых, как и всякая схема, эта схема ущербна и не охватывает всего богатства познавательного процесса. Во-вторых, здесь представлен путь движения от незнания к знанию, тогда как ни один познавательный акт не начинается с нуля. В-третьих, практика не находится в конце этого пути, а пронизывает каждую его ступень. В-четвертых, в действительности познание не придерживается строго последовательности операций, указанных здесь, а может переставлять одно раньше другого, перескакивать через ступени. Все зависит от исследуемого объекта и уровня развитости знания и средств познания.

Теперь рассмотрим не ступени, а сам путь познания, т.е. то на основе чего мы вычленили именно эти ступени, а не другие. Для этого рассмотрим следующие категории: чувственное и рациональное; историческое и логическое; эмпирическое и теоретическое; абстрактное и конкретное.

 

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ

«Чувственное познание» означает, что в процессе опытного освоения внешнего мира все наше знание получено только через органы чувств. Других источников, каналов связи человека с внешним миром пока не обнаружено.

Первичным познавательным актом в чувственном познании является ощущение. Это исходный простейший элемент отражения объективной реальности. Ощущения имеют нижний и верхний порог чувтвительности. Только при переходе через верхний порог чувствительность начинает дальше развиваться в восприятие (например, ощущение боли). В психофизиологии существует закон Вебера-Фехнера, согласно которому чувствительность органов чувств растет в арифметической прогрессии при росте интенсивности действия раздражителей – в геометрической. Наличие порогов чувствительности и закона Вебера-Фехнера говорят о том, что ощущения это не только мост между организмом и средой, но и заградительная стена.

Ощущения человека отличаются от животных не только тем, что человек – «высокоразвитое животное», но прежде всего тем, что, чувства человека всегда социально обусловлены. Это значит, что ощущения человека служат не столько биологическим потребностям, сколько социальным.

Основные свойства ощущений:

1. Способность отражать движение. Поскольку движение как таковое недоступно органам восприятия, то оно отражается через пространственную структуру и обнаружение длительности процессов, т.е. временной функции. Эта способность объективирования раздражителя органами чувств в свое время побудила Вольтера воскликнуть, что «чудо» сознания дается разом, объединяя простейшие ощущения маленького ребенка с высочайшими творениями Ньютонова мозга.

Ощущение воспроизводит в движении перемещение. Сюда входит со стороны пространства: координата, расстояние и направление (проекция). Со стороны времени: одновременность, последовательность и длительность.

Модальность означает совокупность всех возможных характеристик ощущения данного вида (зрительного, слухового и др.). Главная черта модальности это качественная определенность ощущения. Например, зрением мы не воспринимаем запах.

Сигнальная функция ощущения прямо вытекает из модальности и пространственно-временной структурности. Сигнал поступает от рецептора к анализатору и дальше преобразуется в первичный образ.

Интенсивность, о которой мы упоминали в связи с логарифметическим законом Вебера-Фехнера. На уровне ощущения создается, смутный, неопределенный образ, где части формы предмета представлены не равноправно. Сам же образ это множество информаций об объекте, слабо между собой связанных или совсем не связанных. Задача представить образ целостным и ясным лежит на следующей ступени чувственного познания – восприятии.

По своей физиологической основе восприятие является условно-рефлекторным процессом, представляющим собой анализ и синтез сложных раздражителей, поступающих от объекта. Объективной основой восприятия является единство структуры и свойств объекта. Восприятие человека отличается от животного осмысленностью. Восприятие – первая ступень к пониманию.

Обычно выделяют первичные и производные свойства восприятия. К первым относятся пространственно-временная структурность, модальность и интенсивность; ко вторым – константность, предметность, целостность, обобщенность. Рассмотрим их по порядку.

Пространственно-временная структурность восприятия отличается от подобной структуры ощущения главным образом тем, что ощущение не затрагивает внутренней метрики предмета и не воспроизводит его собственной трехмерности, тогда как это свойственно восприятию.

При отражении движения восприятие воспроизводит со стороны пространства: локализацию объекта, рельеф его, форму, величину, фон. Со стороны времени: последовательность, длительность, одновременность объекта в целом, его отношения к другим объектам и отношения S иO.

Модальность восприятия характеризуется высокой степенью адекватности воспроизведения качественных характеристик по отношению к ощущению. В психологии эта область исследований – белое пятно, за исключением зрительной модальности.

Интенсивность означает высокую степень адекватности воспроизведения количественных характеристик объекта по отношению к ощущению. Тоже белое пятно в психологии.

Вторичные свойства (побочные).

Константность заключается в инвариантности пространственно-временной структуры, модальной и интенсивной характеристик перцепта в пределах определенного интервала изменения условий взаимодейсвия аппарата перцепции с ее объектом.

Предметность выражает способность выделения объекта из воспринимаемого фона (нужный звук, цвет, фигура, запах…) по первым трем характеристикам.

Целостность органически связана с предметностью. Если предметность относится к различению связей воспринимаемого образа, то целостность к отношениям этих связей к целому. Целое доминирует над частями.

Обобщенность означает относительность данного образа к классу подобных образов.

Сейчас мы только что рассмотрели основные свойства сенсорно-перцептивных образов. Эти образы в психологии называются первичными. На этом характеристики чувственности не кончаются.

Существуют также и вторичные образы – представления. Образы эти в процессе познания извлекаются из памяти и воспроизводят прошлые первичные образы. Основные свойства представлений также подразделяются на две группы:

первичные (пространственно-временная структура, модальность, интенсивность);

производные (неустойчивость, фрагментарность, обощенность). Рассмотрим их по порядку.

Пространственно-временная структура характеризуется со стороны пространства:

панорамностью (т.е. «карта-обозрение» превосходит по угловым размерам объем перцептивного поля);

взаимообособлением фигуры и фона (здесь сдвиг по отношению к перцепту: выделение фона);

выпадением абсолютных величин (т.е. несохранении количества однородных элементов и нарушении абсолютных размеров объекта);

преобразовании геометрической формы в топологическую схему (схематизация образа).

Со стороны времени:

симультанностью (временной панорамностью, тенденция к одновременности);

длительностью (выражается в законе: чем более заполненном и, значит, расчлененном на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется);

последовательности (на основе закона длительнности последовательности сохраняется полнее, чем в перцепте).

Модальность представления выражается в сохранении основного и утрате оттенков.

Интенсивность представления ослабевает по сравнению с перцетом.

Неустойчивость наличие дефицита константности; текучесть, колеблемость.

Фрагментарность – некоторые части первичного образа во вторичном образе вообще не представлены.

Обобщенность – представляемый объект может быть не только единичным (как у перцепта), но и общим, т.е. будет являться представителем класса или категории аналогичных предметов.

Таковы основные характеристики ощущения, восприятия и представления с точки зрения современной психологии. Здесь мы их разложили по полочкам, тогда как в реальном акте познания они срабатывают все вместе и являются лишь различными факторами адекватности чувственного познания.

 

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Из всего сказанного о чувственном познании можно сделать вывод, что оно является формой непосредственного отражения действительности. Главной отличительной чертой абстрактного мышления является его опосредующая роль. Поэтому характеристики мыслительного аппарата психики существенно отличаются от сенсорно-перцептивного. Мышление отражает более глубокие характеристики объекта – сущности и закономерности бытия данного объекта.

Обычно выделяют два уровня мышления: допонятийное и понятийное. Главные эмпирические (психологические) характеристики этих двух уровней можно представить в виде следующей сравнительной таблицы.

 

Допонятийное Понятийное
Эгоцентризм (Субъект выпадает из сферы отображения).   Несогласованность объема и содержания в мыслительных структурах (по причине неправильного применения кванторов общности «все», «некоторые», «один», «ни один»). Трансдуктивный характер связи (оперирование единичными случаями связано с неполнотой операции иерархического включения, бездоказательность, субъективизм). Синкретизм и господство соединительных конструкций (осмысливание предмета по одной несущественной его части) Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов (инвариантность – общее, вариативность – частное случаются подмены) Неполнота обратимости операций (отсутствие вычленения отношения как отдельной операции. Напр., А<В как отношение не мыслится, а лишь в сериации A<B<C…)   Нечувствительность к логическому противоречию и к переносному смыслу как выражение дефектов понимания Децентрация (точка отсчета, в том числе и собственная, становится частным вариантом). Согласованность содержания и объема понятия по закону обратного отношения.   Индуктивно-дедуктиный характер связи.   Иерархизованность и господство конструкций подчинения.     Адекватное соотношение ивариантных и вариантных компонентов (на этой ступени достигается адекватная квантификация). Сформированность ансамблей обратимых операций (на основании условий: 1. операционная замкнутость, 2. ассоциативность, что результат, полученный разными путями, один и тот же, 3. обратимость, создаваемая наличием противоположного партнера в каждой паре операции, 4. взаимная аннулируемость противоположных операций, 5. тавтологичность). Высший уровень и полнота понимания.

 

Понятийное мышление оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями. С самого начала следует оговориться, что относительно степени общности понятия и суждения в настоящее время логики еще не пришли к единому мнению. Одни из них считают, что суждение включает в себя понятие, т.к. суждение это оперирование понятиями. Другие полагают, что понятие есть всеобщая характеристика, тогда как в суждении высказывается о конкретных признаках вещей. Разбирать подробно этот спор не входит в задачу нашего курса. Отмечу лишь, что участники дискуссии вкладывают разный смысл в определения как понятия, так и суждения.

Суждение это, действительное оперирование понятиями и вне понятий оно не мыслимо. Суждением называется форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойствами выражать либо истину, либо ложь. В суждении высказывается соотношение или единичного и общего, или особенного и всеобщего, или единичного и особенного (Е-О; О-В; Е-О). «Шарик есть собака».

Суждение является основой нашего мышления, ячейкой его, но не в смысле первичности по отношению к понятию. Это видно из того, что ощущение не указывает ни какое отношение между понятиями, которое не имело бы основания в их содержании или объеме. Суждение состоит из двух частей субъекта и предиката и записывается так: S – P. При этом логическим подлежащим является термин, обозначающий то, что является объектом утверждения, а сказуемым – часть суждения, представляющая собой то, что утвержается о предмете. Например, в суждении «Шарик есть собака» подлежащее Шарик, сказуемое – отнесение его к классу собак.

Таким образом, суждение есть акт познания, в котором человек сопоставляет предмет мысли, обозначаемый словами, и его определенные свойства, которые в своей совокупности составляют содержание, не отражающее всех свойств предмета.

Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их общих, существенных признаках, в отвлечении от других.

Признаками называются черты сходства или различия предметов. Сходные признаки называются общими – в них выражается тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными. Выражение «существенные признаки» следует понимать в двух смыслах:

- важность, значимость свойства одного предмета для другого предмета, в частности для удовлетворения тех или иных потребностей человека;

- свойство, определяющее характер, природу и направление развития предмета, безотносительно к тому, какое значение имеет данное свойство для других предметов. В первом смысле это выражение означает относительность того, что оно отражает, ибо в любом другом отношении существенный признак может стать другим. Поэтому будем придерживаться (только в рамках логики) второго смысла.

Движение мысли в понятиях отражает сущность предмета. Понятия не обязательно должны выражаться в форме суждения. Например, для выражения сущности предмета достаточно простого перечисления существенных признаков.

В зависимости от количества существенных признаков предметов, фиксируемых понятиями, последние делятся на простые и сложные. В предмете число элементов содержания понятия может быть равным единице. Например, в понятии «существование». Но в любом понятии меньшей степени абстракции их всегда больше, и все вместе они составляют единое логическое целое, соответствующее единству признаков в предмете. При этом оговоримся, что «простота» и «сложность» не абсолютные критерии, а сравнительные.

Наиболее важными характеристиками понятия являются объем и содержание. Содержание понятия составляют все его элементы, которые могут быть выделены в качестве отдаленных понятий. Объем понятия есть все, что мыслится (или должно мыслиться) при помощи этого понятия, т.е. все понятия, для которых оно служит признаками, главной частью. Следовательно, объем понятия представляет собой совокупность всех понятий, по отношению к которым оно является общей им всем главной частью содержания.

Например:

«Искусство» объем здесь – совокупность видов искусства (литература, театр, кино, музыка и т.д.). Содержание – почему мы литературу, театр, кино относим к искусству (по признакам, по функциям, по специфике содержания).

«Человек» объем здесь – те, кого мы сюда относим (я, вы, они, русские, англичане, французы, белые, желтые, черные, красные). Содержание – совокупность признаков, по которым мы их считаем людьми (прямохождение, рука и проч., но главным здесь является принадлежность обществу).

Между объемом и содержанием существует закон обратного отношения, т.е. при уменьшении объема увеличивается содержание, и наоборот. В наших примерах: уменьшим объем до понятия «пластические искусства», тогда кроме признаков присущих всем искусствам (таким как быть отражением объективной реальности, восссоздавать жизнь в формах самой жизни и проч.) прибавятся специфические (такие как доминирование пространственной стороны, воспринимаемость зрением и т.д.)

Во втором примере ограничим содержание до объема мозга как единственного признака человека, тогда в объем понятия «человек» попадут существа украденные зверями в детстве и воспитанные в среде животных, а так же часть вымерших неантропов. Т.е. объем увеличивается.

При соотношении объема и содержания всегда следует иметь в виду, что объем зависит от содержания, а не наоборот. Но это с точки зрения применения уже сложившегося понятия.

Итак, установим различие между суждением и понятием. По степени обобщения не получается; что раньше, что позже – то же. По структуре – то же, ибо понятие может быть выражено в форме суждения. По-видимому, единственным отличительным признаком может служить то, что в суждении устанавливается отношение присущности или неприсущности общих признаков предметам определенного рода, чем не обладает понятие.

Умозаключение – форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких известных нам и определенным образом связанных суждений получается новое суждение, содержащие новое знание. Следовательно, главная отличительная черта умозаключения, в отличие от суждения и понятия, это давать приращения знания чисто логическим путем. Отсюда вытекает требование к нему: оно должно строиться правильно, т.е. отвечать правилам построениям, выработанным человечеством на основе большого количества раз повторяющегося опыта.

Структура умозаключения в конечном счете отображает взаимозависимость предметов объективного мира. Связь предметов и есть объективное основание правильности структуры умозаключений. Следовательно, правильная структура умозаключения ведет к познанию истины. Однако из этого рассуждения, конечно же, не значит, что структура умозаключения непосредственно отражает связи действительности. Законы мышления обладают относительной самостоятельностью, хотя и верно отражают объективную действительность. Для этого они отражают лишь существенные связи действительности.

Умозаключение состоит из посылок и заключения. Если посылки верны, то верно и заключение.

Заканчивая рассмотрение чувственного и абстрактного познания следует сделать заключение, что, хотя мы здесь рассмотрели все в отдельности, в действительности нет чисто чувственного познания и чисто рационального. Однако в истории философии, да и сейчас, имеет место абсолютизация либо одного, либо другого. Те, кто считает, что все наше знание получено только с помощью чувств, называются сенсуалистами. Те же, кто считает, что все наше знание получено независимо от чувств, ибо чувства только обманывают нас, называются рационалистами.

 

Вера и знание

Слово «Верить» относится к семейству слов, обозначающих мотивацию. Вера – это тенденция. Привычки и склонности (вера) имеют источники. «Знать» - умения, навыки, компетенция. Знания имеют методы.

Приступая к гносеологическому анализу веры, мы неизбежно должны иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, следует всегда помнить о целостности личности. Во-вторых, вопрос о вере как таковой является не более, чем риторическим (безотносительным). Обычно этот термин употребляется в интенсиональном смысле как «вера во что-то или в кого-то». В третьих, исследование должно вестись под модусом свободы воли – характернейшей черте личности (даже, если речь идет о фанатизме).

Предметом веры часто становятся не явления окружающей действительности, а человеческие представления, понятия, образы, гипотезы и т. п., которые хотя и имеют своей реальной почвой объективный мир, но не всегда отражают его адекватно. В этом плане сразу же обнаруживается существенное различие между верой и знанием. Знание - это нечто, имеющее объективное содержание, нечто безусловное, проверенное, доказанное как развитием науки, так и практикой, понимаемой как вся совокупность преобразовательной и социальной деятельности людей. Конечно, на каждом этапе развития знания неизбежно присутствует элемент относительности, определяемый исторически достигнутым уровнем человеческой практики и познания. Однако знание постольку остается знанием, поскольку оно содержит объективное содержание.

Выделим некоторые общие для всякой веры, как нерелигиозной, так и религиозной, психологические особенности. Во-первых, важную – в некоторых случаях и доминирующую – роль в том личностном отношении, которое мы именуем верой, играют чувства человека. Поскольку предмет веры вызывает заинтересованное отношение человека, оно реализуется прежде всего в эмоциональной сфере, вызывая те или иные чувс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...