Понятие власти и влияния. Формы влияния
Руководитель, управляя коллективом, оказывает на него влияние, чтобы оно было эффективным он должен иметь власть Власть – это возможность влиять на поведение других людей. С понятием «Власть» связано понятие «властные полномочия» - это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений. Организация «пронизана» отношениями власти, без неё нет порядка. Влияние – это поведение человека, вносящее изменение в поведение, отношение, ощущения другого человека. Виды власти: 1. Законная власть (традиционная) – человек реагирует на должность, то есть выполняет рекомендации начальника. Метод влияния – влияние с помощью традиции власти. 2. Эталонная власть (власть примера) – основана на харизме – силе личных качеств и способностей лидера (характеристики харизматических личностей: внушительная внешность риторика, манера держаться, энергия). Подчинённый хочет ему подражать и выполняет распоряжения. Метод влияния – влияние с помощью личных качеств лидера. 3. Власть, основанная на принуждении – это влияние через страх: угроза потерять место, понижение в должности. Эта форма власти приводит к определённому результату, но не способствует раскрытию потенциала работников, требует значительных затрат на жёсткий контроль, в условиях которого у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные.– Метод влияния - влияние с помощью страха. 4. Экспертная власть – подчинённый принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Но высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например, технической сфере, не свидетельствует об эффективности его работы как руководителя. Оптимальный вариант: менеджер является лидером как в профессиональном, так и в организационном отношениях. Метод влияния с помощью веры в успех.
5. Власть, основанная на вознаграждении. Наиболее эффективная форма власти. Главное для менеджера – правильно определить размер вознаграждения. При его недостаточности степень мотивации незначительна. Крайность, когда его размер не соответствует скромным достижениям работника. Применение данной формы власти возможно, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Метод влияния – влияние с помощью позитивной поддержки. Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях. Власть, процесс двусторонний. Власть начальника над подчинённым – одна сторона, видимая. Другая сторона – власть подчинённых над начальником, руководитель зависит от подчинённых в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчинённые, способности подчинённых выполнять работу, неформальных контактов. Баланс власти – это ситуация в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчинённым в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчинённых. Формы власти. Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.
Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти: 1. Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой‑либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т. д. 2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников. 3. Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т. е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась. 4. Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности. 5. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть. Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т. д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы.
55.* Харизма. Черты харизматической личности Слово «харизма» происходит от древнегреческого языка и означает «притягивать к себе внимание». Оно восходит к слову «хариты», которым в древнегреческой мифологии именовались три богини красоты и изящества. Еще в Древней Греции люди, обладающие харизматическими качествами, счи тались любимцами богов, которые помогали своим избранникам добивать необыкновенных успехов. Харизма есть не что иное, как притягательная сила, излучаемая личность; искусство завораживать других людей. Это объясняет, почему так расходятся мнения людей о том, кто обладает харизмой, а кто нет. Человек, в присутствии которого возникает чувство комфорта, к словам которого внимательно прислушиваются, который вдохновляет и увлекает за собой, в котором ее некая искра, обязательно наделен харизматическими качествами. Но каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие другого. Чем больше обще на эмоциональном уровне человек обнаруживает у себя с другой личность тем больше он воспринимает ее как харизматическую. Если человек вызывает симпатию, если возникает ощущение духовной близости, партнеры испытывают большую готовность к открытым и искренним отношениям. Конечно при этом можно легче поддаться влиянию, особенно влиянию, выражающемуся в воодушевлении и мотивации. Харизматические качества
Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма», достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Харизматик всегда находится в центре внимания, он покоряет сердца, окружающие как завороженные внимают каждому произнесенному им слову, угадывают по глазам каждое его желание, его сотрудники ради него добиваются поразительного успеха. Он излучает уверенность и оптимизм, веру, воодушевление, и это находит отклик у окружающих. Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха — мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой. К харизматическим качествам относятся: 1) личная магнетически притягательная сила; 2) воодушевление, испытываемое от выполнения жизненной задачи; 3) отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте); 4) раскрытие собственных способностей; 5) уверенность в своих силах и душевное равновесие; 6) умение сосредоточивать свое внимание на самом главном; 7) коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочие межличностные отношения; 8) умение мотивировать себя и других; 9) способность находить правильный подход; 10) умение ставить перед собой и другими четкие цели; 11) обаяние; 12) активность и энергичность, умение принимать решение; 13) умение служить образцом для подражания; 14) положительное восприятие жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|