Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая помощь женщине в период беременности




Психологическая помощь женщине в период беременности

Работа психолога-консультанта должна быть сфокусирована на следующих моментах:

· предоставление информации о возможных эмоциональных и пове­денческих проявлениях, характерных для женщин, готовящихся стать ма­терью;

· в случае выявления факта непринятия женщиной ее беременности — оказание поддержки в процессе обретения смысла данного события в ее жизни;

· помощь в принятии изменяющегося телесного «Я» женщины;

· коррекция страхов и опасений, связанных с ощущением ребенка внутри себя;

· прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка, работа по формированию адекватного и по­зитивного образа ребенка;

· помощь в выстраивании оптимальных отношений с ближайшим окру­жением;

· помощь в осознании своих чувств и внутриличностных конфликтов, на­хождение творческих способов адаптации к состоянию беременности и принятие ответственности за их реализацию.

Беременной женщине может быть рекомендовано посещение специальных групп по сопровождению беременности, где у нее будет возможность овладеть навыками саморегуляции, техниками релаксации, медитации, способствую­щими оптимальному протеканию беременности.

При выявлении признаков послеродовой депрессии целесообразной явля­ется работа психолога в команде с врачом и психиатром.

При обращении за психологической помощью молодых родителей следует обратить внимание на изменения, происходящие в структуре семьи (сплочен­ность, внутренние и внешние границы семьи), ролевое взаимодействие. Пси­хологическая помощь может оказываться по нескольким направлениям.

Психологическая помощь родительской подсистеме в принятии новых ролей отца и матери

Работа психолога-консультанта направлена на:

· выявление отношения супругов к произошедшим изменениям в семье;

· изучение представлений супругов о новом образе семьи и своих ролях в ней;

· коррекцию системы ожиданий и притязаний в супружеской паре;

· поддержку супругов в принятии новых ролей и переструктурировании внутренних границ семьи.

Психологическая помощь семье по переструктурированию ее внешних границ

Данное направление работы предполагает:

· поддержку супругов в выстраивании новых отношений с расширенны­ми семьями;

· помощь супругам в поисках оптимальной частоты встреч с бабушками и дедушками;

· коррекцию «украденного материнства» в случае захвата материнских функций другими членами семьи (например, если бабушка «усыновля-ет»/«удочеряет» внука/внучку).

Психологическая помощь супружеским парам по изменению психологической близости/дистанции в семье

Задачами психолога-консультанта являются:

· выявление представлений супругов об оптимальном функционировании семьи в новом составе, поиск ресурсов для необходимых изменений в системе (обращение к семейной истории, к опыту знакомых, книгам, кинофильмам);

· помощь в осознании и принятии факта изменения баланса близости-отдаленности в супружеской паре в связи с появлением нового члена се­мьи;

· поддержка супругов в установлении новых отношений близости—отда­ленности в семье;

· помощь в гармонизации сексуальных отношений.

2. 4. КРИЗИС 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

Есть избыток строгости и избыток снисходи­тельности: обоих надо одинаково избегать.

Ж. -Ж. Руссо

2. 4. 1. Феноменология кризиса

На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с вклю­чением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное уч­реждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая так­же может оказывать на него влияние.

Иногда ребенок не посещает детский сад. В этом случае кто-то из членов се­мьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее большинство семей в нашей стране предпочитают отдавать своих детей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возраста трех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальных контак­тов. К этому возрасту, после периода почти полного сосредоточения на самом себе и на матери, у ребенка возникает желание вступать во взаимоотношения с более широким социальным окружением, что сопровождается возрастанием са­моконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследо­ванию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность взаимо­действия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также за­няться собственной профессиональной карьерой.

В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обя­занности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной за­нятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следую­щих сферах семейной жизни:

  • посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договорить­ся о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто бу­дет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д. ), кто занимает­ся развитием ребенка вне детского сада;

· хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супру­жеский договор относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д. );

· сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существова­ния данной семейной системы формы и способы проведения свободно­го времени.

Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности роди­телей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обуслов­ливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникатив­ных умений, определяющих способность супругов договариваться об измене­ниях.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать име­ющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации де­тей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким обра­зом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

В возрасте 6—7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают «в связи с тем, что ребенок все чаще занят вне семьи» (Хейли Дж., 1995). У ребенка напряже­ние растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей — в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» (Черников А. В., 2001). Задача супругов на этом этапе — поддер­жать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:

· трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организован­ности;

· трудности адаптации ребенка к классному коллективу;

· трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто­ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу­дучи обусловленными стилем семейного воспитания;

· трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.

Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ­ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования.

Пример

За помощью обратилась мать первоклассницы Оли Н. Мама жаловалась на то, что девочка плохо учится и в последнее время боится ходить в школу. Каждый день поход в школу сопровождается плачем и капризами. Встреча с девочкой и проведенная диагностика показали, что все познавательные процессы не нарушены. Анализ «Кинетического рисунка семьи» позволил предположить наличие трудностей в семейных отношениях. В дальнейшей беседе с мамой было установлено, что отношения между супругами конф­ликтные, и иногда она думает о разводе. Таким образом, данный симптом может выполнять стабилизирующую функцию, удерживая семью от распа­да посредством объединения супругов из-за необходимости решать про­блемы, связанные с дочерью.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального ста­туса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы со­циальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьни­ку. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обя­занностей в семье, что побуждает супругов достигать нового соглашения в сле­дующих вопросах семейной жизни:

· кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

· кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна за­ключаться помощь;

· кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на заня­тия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развиваю­щие игры и т. д. );

· будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

· какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

· кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопро­сам, зависит успешность прохождения семьей последующих этапов ее жизнен­ного цикла. Так, например, в традиционной белорусской семье большинство вышеуказанных функций выполняет мать, что ведет к перегруженности ее обя­занностями. При этом отец может оказаться на периферии в выполнении сво­их родительских функций (синдром «нереализованного отцовства»). При силь­ном нарушении баланса семья становится функционально неполной. Ребенок, усваивая такие ролевые схемы, может в дальнейшем воспроизвести их уже в собственной семье.

К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные пат­терны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, мо­гут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т. п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через кап­ризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие пере­вернутой иерархии) — это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (об­щение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...