Пример. В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка. 2.4.2. Диагностика
Пример За консультацией обратилась семья 6-летней Ани С. в связи с претензиями школьной учительницы по поводу регулярных нарушений девочкой школьного режима. Со слов педагога, девочка постоянно опаздывает, может встать и уйти с урока, не выполнить учебное задание. Аня часто отвлекается и нарушает школьную дисциплину. В беседе с родителями обнаружилось, что мать девочки — модельер, отец — писатель, живут за городом, работают в основном дома. Девочка не посещала детский сад, потому что, со слов родителей, в этом не было необходимости (кто-то из них всегда находился дома). Родители рассказали, что их семья очень дружная, обстановка теплая, доброжелательная и до поступления ребенка в школу у них не было никаких проблем. Это позволило исключить гипотезу о том, что проблемы девочки являются маркером проблем в супружеской паре. Следующим шагом была проверка того, как отреагировала семейная система на изменение социального статуса девочки (поступление в школу). Было установлено, что ситуация для супругов изменилась лишь в том, что сейчас необходимо возить и забирать ребенка из школы, а также помогать девочке в выполнении домашних заданий. Это стало источником напряжений и споров между родителями. Тот образ жизни, который они вели в течение всей совместной жизни, не предполагал жесткого графика и ранних утренних подъемов. Несмотря на то, что девочка пошла в школу, образ жизни семьи почти не изменился. Это свидетельствует о том, что супруги не приняли факта изменения социальной позиции их дочери. Как следствие, в семье не были выработаны новые нормы и правила. Дальнейшая работа была направлена на осознание супругами факта происходящих изменений в их семье, принятие нового супружеского договора и поддержание процесса трансляции Ане ее новых обязанностей.
Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения. Если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стремится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребенком против другого (межпоколенная коалиция), являясь одной из наиболее распространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды. Восприятие воспитательной модели брачного партнера как неприемлемой или неправильной может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти ребенка от другого. Мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец — держаться подальше, чтобы окончательно «не испортить его». Когда отец пробует выдвинуть свои требования к ребенку, мать вмешивается и пытается смягчить или обесценить их, подрывая тем самым попытки отца принимать участие в воспитании. Этот цикл может повторяться, причем ни один из родителей не в состоянии по-настоящему повлиять на ребенка. Споры по поводу воспитания ребенка могут выступать способом объединения супружеской пары. Парадокс происходящего заключается в том, что если супруги договорятся, то у них исчезнет повод для взаимодействия. Эта ситуация создает для ребенка большое поле для манипуляций родителями и может осложнить его адаптацию в любой среде, основанной на вертикальных отношениях.
В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка, однако его проблемное поведение все равно будет необходимо для объединения супружеской пары, и в связи с этим родители будут неосознанно его поддерживать. Пример Семья, состоящая из трех человек: отца, матери и сына 9 лет, обратилась за психологической помощью по поводу проблем ребенка, связанных с его поведением и учебой в школе. Мать (домохозяйка) рассказала, что ее беспокоят периодические падения успеваемости и ухудшение поведения ее сына. Из беседы было выяснено, что эти ухудшения, как правило, приходятся на момент возвращения отца из очередной поездки. Последний работает водителем-дальнобойщиком и может отсутствовать дома по нескольку недель. Вернувшись домой, он обычно обозначает свое присутствие, выдвигая претензии жене и сыну. И, как правило, через какое-то время у ребенка начинаются трудности в учебе и поведении. Со слов супруги, ей всегда было непросто находить общий язык с мужем, в то время как ее отношения с ребенком дарили ей много радости. В этом случае симптоматическое поведение мальчика выступало как способ, который позволял данной семейной системе сохраниться. Объединяясь для решения проблем ребенка, супруги таким образом избегали прояснения их собственных отношений. Терапевтическое вмешательство содержало парадоксальное предписание, заключающееся в поддержке симптоматического поведения ребенка. Мальчику объяснили, что его поведение выполняет очень важную функцию, позволяющую сохранить отношения между родителями, и порекомендовали вести себя по-прежнему. Родителям сообщили, что ребенок очень мужественно защищает их союз, спасая супругов от необходимости решать собственные проблемы. Таким образом, симптоматизация ребенка может являться одним из неконструктивных способов решения супругами данного кризиса. На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние первый критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с деидеализацией партнера, исчезновением романтических чувств и настроений, с появлением чувства усталости от брака и разочарованием в партнере (см. параграф «Семейный кризис»). Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расширение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требующих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нормативного кризиса семьи.
2. 4. 2. Диагностика Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного нормативного кризиса, можно назвать следующие: · трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой; · соматизация ребенка: частые простудные заболевания, энурез, аллергические заболевания, гастриты и т. д.; · перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие проблемы ребенка в семье (манипулятивность, капризность, упрямство, неуправляемость) и поддерживающие данное поведение реакции одного из родителей (межпоколенная коалиция); · ригидность ролевой структуры семьи, характеризующаяся непринятием ее членами новых обязанностей; · рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю; · перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, сказывающаяся на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и др.; · проблемы с внешними социальными институтами; · разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака. Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик: · анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн); · выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
· анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова); · выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко); · исследование детско-родительских отношений — методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой); · исследование семейных отношений — проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|