2.4.3. Психологическая помощь
Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, направлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на микросистемном уровне психологического функционирования семьи позволяет предположить, что возникновение трудностей и отклонений в развитии ребенка свидетельствует о дисгармонии всей семейной системы. Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детско-родительских отношений. Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на: · индивидуально-личностные качества ребенка: плаксивость, озлобленность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.; · проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в школе, периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скандалы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.; · нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрослыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них; плохие отношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопонимания между ним и ребенком;
· плохая успеваемость ребенка в школе. Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагностику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы детско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологической помощи. Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зачастую является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой. Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скрывается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулировании запроса и формировании мотивации супругов на изменения. На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех членов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализации проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (индивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование. Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы: · повышение социально-психологической компетентности родителей;
· обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций; · согласование требований, предъявляемых родителями ребенку; · коррекция стиля родительского воспитания. В рамках данного направления возможно проведение родительского семинара. Это специфическая психокоррекционная методика, относящаяся к групповым методам работы с семьей, целью которой является коррекция когнитивных и поведенческих аспектов детско-родительских отношений и воспитания. Для этого могут быть использованы следующие методы и приемы работы: 1. Информирование, предполагающее расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психоло-гических законах развития ребенка. Предлагаемый материал должен быть предельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории. 2. Групповая дискуссия, которая может быть организована в двух формах: · тематическая, предполагающая обмен мнениями по определенным темам; · анализ конкретных ситуаций и случаев. Основной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников в решение актуальных проблем. 3. Библиотерапия — обсуждение специально подобранных для семинара книг, как правило, научно-популярного характера, посвященных проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений. 4. Обсуждение трудных ситуаций, предложенных кем-либо из участников семинара. Этот прием применяется для мотивации родителей к использованию новых способов разрешения знакомых проблемных ситуаций; кроме того, он направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Для коррекции неадекватных родительских позиций, стилей воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания возможна организация работы родительской группы, которая базируется на общих принципах групповой работы. В отличие от родительского семинара, данная форма работы предполагает, прежде всего, коррекцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Особое внимание уделяется эмоциональному компоненту детско-родительских отношений, повышению способности родителей понимать своего ребенка, быть к нему эмпатичными и развитию умения договариваться по вопросам его воспитания. Параллельно с работой родительской группы часто оказывается целесообразной организация детской группы.
Иногда в ходе работы родительской группы может наблюдаться возникновение или обострение супружеских конфликтов. Позитивный аспект данного факта заключается в том, что это: · позволяет супругам отреагировать подавленные эмоции и чувства, осознать свои индивидуальные особенности реагирования и поведения в конфликтных ситуациях и получить новый опыт их проживания; · ставит супругов перед необходимостью осознания ранее скрытых конфликтов и поиска новых форм взаимодействия; · способствует осознанию супругами того факта, что нарушения затрагивают всю семейную систему и что ребенок не является единственным слабым звеном в ней. Иногда целесообразно проведение совместных занятий родительской и детской групп. Они могут дать много информации об особенностях внутрисемейных отношений, позволить апробировать новые способы взаимодействия, способствовать достижению большей близости и взаимопонимания между членами семьи. В родительских группах, так же как и в других формах групповой работы, широко используются приемы психогимнастики, релаксационные техники, игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с ребенком). Подобный принцип можно использовать и при организации индивидуальной работы с семьей: периодические встречи с родителями, с ребенком и со всей семьей в целом. Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка Часто за психологической консультацией обращаются родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития. Как правило, это определенные трудности, связанные с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями ребенка (организмические черты личности, или темперамент; упрямство, стремление настоять на своем, «Я сам» ребенка трех лет; робость и пугливость в новых ситуациях, импульсивность и непосредственность реагирования, эгоцентризм дошкольников и др. ). Поэтому важный аспект психологической помощи семье в этой ситуации будет заключаться в оказании психологической поддержки родителям и работе, направленной на формирование адекватного образа ребенка и принятие его особенностей.
Существует также блок проблем, связанный с отклонениями в развитии ребенка. Они могут быть представлены: · расстройствами в когнитивной сфере (нарушения внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи); · отклонениями в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии, ранний детский аутизм и др. ); · поведенческими проблемами ребенка (гиперактивность, агрессивность и др. ), в том числе обусловленными несформированностью некоторых коммуникативных навыков, что осложняет взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Психологу-консультанту следует провести диагностику и выявить характер нарушений ребенка. При необходимости рекомендуется привлекать к сотрудничеству других специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Несмотря на то, что основная работа в таких случаях проводится с ребенком, очень важно не игнорировать переживания родителей, связанные со сложившейся семейной ситуацией. Психологу-консультанту целесообразно проводить информирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; оказывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам. В случае комплекса выявленных проблем возможно проведение семейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|