Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Незаконные методы налоговой оптимизации в кредитно-банковской системе




 

Коммерческие банки как производственные предприятия - необходимый элемент рыночной системы хозяйствования. Привлекая денежные ресурсы и кредитуя клиентов на коммерческой основе, банки существенно расширили сеть услуг в отечественной финансово-кредитной сфере, оказали заметное влияние на экономику государства.

Кредитно-банковская сфера считается одной из наиболее криминогенных. Значительная часть кредитных организаций несвоевременно и не в полном объеме уплачивает собственные налоговые платежи. Особую опасность для бюджета представляет сознательный сговор налогоплательщиков с «проблемными» банками, когда они списывают со счетов налогоплательщиков денежные средства, но не перечисляют их в бюджет и внебюджетные фонды. Весьма распространена практика использования банками «вексельной схемы», когда к оплате предъявляются векселя кредитных организаций, не обеспеченных денежной массой.

Рост правонарушений в кредитно-банковской сфере объясняется несовершенством действующего законодательства, регулирующего банковскую деятельность, зачастую нормативные акты противоречат друг другу, позволяют применять двоякую трактовку, многие вопросы остаются неурегулированными.

В ситуации, когда не созданы основы системы налогового учета, не разработаны инструкции и указания по применению этой системы, нет стандартов ведения налоговой базы, кредитным организациям придется в нереально кратчайшие сроки перестроить налоговый учет доходов и расходов при расчете налога на прибыль. Это практически не возможно и требует незамедлительного решения путем редакционного уточнения статей Налогового Кодекса КР для того, чтобы учесть специфику формирования доходов и расходов кредитных организаций.

Значительное различие между принципами налогового и бухгалтерского учета привело к тому, что коммерческие банки вынуждены вести два параллельных баланса - бухгалтерский и налоговый. Все это может вызвать дезорганизацию существующей системы налогов и сборов, и как следствие - неконтролируемость бюджетных поступлений.

Сложившаяся, на сегодняшний день, ситуация в банковской сфере является отражением и логическим продолжением всей кыргызской экономики, криминализация которой достигла невероятных размахов. Обострение криминальной ситуации и распространение нарушений законодательства во многом обусловлены отсутствием действенного надзора со стороны Национального Банка КР за работой коммерческих банков и кредитных организаций на стадиях их образования и деятельности.

Многочисленные нарушения коммерческими банками налогового законодательства способствуют ослаблению бюджетной системы, несвоевременной выплате заработной платы, созданию в обществе очагов социального напряжения.

Существуют различные схемы уклонения от уплаты кредитными организациями налога на прибыль, которые необходимо знать специалистам - ревизорам.

Рассмотрим наиболее распространенные схемы.

Схема обналичивания денежных средств с участием банка.

Кредитно-банковские учреждения, являются прямыми или косвенными участниками теневой экономики, поскольку схемы перевода денежных средств в неучтенный оборот предусматривают, как правило, два обязательных элемента: банк, как источник выплаты наличных денег и фирма, которая, в ряде случаев, может быть зарегистрирована по подложным, похищенным или документам умерших лиц.

Получаемые из оперативных источников сведения, показывают, что для обналичивания денежных средств могут использоваться следующие схемы:

через подставные и незаконно оформленные (вымышленные) фирмы;

через получение заведомо невозвратного банковского кредита или ссуды предприятия;

через банковские счета физических лиц, открытых для получения регулярных доходов, особенно с применением пластиковых карточек;

через фиктивные договоры, контракты;

через страховые компании и др.

В ряде случаев организация, имея картотеку на собственных расчетных счетах, осуществляет обналичивание денежных средств, через факторинговые и форфейтинговые операции с кредитно-финансовыми учреждениями, что позволяет ей получаемые наличные средства использовать на производственные и иные цели, не погашая при этом имеющуюся задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Раскрытие правонарушений, связанных с незаконными налично-денежными операциями, требует проведения большого объема оперативных и проверочных мероприятий, необходимости обследования помещений банков, фирм и изучения финансово-банковских документов, отслеживания процесса поступления денежных средств на счета фирм-однодневок, с тем, чтобы в наиболее благоприятный момент (при поступлении крупных сумм денежных средств) приостановить расходные операции по счету с целью изъятия средств в бюджет.

Кроме этого, руководящие сотрудники банка, участвующие в совершении противозаконных налично-денежных операций, оказывают противодействие при раскрытии такого рода правонарушений, информируя клиентов о действиях правоохранительных органов.

По мнению специалистов Управлений финансовой полиции необходимо:

оспаривать в судебном порядке законность акта государственной регистрации юридического лица, как правило, созданного по утраченному (похищенному, поддельному и т.д.) паспорту. Признание незаконности акта государственной регистрации приводит к потере фирмой правоспособности и позволяет с юридической точки зрения квалифицировать все совершенные операции как незаконные, а также дает основание для возбуждения уголовного дела по статьям Уголовного Кодекса КР - незаконная предпринимательская деятельность;

распространить на предпринимателей без образования юридического лица порядок расчетов наличными деньгами, установленный Национальным Банком КР для юридических лиц;

внести изменения и дополнения в банковское законодательство, правила и инструкции, регламентирующие работу кредитно-банковских учреждений, с целью усиления контроля за совершением налично-денежных операций.

Схема обналичивания денежных средств через получение заведомо невозвратного банковского кредита:

В ряде схем обналичивания денежных средств можно выделить наиболее типичную. Во исполнение данной схемы заказчик и исполнитель договариваются между собой о совершении налогового правонарушения. Такой же договор происходит между исполнителем и Банком исполнителя. На следующих стадиях происходит фактическая реализация данной схемы. Заказчик выписывает платежное поручение и передает его в свой Банк. Банк заказчика списывает денежные средства с расчетного счета заказчика.

Перечисление денежных средств между банками. Денежные средства зачисляются на расчетный счет исполнителя. Исполнитель и Банк исполнителя заключают кредитный договор. Кредит выдается наличными деньгами. Из данной суммы исполнитель забирает свое вознаграждение, передает вознаграждение банковским работникам, а оставшаяся оговоренная сумма передается представителю заказчика.

Кроме этого, имеют место факты:

продажи сотрудникам собственных векселей банка с дисконтом до 99 процентов, сроком обращения от 1 до 10 дней и последующим их погашением по номинальной стоимости;

установления завышенных процентных ставок по депозитным вкладам для работников банка, по вкладам в валюте, по пластиковым карточкам, на которые зачисляется заработная плата в рублях или в валюте;

выплаты дополнительной заработной платы через родственников или знакомых путем заключения фиктивных договоров гражданско-правового характера.

Во всех этих случаях данные виды доходов физических лиц относились банками на себестоимость, что приводило к существенному снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, или не облагались налогом.

Для доказательства неправомерности и притворности совершения указанных операций следует иметь в виду следующее.

Во-первых, операции банков по открытию вкладов для сотрудников не связаны с привлечением свободных денежных средств физических лиц, так как осуществляются за счет внутрибанковских бухгалтерских проводок по оформлению реально не выдаваемых кредитов или собственных необеспеченных векселей.

Во-вторых, оформление и открытие вкладов для сотрудников предусматривает наличие особых условий, касающихся времени действия вкладов, сумм процентных ставок, порядка начисления и возможности получения доходов по ним.

В-третьих, информация об условиях открытия, суммах и порядке выплаты доходов по таким вкладам не публикуется и не доводится до сторонних вкладчиков - физических лиц.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие выводы:

при совершении операций по открытию вкладов для сотрудников нарушаются условия публичности, установленные Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, согласно которому договор банковского вклада, где вкладчиком является гражданин, признается публичным договором;

при заключении договоров банковского вклада со своими сотрудниками под проценты иные, чем со сторонними вкладчиками, нарушается норма ГК КР, согласно которому: «цена товара, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей».


Заключение

 

В ходе прохождения предквалификационной практики в филиале ОАО "Росинбанк-Восток " я ознакомилась с принципами организации и деятельности банка, определила статус предприятия и форму собственности как открытое акционерное общество. Рассмотрела существующую модель управления банковскими услугами, их организации и специфики, а так же структуру, функции, технологический и технический уровни банка. Успешная деятельность ОАО " Росинбанк-Восток " прямо говорит о высоком уровне обслуживания на рынке банковских услуг.

Среди банков ОАО " Росинбанк " заслуженно считается элитным консервативным банком с высоким качеством обслуживания.

ОАО " Росинбанк " является активным участником рынка государственных ценных бумаг как первичный дилер и как инвестор.

Приоритет развития ОАО "Росинбанк" - повышение качества и конкурентоспособности услуг, оказываемых клиентам, основанное на глубоком знании рынка и тесных взаимовыгодных связей с международными финансовыми институтами.

Можно сделать следующие выводы по пройденной практике:

. В банке соблюдаются все нормативно-правовые акты, законодательство, внутренние положения и инструкции;

. За последние два года банк расширил свою филиальную сеть;

. Увеличил спектр предлагаемых финансовых услуг и нанял новый персонал для работы на таких ключевых направлениях, как обслуживание юридических лиц и инвестиционная деятельность;

. Были разработаны новые информационные технологии и управление рисками.

. ОАО ОАО "Росинбанк" проводит стратегию расширения, она может негативно повлиять на его показатели. Банк, скорее всего, будет преуспевать при условии сохранения положительной динамики российской экономики и благоприятной политической среды. Если же в экономике произойдет сбой, банк окажется в боле выгодном условии, чем многие

Для сохранения банка лидирующих позиций необходимо:

усиления контроля над привлечением и удержанием клиентских средств;

усиления внимания к качеству клиентской базы - построению долгосрочных отношений с наиболее перспективными клиентами (с точки зрения уровня риска, надежности, доходности, возможности комплексного долгосрочного сотрудничества и увеличения перекрестных продаж существующим клиентам, в том числе используя потенциал дочерних компаний Группы);

повышения эффективности процесса продаж и обслуживания клиентов;

повышения эффективности филиальной сети;

расширения продуктового предложения и создания лучшей на рынке линейки продуктов, включая комиссионные и расчетно-кассовые продукты, разработку комплексных отраслевых решений;

дальнейшего повышения качества клиентского обслуживания.


Список использованной литературы

 

1. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (части первая, вторая) - Бишкек: Издательство Токтом, 2010

. Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» № 60 от 27.07.1997 (с изменениями от 26.05.2009)

. Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» № 59 от 29.07.1997 (с изменениями от 15.03.2010)

. Закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете» № 76 от 29.04.2002 (с изменениями от 15.07.2009)

. Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» № 78 от 07.05.2008 (с изменениями от 29.04.2009)

. сайт Национального Банка КР www.nbkr.kg

7. www.rib.kg

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...