Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью, проводимое после репрезентации конфликтной семейной ситуации




Ф. И. О.

Фигура Отец Мать Реб. 1 Реб. 2 Реб. 3 Родств. Др. фиг.
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

 

Интервью, проводимое после репрезентации конфликтной семейной ситуации

1. Кто вовлечен в этот конфликт (тип конфликта)?

2. По какому поводу этот конфликт (ситуация)?

3. Как часто этот конфликт происходит (частота) и как долго он длится?

4. Когда подобная ситуация произошла впервые и когда это случилось в последний раз?

5. Насколько важен этот конфликт для Вас и других членов Вашей семьи?

6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конф­ликта?

7. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

8. Почему вы заменили фигуру (фигуры) на цветную (цветные)?

9. Какие персональные характеристики представляют цвета (цвет), кото­рые Вы выбрали?

10. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотно­шения?

Комментарии;

Групповой тест

При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезента­ций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется воз­можным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по ре­презентации.

Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходи­мо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Кри­терии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования.

Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.

Обработка и интерпретация результатов

После проведения ССТ дается его качественная и количественная оценка.

Сплоченность и иерархия в семейной структуре имеют три уровня: высо­кий, средний, низкий. Для оценки сплоченности семьи используется форма в виде решетки 9x9 клеток (см. бланки «Семейные репрезентации»). Определе­ние уровня данного параметра семейной структуры основано на выявлении расстояния между фигурами, обозначающими членов семьи. Для того чтобы рассмотреть, существует ли в семье межпоколенная коалиция (кроссгенера-ционная коалиция, или единство членов семьи разных поколений), следует сравнить сплоченность в родительской диаде со сплоченностью подсистемы «родитель-ребенок». Межпоколенная коалиция диагностируется, если отношения между родителями характеризуются более низкой сплоченностью, чем одна из диад «родитель—ребенок».

Определение уровня иерархии в семейной структуре основано на оценке раз­ницы в высоте фигур, обозначающих членов семьи. Оценка иерархии включает не только позицию и власть каждого члена семьи по отдельности и разницу между ними, но также и классификацию качества границ между поколениями.

Совокупность всех измерений сплоченности и иерархии дает возможность получить описание типов семейных структур. На основе измерений сплочен­ности и иерархии выделяют три типа семейных структур:

· сбалансированный — уровень сплоченности и иерархии средний;

· среднесбалансированный — средний уровень сплоченности сочетается с высоким или низким уровнем иерархии, либо средний уровень иерар­хии сочетается с высоким или низким уровнем сплоченности;

· несбалансированный — оба измерения отмечаются крайним количе­ством баллов (высокая или низкая сплоченность и иерархия).

Классификация структур отношения может быть выполнена как на семей­ном уровне, так и на уровне различных подсистем. Данная типология позволя­ет получить простые описания семейных структур и разницу в их восприятии отдельными членами семьи, а также разницу между индивидуальными и груп­повыми репрезентациями.

Структуры семейных отношений определяются и формируются под влия­нием индивидуальных ценностей членов семьи и особенностей культуры того общества, в котором данная семья проживает. Таким образом, любая интер­претация должна принимать во внимание особенности более широкого кон­текста существования семьи.

Важную помощь при интерпретации семейных конструктов оказывают спонтанные замечания респондентов и обмен информацией между респонден­тами и экспериментатором. Привлекая внимание к некоторым характеристи­кам репрезентации или обсуждая различия между репрезентациями, можно получить важные данные для выдвижения системных гипотез. Кроме того, полезно наблюдение за невербальным поведением респондентов. Во время проведения тестирования важно обращать внимание на порядок, в котором расставляются фигуры, и налюбые изменения (замены), сделанные после рас­становки. Это может дать информацию о том, кто из членов семьи является центральной фигурой для респондента или насколько четко определены пози­ции в семье.

При анализе семейных структур важно рассматривать качественные аспек­ты, особенно по измерениям иерархии. Например, различия во власти имеют иной смысл в отношениях «родитель—ребенок», чем в супружеских отноше­ниях. В то время как различия во властных полномочиях между родителем и детьми дают информацию о стиле воспитания, они также могут отражать не­равное распределение привилегий на уровне детей. Целесообразно выявить определенную манеру оказания влияния (например, через симптоматическое поведение). Это может также оказаться полезным при интерпретации измене­ний в иерархии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...