Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция. 4.1.3. Опросник «Семейные роли». Бланк опросника «Семейные роли» Инструкция. Роли-обязанности. Интерпретация результатов




Инструкция

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем в форме кружков себя самого и членов вашей семьи и подпишите их.

4. 1. 3. Опросник «Семейные роли»

Опросник «Семейные роли» предназначен для описания ролевой структу­ры семьи. Данная методика является модификацией психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (1970) (авторы техники Дж. Огден и Э. Зе-вин), выполненной А. В. Черниковым (2001), и помогает определить вклад каж­дого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодей­ствия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов се­мьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

Бланк опросника «Семейные роли» Инструкция

Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них: *** — его (ее) постоянная роль; ** — довольно часто он (она) это делает; * — иногда это относится к нему (к ней).

Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, допишите их.

Затем среди всего списка выделите трк роли, которые Вы считаете наибо­лее важными для жизни семьи.

 

Роли-обязанности

Имена

       
Организатор домашнего хозяйства        
Закупщик продуктов        
Зарабатывающий деньги        
Казначей        
Его превосходительство плохой исполнитель всех своих обязанностей        
Убирающий квартиру        
Выносящий мусор        
Повар        
Убирающий со стола после обеда        
Тот, кто ухаживает за животными        
Организатор праздников и-развлечений        
Мальчик на побегушках        
Человек, принимающий решения        
Починяющий сломанное        
Буфер, посредник в конфликте        
Любитель поболеть        
Сторонник строгой дисциплины        
Главный обвинитель        
Одинокий волк        
Утешающий обиженных        
Уклоняющийся от обсуждения проблемы        
Создающий другим неприятности        
Держащийся в стороне от семейных разборок        
Приносящий жертвы ради других        
Семейный вулкан        
Затаивающий обиду        
Шутник        

 

Интерпретация результатов

В основе интерпретации полученных результатов лежит представление о том, что члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, об­ладают большей властью в семье.

Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в ее восприятии членами семьи.

4. 1. 4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»

Исторически использование методики «Рисунок семьи» (PC) связано с об­щим развитием «проективной психологии».

В настоящий момент трудно определить пионера в использовании «Рисун­ка семьи» для изучения межличностных отношений. Считается, что идея ис­пользования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений во­зникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа, В. Хьюлса, И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана и др. (Общая психодиагно­стика, 1987). Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфма­на — «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000).

В работах российских и отечественных психологов также обращается вни­мание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными меж­личностными отношениями (Захаров А. И., 1988; Хоментаускас Г. Т., 1986; Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 1991; Венгер А. Л., 2003 и др. ).

Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок се­мьи») является полифункциональной. Она и ее модификации могут быть ис­пользованы, с одной стороны, для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между ее членами («семья глазами ребенка»), а с другой — как процедура, отражающая в первую очередь переживания и восприятие ре­бенком себя («Я-образ», половая идентификация), своего места в семье, его отношение к семье в целом и отдельным ее членам. Оба этих аспекта — «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», так или иначе, являются объек­том интереса семейных психотерапевтов. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначен­ных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика спо­собствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Осо­бенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способ­ности ребенка вербализовывать свои переживания, от его способности к интроспекции, умения вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выпол­нении вербальных заданий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...