Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Очерк становления народного музыкального образования в России




Оглавление

Введение

Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность

1.1 Очерк становления народного музыкального образования в России

1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры

Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевска в контексте традиций народной музыкальной культуры

2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении

2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон)

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность.

В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. Русская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия - это не только величайшая задача современной российской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.

Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования (2012 г.). В этих нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Это определило актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ДМШ города Тимашевска.

Цель дипломной работы: анализ современных методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской музыкальной школе города Тимашевска.

Цель определила основные задачи дипломной работы:

.   Исследовать контекст обучения фольклору и игре на народных инструментах, представив краткий очерк развития музыкального образования в России.

2. Охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующиеся в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств и детских музыкальных школах России.

.   Проанализировать специфику работы вокального отделения детской музыкальной школы города Тимашевска по направлению "фольклор".

.   Дать характеристику методике развития игры на русских народных музыкальных инструментах в ДМШ г. Тимашевска.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

народная музыкальная культура школа


Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность

Очерк становления народного музыкального образования в России

 

Система профессионального музыкального образования в России начинает свое становление в недрах древнерусского певческого искусства. Церкви и монастыри, как очаги знаменного пения, были одновременно и центрами обучения грамоте, основам религии и музыкальному искусству.

Параллельно существует народная музыкальная песенная и танцевальная культура, которая отличалась устным способом существования (не фиксировались слова и напевы). Из уст в уста передавалась народная песня в народе в течении многих веков, сохраняя свою самобытность, а также древнейшие архаические пласты национальной культуры.

Необходимо заметить, что две ветви русского музыкального искусства не существуют изолировано друг от друга. Знаменное пение в деятельности распевщиков Федора Крестьянина и др. пополняется интонациями русской песни, и наоборот - музыка церкви оказывает свое влияние на народную культуру.

С XVIII века начинается процесс дифференциации русской народной музыкальной культуры на религиозную и светскую. Это приведет к становлению концертных организаций, хоров, музыкальных театров, и этот процесс. Реагирует на изменения в обществе и система образования, и в 30 - 60-е годы она выходит на более высокий уровень. В это время открываются крупные учебные заведения, в которых наряду с другими предметами преподаётся и музыка. Среди них - Сухопутный шляхетский корпус, Академия художеств и др.. Важным положительным фактором для развития русской культуры было приглашение музыкантов-педагогов из других стран. В Европейских странах музыкальное образование начинает развиваться раньше, в связи с этим в России стремились перенять положительный опыт других стран. В XVIII веке в исполнительстве и педагогике ощущается активное влияние, иногда подражание итальянской, немецкой, французской культуре. Однако сохранились и развивались национальные черты, которые проявятся на другом уровне чуть позже.

В XIX веке развивается композиторское творчество, в котором большое значение имеют корни русской народной культуры. Вслед за этим начинается становление профессиональной ветви музыкального образования, открываются первые консерватории в Санкт-Петербурге (1861 г.) и в Москве (1866 г.).

С целью музыкального просвещения, распространения знаний среди широких слоев общества в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века создается ряд музыкально-просветительских обществ. В 1859 году по инициативе группы музыкальных и общественных деятелей Петербурга было основано Русское музыкальное общество (РМО). В этом же году открывается филиал общества в Москве, и занимается открытой концертной деятельностью.

Достаточно длительное время в России существовала парадоксальная система - были открыты высшие учебные заведения, но при этом отсутствовало системное организованное среднее и начально профессиональное образование. С 1862 года в Санкт-Петербурге существует благотворительная инициатива М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина - бесплатная музыкальная школа. Однако она не восполняла потребности всей страны. Ощущая необходимость в подготовке музыкальных специалистов, в конце XIX века начинают повсеместно открываться различные хоровые общества.

В 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры - С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского - была открыта Московская Народная консерватория, чуть позже - музыкальные училища в Киеве, Казани, Саратове, Томске и других городах. Главной целью этих образовательных организаций стало повсеместное распространение музыкального образования и просветительство. В полной мере эти цели были реализованы позднее, после революции 1917 года.

С установлением советской власти начинается новый этап становления музыкального образования. "Государственное музыкальное строительство" стало частью культурных преобразований, проводимых советской властью". Основными установками власти в области культуры и искусства в этот период стало:

.   Провозглашение важности народного искусства, которое называлось "демократическим", соответствующим идеалам политического большинства.

2. Повсеместное распространение музыкального образования. Обучение музыке и общее образование должно стать доступным каждому.

.   Создание и развитие трехступенчатой системы музыкального обучения: школа, училище, ВУЗ в крупнейших городах СССР (окончательно складывается к 1970-м годам и существует по сей день).

.   Для каждого музыканта, педагога и ученика, важной является просветительская деятельность.

Развитие музыкального образования за последнее столетие происходило чрезвычайно динамично. На первом этапе существования советской власти становление работы концертных и образовательных организаций было осложнено тем, что зачастую к управлению ими допускались люди, не специализирующиеся в этой области. Однако позитивные установки советской власти дали свои плоды: постепенно музыкальные школы организуются в городах и селах, активно развивается система среднего и высшего музыкального образования.

Сложившаяся система музыкального воспитания и образования имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе учащихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую. Иное дело, когда музыкальная школа, училище, вуз представляют собой единый музыкально-образовательный комплекс, в котором преподаватели могут в течение продолжительного времени наблюдать за своими учениками, изучать их сильные и слабые стороны, постигать их подлинные возможности и точнее определять их профессиональные перспективы.

Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было "дублирование" музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам.

В 1990-ых годах становится очевидным пересмотр некоторых форм, методов музыкального обучения. Происходит это не только из-за того, что назрели определенные проблемы внутри системы музыкального образования, но также и в связи со сменой политического режима. В результате в последние 20 лет возникают новые формы, методы работы, которые мы рассмотрим во втором разделе дипломной работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...