Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении




 

Создание подхода к формированию основ народной культуры в детской музыкальной школе на вокальном отделении - заслуга выдающегося педагога, заслуженного работника культуры Российской Федерации Галины Николаевны Смирной. История ее жизни - образец служения народному искусству.

Г.Н. Смирная родилась на Урале, однако в 1985 году переехала на Кубань и поступила в только что открывшийся Краснодарский институт культуры. Ее учителем в высшем учебном заведении был знаменитый руководитель и дирижер кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко. В период обучения Галина Николаевна не только совершенствовала мастерство народного пения, но и постигала основы творческого руководства народным коллективом.

На втором курсе, в 1986 года, Г.Н. Смирная создала свой первый ансамбль народной песни, "Горлинка". Ансамбль был сформирован на базе детской музыкальной школы города Тимашевска, и быстро завоевал популярность. Лиричное, проникновенное исполнение казачьих песен стало визитной карточкой коллектива, который гастролировал не только в регионе, но и побывал в таких странах, как:

·   Польша.

·   Болгария.

·   Венгрия.

Вплоть до 1996 года Галина Николаевна руководила ансамблем "Горлинка", который стал широко известным на Кубани коллективом, и существует по сей день. В 2012 году ансамбль "Горлинка" стал лауреатом конкурса "Кубанский казачок", который проводился в честь 75 - летия образования края, и привлек 95 творческих коллективов, 1583 юных солиста. Руководителем ансамбля "Горлинка" является А.Е. Леонидова, концертмейстером - С.И. Санников. Сейчас ансамбль функционирует на площадке межпоселенческого районного дома культуры им.В.М. Толстых.

В 1996 году поступило новое предложение, и Галина Николаевна временно покинула Тимашевск. Она начала работать в казачьем народном хоре, коллективе своего преподавателя. Работа в школе при хоре дала богатый опыт подготовки детей - исполнителей народной песни.

После возвращения в Тимашевск Г.Н. Смирная основала новый ансамбль, которым руководит по сей день. В своем интервью газете "знамя труда" Краснодарского края, Галина Николаевна так рассказывает об истории названия этого коллектива:

"Выступали в Харькове, наши песни трогали зрителей до слез. Бабушки подходили после концерта: "Ну какие же у вас девочки, ну какие красуни! ”. Мне объяснили, что слово вмещает в себя и красавицу, и звонкую певунью, так и родилось название для коллектива - "Красуня”".

В 2014 - 2015 годах детский образцовый коллектив при детской музыкальной школе Тимашевска насчитывает более 90 человек. Ансамбль "Красуня" активно гастролирует по региону, участвует в концертной жизни Кубанского края.

Галина Николаевна уделяет большое внимание просветительской работе. Именно ей принадлежит идея участия ансамбля "Красуня" - представления народной музыкальной культуры на уроках кубановедения. Представители ансамбля по приглашению директоров общеобразовательных школ приглашаются на уроки к детям, формируя у них первое представление о народном искусстве, увлекая своим творчеством, своим профессиональным и проникновенным исполнением народной музыки.

Репертуар ансамбля "Красуня" составляют подлинно народные песни, на примере которых Галина Николаевна Смирная прививает детям любовь к народному искусству, знание его специфики, понимание стилистики исполнения, иногда и уделяет внимание разговорному фольклору - особенно, когда требуется постичь народный текст, в котором может быть и юмор, и глубокая печаль, и оставшиеся в наследие от предыдущих поколений уникальные слова, такие как "красуня".

Большое место в репертуаре ансамбля народной песни, детской музыкальной школы города Тимашевска занимают песни Виктора Гавриловича Захаренко. Тексты песен - это сокровищница русской поэзии. В.Г. Захаренко пишет на слова:

·   А. Блока,

·   Ф. Тютчева,

·   А.С. Пушкина,

·   С. Есенина,

·   М. Цветаевой,

·   М. Лермонтова,

·   А. Дельвига,

·   Н.А. Некрасова,

·   Алексея Толстого,

·   И. Северянина.

Среди песен - есть широко известные ("Хлеб - всему голова"), и менее популярные, но каждая из песен представляет собой образец высоко художественного содержания, единства текста и музыки.

Интересна трактовка классической поэзии у Виктора Захаренко - весь музыкальный материал основан на народной традиции, фольклоре. Такой способ композиции - отличительная особенность его стиля, который оказался близок его воспитаннице, Галине Николаевне Смирной. Она подхватывает замечательную традицию исполнения песен в народном духе, поддерживает идею исполнения казачьих песен.

Высокую планку исполнения народной музыки можно поддерживать, только если руководитель коллектива - знаток фольклора, его искренне любит, с настоящим творческим порывом относится к исполнению этой музыки.

Именно такой подход к руководству ансамблем "Горлинка" и "Красуня" у Г.Н. Смирной. Она своим творческим примером, своей страстной увлеченностью народной музыкой "заражает" детей, и они с удовольствием исполняют красивые, певучие мелодии, хранящие основы народной - песенной культуры.

При формировании репертуара ансамбля Галина Николаевна руководствуется следующими принципами:

.   Использовать высоко художественные произведения. Сам музыкальный и текстовый материал народной песни должен быть таким, чтобы он был не только понятен, интересен ребенку, но и воспитывал его эстетические и этические чувства, учил добру, высшим ценностям.

2. Если используются обработки, то они должны быть проникнуты духом народной музыки. Не секрет, что сейчас в различных залах звучат самые различные коллективы. С одной стороны, это свидетельствует об интересе к традиции, и является знаком положительной динамики в культуре. С другой стороны - некоторые из этих коллективов находятся на любительском уровне, а те обработки народных песен, которые они исполняют, отличаются дилетантизмом. Для настоящего музыканта - профессионала, которым является Г.Н. Смирная, это абсолютно недопустимо. Поэтому руководитель ансамбля, хормейстер используют обработки народных песен В. Захаренко. Он записывал и собирал фольклор, глубоко понимал его традиции, что нашло отражение и в песнях, и в обработках.

Для исполнения народной музыки важен также и внешний ряд - костюмы певцов, которые должны соответствовать традиции. Галина Николаевна Смирная принимает активное участие в создании костюмов для своих солистов. Они должны соответствовать двум важнейшим критериям:

.   Этнографическая точность.

2. Яркость и гармония цветового решения.

Приведем пример костюмов на выступлении ансамбля "Красуня" на концерте в честь своего десятилетия, 14 февраля 2014 года.

Формирование основ народной культуры на вокальном и хоровом отделениях детской музыкальной школы Тимашевска имеет свою традицию, которая насчитывает уже более 20 лет. Те коллективы, которые успешно концертируют на различных площадках Кубани, становятся лауреатами конкурсов - яркое тому подтверждение.

Остановимся подробней на положительном опыте Г.Н. Смирной, проанализируем его особенности, специфику преподавания народного пения.

Прежде всего, необходимо отменить, что Галина Николаевна - чрезвычайно творческий, интересный человек. Она увлекает своим примером, показом, вся ее жизнь - эта народная песня. Дети чрезвычайно восприимчивы к активному творческому началу, и это привлекает к народному пению все больше учеников.

Кроме особых качеств личности большое место имеет профессионализм Г.Н. Смирной. Ее школа народного пения - лучшая на Кубани, а ее руководитель Виктор Захаренко - выдающийся профессионал, знаток и ценитель народного искусства, певец и хормейстер, композитор, чтивший русскую классику и фольклор.

Галина Николаевна придерживается принципа эстетического воспитания детей. Его она реализует в своих творческих коллективах, ансамблях "Горлинка" и "Красуня". Этими же принципами Г.Н. Смирная руководствуется при работе со сводным хором (в нем объединяются силы двух коллективов), который нередко становится участником различных концертных и массовых мероприятий.

Просветительство - это важная часть работы Галины Николаевны на базе детской музыкальной школы города Тимашевска. Множество концертов, в которых ансамбль "Красуня" и сводный хор приняли участие, остались в памяти зрителей. Некоторые из зрителей настолько увлекаются народным пением, что приходят в детскую музыкальную школа Тимашевска и становятся ее учениками, были в практике Галины Николаевны и такие случаи.

Песня - это основа народной традиции, которая бережно храниться в творческом опыте детских ансамблей Галины Смирной. Однако, наряду с песней, большинство прославленных коллективов имеют свои танцевальные группы. Известно, что хор имени Пятницкого не только исполняет народную песню, но и создает целые композиции, в которых хореография занимает важное место. И это только один из примеров, которые знакомы всем знатокам народного искусства. Галина Николаевна отмечает недостаток, сложившийся к настоящему времени системы, когда в детской музыкальной школе невозможно создать хореографическое отделение. По действующим нормативным документам, музыкальная школа тогда должна быть переименована в школу искусств.

Сохраняя свой статус, детская музыкальная школа города Тимашевска пока не может создать своего отделения хореографии. В этой ситуации Галина Николаевна нашла такой выход: к наиболее значительным выступлениям ансамбля "Красуня" и сводному хору помогает готовиться ансамбль народного танца "Истоки".

Необходимо отметить еще одну сложность, с которым сталкивается руководитель народного ансамбля. На народное вокальное отделение в детскую музыкальную школу города Тимашевска приходят разные дети, разные по уровню музыкальных способностей, с разными вокальными данными. Работать с ними - непросто. Для того, чтобы научить исполнять народный репертуар, для начала необходимо развить слуховые навыки ребенка, поставить голос, научить народной манере пения. Эта каждодневная работа требует большого труда, высокого профессионализма и терпения. Дети, которые приходят на вокальное отделение, иногда не знакомы с народной культурой, в связи с чем им необходимо создать общее представление о той культуре, той музыке, которую им предстоит петь. Эта воспитательная работа она нужна для дальнейшего развития ребенка. Даже если он не станет музыкантом, но будет знать и любить свои истоки, сможет исполнять народную песню, сохранять народные традиции в живом творческом опыте.

Обобщая опыт формирования основ народной культуры на вокальном отделении детской музыкальной школы города Тимашевска, необходимо отметить следующее:

.   Народные коллективы под руководством Г.Н. Смирной очень популярны в регионе, они привлекают в школу много учеников.

2. Народное пение преподается на высоком уровне, большое внимание уделяется репертуару, отбору произведений, написанных в подлинной народной манере.

.   Для народных коллективов открыты широкие перспективы концертной деятельности. И "Горлинка", и "Красуня" - лауреаты множества конкурсов, участники различных фестивалей, проектов и т.п.

.   Особое внимание занимает просветительская деятельность. Ансамбль "Красуня" выступает на уроках в общеобразовательной школе, распространяя творческий опыт сохранения народной культуры, который сложно переоценить.

Итак, специфика сохранения народной традиции в области вокальной музыки комплексная. Она необходимо привлекает словесный ряд, основы фольклора народа, знанием его традиций, костюмов, поверий и некоторые особенностей языка. Это способствует широкому всестороннему развитию учеников детской музыкальной школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...