Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон)




 

Одной из важнейших составляющих русской народной культуры является игра на музыкальных инструментах. Среди первых профессиональных музыкантов на Руси - скоморохи, шут и умельцы исполнять мелодии на домре и шумовых инструментах.

За более чем тысячелетнюю историю исполнительство на народных инструментах прошло значительный эволюционный путь. От любительского музицирования в народе оно становится профессиональным, народные инструменты начинают звучать на концертной эстраде, в залах филармонии.

В последнее столетие появляется ряд значимых исполнителей, которые внесли существенный вклад в формирование исполнительства на русских народных инструментах. Назовем некоторые имена представителей исполнительского искусства России и Советского Союза XX века, которые оказали существенное влияние

·   Александр Цыганков. Выдающийся домрист, поднявший исполнительство на этом инструменте на высокую ступень. Народный артист России, он создал множество произведений ("Частушки", "Белолица-круглолица", "Перевоз Дуня держала", "Гусляр и скоморох", "Интродукция и Чардаш", "Голубка", поэма памяти Д. Шостаковича и многие другие) и переложений народный мелодий для домры, а также сделал обработки классических произведений для этого народного инструмента. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре. Благодаря деятельности А. Цыганкова, был создан обширный домровый репертуар, а также разработана методика преподавания на базе Российской Академии музыки им. Гнесиных, профессором которой он являлся.

·   Василий Андреев - виртуозный исполнитель на балалайке, композитор, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Еще в конце XIX века он усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). В XX веке традиции, заложенные Андреевым, получили широкое распространение. В современной России в каждом крупном городе есть свой оркестр русских народных инструментов, многие из которых усилены духовой группой и исполняют репертуар классической музыки наряду с симфоническим оркестрами.

·   Николай Чайкин - советский композитор и педагог, создатель значительных произведений для баяна. Среди исполнителей баянистов - целая плеяда замечательных имен, благодаря которым данный инструмент занял важное значение на концертных площадках мирового уровня и продолжает сохранять его до сих пор.

Эти замечательные традиции русского исполнительского искусства на народных инструментах продолжаются в детской музыкальной школы города Тимашевска.

Немного упомянем об истории создания школы и ее традициях, что важно для понимания специфики развития народного наследия. Тимашевская детская музыкальная школа начала свое формирование с решением Тимашевского районного исполнительного комитета (протокол заседания от 19 декабря 1961 № 13).

Основана ДМШ г. Тимашевск в 1964 году и уже на протяжении почти 50 лет осуществляет деятельность, направленную на воспитание и обучение детей, создает благоприятные условия для разностороннего и свободного развития личности в интересах общества и государства, выполняет задачи общего музыкального, эстетического образования детей и подростков, раскрытия их творческих способностей, и профессиональной ориентации для наиболее одаренных учащихся. Учредителем ДМШ является администрация муниципального образования Тимашевский район.

За годы существования школу окончили более 2100 ребят:

·   2009г. - 39, 2010г. - 40, 2011г. - 36, 2012г. - 41, 2013г. - 68 учащихся.

Наиболее активные выпускники школы отмечены благодарственными письмами Отдела культуры администрации МО Тимашевского района. Показателен высокий уровень поступлений выпускников школы в профильные ССУЗы, ВУЗы (10-20% ежегодно). Школа по праву входит в 10-ку лучших из 180 образовательных учреждений культуры Краснодарского края.

В настоящее время в ДМШ г. Тимашевска обучается 610 учащихся на отделениях: фортепиано (V,VII лет обучения), оркестровом отделении (скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба, тенор, валторна и т.д.), народных инструментов (баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка), хорового пения и подготовительном отделении (для детей 5-7 лет). Благодаря педагогической деятельности в школе сформировались традиции, которые реализуются на следующих отделениях:

·   Фортепианное отделение.

·   Отделение народных инструментов.

·   Оркестровое отделение (струнно-смычковые инструменты, духовые инструменты).

·   Секция теоретико-хоровых дисциплин.

В структуре школы значимое место занимает народное отделение. Прием на отделение происходит, начиная с 9-летнео возраста. В школу приходят ученики, которые достаточно сознательно делают свой выбор, склоняются к игре на том или ином музыкальном инструменте. Среди инструментов:

·   Домра (преподаватель Мищенко Ирина Викторовна).

·   Балалайка (преподаватель Озерова Зинаида Николаевна).

·   Аккордеон (преподаватель Нефф Александр Андреевич, директор школы).

·   Гитара (преподаватель И.С. Потоцкая).

Преподаватели отделения - профессионалы высокого уровня. Одной из важнейших установок преподавателей народного отделения является привлечение контингента в школу. В этом направлении проводится активная профориентационная работа. Это и концерты в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, и день открытых дверей, на котором все желающие могут присутствовать на концерте, познакомиться преподавателями и учениками школы, попробовать свои силы в исполнительстве на народном инструменте.

Регулярно проводятся отчетные концерты, в том числе в активном творческом формате. Так в августе 2013 года прошел "летний концерт", в котором юные музыканты расположились на крыльце школы, и послушать их мог любой прохожий.

Заведующая отделением русских народных музыкальных инструментов - Лютая Татьяна Викторовна - старается привлекать детей к творческим проектам, которые реализуются на отделении. Это проект "Детская филармония", в рамках которого проходят тематические концерты, вызывающие активный интерес слушателей.

Важную роль в разностороннем творческом процессе играет оркестр русских народных инструментов, которым руководить преподаватель Озерова Зинаида Николаевна. Ставя различные задачи, преподаватели народного отделения активно ведут внеклассную деятельность, налаживают взаимосвязь с родителями, проводят родительские собрания, в том числе с использование концертных выступлений детей, с демонстрацией видео и фото-материалов.

Игра в оркестре не только привлекает детей возможностью освоить дополнительный инструмент, но и формирует у них основы ансамблевого и оркестрового исполнительства, что в дальнейшем позволит им осуществлять свою концертную деятельность в составе народного ансамбля или оркестра. Кроме того, игра в ансамбле сближает детей, между ними устанавливаются творческие контакты, в том числе совместное музицирование. Это положительно сказывается на психологическом и творческом микроклимате в коллективе, а также формирует устойчивый интерес к народному исполнительству и народному искусству в целом.

Как и в народном пении, в исполнительстве на народных инструментах важное значение приобретает личность преподавателя. Творческая увлеченность своим делом положительно сказывается и на интересе детей, особенно это можно отметить в области игры на домре.

Домра - инструмент непростой для исполнителя. Для формирования исполнительского аппарата необходимы не только определенные навыки музыканта, но и особое терпение. Мозоли, которые образуются на пальцах домриста, являются обязательным элементом исполнительства. Нередко они доставляют физический дискомфорт, могут не устраивать девочек, особенно в подростковом возрасте. Для сохранения интереса к игре на этом народном инструменте требуется большое педагогическое мастерство. Создать прочный интерес к народному искусству, увлечь процессом исполнения на домре - с этими задачами преподаватель И.В. Мищенко справляется очень успешно. Свой опыт она с увлечением транслирует на различных семинарах, мастер-классах.

Важное значение в работе на народном отделении играет подбор репертуара. Существуют различные критерии того, как подбирать репертуар ученику ДМШ. Это процесс индивидуальный, ориентированный на возможности ученика, а также цели и задачи учителя. Однако существуют общие принципы, благодаря которым подбор репертуара должен носить системный уровень. К этим принципам, реализуемым на народном отделении города Тимашевска, относятся:

·   Требование высокой художественности к содержанию музыкального произведения. Нередки случаи, когда начинающие исполнители просят сыграть популярную песню, которая им нравится. На этапе формирования музыкального мышления, привлечения к основам народной культуры это широко распространенное явление. Дети слышат вокруг себя популярную музыку, их эстетический вкус не сформирован в нужном направлении. Здесь необходимо четко разграничить основные произведения, на примере которых ученик будет формировать необходимые навыки, и дополнительные произведения. При успешном освоении основного репертуара, для поддержания творческого контакта с учеником, можно разучить репертуар более легкого содержания. Однако, сохраняя требования ответственного, высоко художественного уровня народной исполнительской культуры, это произведение не выносится на академические концерты, экзамены, и концертные мероприятия внеучебного плана.

·   Разносторонняя стилевая направленность. На протяжении обучения необходимо освоить различные стили и направления, что способствует формированию комплексного исполнительского мастерства народника. Для этого необходимо на протяжении обучения включать в репертуар как доклассические произведения, так и произведения европейской и русской классики, народную музыку, современную музыку. Соответствующий подбор произведений для исполнения формирует у ученика навык аналитического подбора игровых приемов для реализации той или иной музыкально-эстетической задачи.

Использование этих принципов последовательно проводится на народном отделении. Они являются основой для поддержания соответствующего уровня, и отличают русскую исполнительскую школу. Но к этим принципам необходимо добавить еще один, очень важный для формирования основ народной культуры, принцип.

Для привлечения детей к основам русского народного музыкального искусства необходимо подбирать такие произведения, которые отличаются богатым мелодизмом, интересными фактурными решениями, задействуют те исполнительские приемы, которые удобны детям. Это особенно актуально на начальном этапе обучения, когда трудное произведение может совсем отвратить начинающего аккордеониста или домриста от исполнительского процесса. Требуются огромные усилия, чтобы увлечь его вновь. Осознавая это, преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевска очень внимательно подбирают народную музыку для учеников 1-2 классов. Среди произведений, которые не отличаются повышенной сложностью в плане исполнения, но нравятся ученикам:

·   Белорусская народная песня "Перепелочка". Обработка Комаровского (балалайка).

·   Кончен, кончен дальний путь. Русская народная песня. Обработка А. Талакина (аккордеон).

·   Місяць на небі. Украинская народная песня. Обработка С. Рубинштейна (аккордеон).

·   Русская народная песня "Белолица, круглолица", обр.С. Фурмина (домра).

·   Русская народная песня "Ивушка", обр.Н. Успенского (домра).

·   Русская народная песня "Не летай соловей" (балалайка).

·   Русская народная песня "Я на камушке сижу", обр.Н. Римского-Корсакова (домра).

·   Украинский народный танец "Ой гоп, тай ни, ни", обр.С. Фурмина (домра).

·   Что ты жадно глядишь на дорогу. Обработка С. Рубинштейна (аккордеон).

·   Ю. Слонов. Русская песня (аккордеон).

Важной частью формирования основ народной культуры являются беседы о музыке. На уроках специальности педагоги подчас не осознают важность пониманию учеником художественного содержания произведения. Очень часто в игре начинающих музыкантов слышен формализм, исполнение недостаточно эмоционально. Иногда это связано с личностными особенностями, уровнем способностей музыканта. Но не всегда. Некоторые ученики с трудом постигают основы народной культуры, которые два столетия назад формировались в семье. В современном мире эта традиция по большей части утрачена. Лишь очень немногие семьи (среди которых старообрядцы) поддерживают национальные традиции в семье. Для большей части контингента музыкальных школ эти традиции совершенно неизвестны.

В этом контексте роль педагога по специальности сложно переоценить. Невозможно исполнять русскую песню на народном инструменте, совершенно не имея представления о русской традиционной культуре, о фольклорной музыке, о стилистике народного искусства России и других стран.

Достаточно длительное время на уроках игры на инструменте применялся рассказ педагога. Это та манера общения с учеником, которая распространилась в музыкальном образовании в советское время и носила авторитарный характер.

В современном образовательном процессе появились новые методы, которые также могут быть привнесены на уроки специальности. Это - открытая манера общения, творческий словесный диалог педагога и ученика. Та информация, которую педагог может донести до ученика, может касаться:

·   История возникновения инструмента.

·   Его конструкция.

·   Информация и композиторе, написавшем произведение.

·   Информация о произведении, его образном содержании, средствах музыкальной выразительности.

·   Рассказ об исполнителях, в том числе выдающихся интерпретаторах данного сочинения.

·   Формирование исполнительской концепции.

Если эта информация будет дана ученику в форме простого рассказа, то он усвоит незначительное ее количество. Ученик может "отдыхать" во время такого рассказ от тех или иных исполнительских задач, и слушать невнимательно. Либо сама форма такого рассказа не близка и не понятна детям. По современным психолого-педагогическим исследованиям, человек может характеризоваться тем или иным каналом восприятия. Для кинестетика важны ощущения, и потом в диалоге с таким учеником важно использовать аналогии со звуками, цветами, запахами и т.п. также важен телесный контакт - непосредственно показать исполнительский прием на ладошке ученика, попросить его попробовать на инструменте, все через тактильный опыт. Для аудиала важно звучание, поэтому нужно менять интонацию, сопровождать свой рассказ звуками.

Не менее важен и сам прием рассказа на уроке, что активно применяют педагоги народного отделения детской музыкальной школы города Тимашевска. Здесь важно не просто дать информацию в готовом виде, а натолкнуть ученика на нее, создать проблемную ситуацию.

В практике преподавателей народных инструментов накоплено множество подобных приемов, приведем некоторых из них в Таблице 1.

Приемы творческой активизации ученика на уроках по специальности как основа формирования основ традиции при исполнительстве на русских народных инструментах

 

Таблица 1.

Название приемы Характеристика деятельности педагога Общая характеристика данного творческого приема.
1. активизация мышления.  " Закрой глаза и опиши свой инструмент. А теперь давай откроем глаза и внимательно посмотрим, как он устроен". После этого происходит характеристика инструмента, описание истории его создания, ответы на вопросы ученика. С помощью этого приема активизируется мышление и восприятие ученика, он совсем по-новому смотрит на свой музыкальный инструмент, с гораздо большим интересом. Это прием активизации мышления и восприятия, настройка на рассказ о музыкальном инструменте.
2. активизация восприятия исполнительских приемов. Педагог начинает диалог с учеников со слов: Я сыграю тебе пьесу двумя различными приемами. Пожалуйста, послушай и скажи, какой прием на твой взгляд лучше? Почему? После этого пьесы исполняется дважды, происходит диалог с ее анализом. Через активное слушание в диалоге с учеником формируем тот исполнительский прием, который необходимо освоить.

Таблица 1. Продолжение

3. Введение в художественное содержание произведения путем творческого воображения. Педагог начинает диалог с учеников со слов: Сейчас я сыграю тебе новую пьесу, которую мы будем разучивать. Название не скажу. Сначала послушаем, и попробуем угадать, или придумать свое название. После исполнения с диалоге обсуждаются различные названия, характеризуется произведение, его выразительные средства. Обсуждается название, которое дал композитор. Данный прием хорошо подходит для произведений программных. Это творческий прием, позволяющий ученику с первого ознакомления с произведением сформировать собственное эмоциональное представление о художественном содержании музыкального произведения.
4. комплексная художественная настройка на исполнение. Педагог начинает диалог с учеников со слов: Давай рассмотрим иллюстрации в этом альбоме. Здесь много картин, на мой взгляд, некоторые из них подходят к произведению, которое ты мне сейчас сыграл. После просмотра картин выбирается та, которая больше подходит для произведения. Рассматривается внимательно, изучаются изобразительные приемы в сравнении со средствами музыкальной выразительности. Комплексный метод воздействия на мышление и воображение ученика, на этапе подготовки к экзамену или концерту позволяет углубить восприятие, усовершенствовать исполнительскую концепцию. Рассматривая картины, можно проводить аналогии с формой (трехчастная форма в трех арках католического собора и т.п.), средствами музыкальной выразительности (темные цвета - минорный лад, светлые оттенки - мажорны лад и др.).
5. творческое домашнее задание. Сегодня я задам тебе не совсем обычное задание. Ты не будешь играть на инструменте до следующего урока, ты будешь играть про себя. Это прием, очень перспективный для развития внутреннего слуха. Кроме того, на этапе разучивания произведения бывают моменты, когда ученик "забалтывает", и требуется на некоторое время отложить его, чтобы потом довести исполнение до хорошего уровня. Для того, чтобы не оставлять ученика и без задания, а также активизировать его восприятие сочинения, можно использовать прием игры "про себя" (без инструмента, в воздухе или на столе).
6. освоение исполнительских приемов и выразительных средств музыки через творческое сравнение, близкое и понятное ребенку. Представь себе, что ты маленький гном или какой-нибудь другой маленький персонаж. Какой ты выберешь? А теперь давай сыграем это произведение тихо - тихо, как твой гном. Интересная интерпретация получилось. А теперь ты - великан. Огромный и сильный. Давай исполним твое произведение с соответствующей силой и блеском. Вот и вторая интерпретации родилась. А как ты думаешь, в твоем произведении что больше подходит? Данный прием направлен на художественное освоение выразительных средств музыки через конкретные исполнительские приемы. В процессе обсуждения педагог и ученик выясняют, что иногда требуется громкая динамика, иногда тихая, а иногда и плавные переходы. В этом свободном обсуждении, творческом диалоге рождается исполнительская интерпретация произведения из народного репертуара.
7. комплексное воспитание основ народной традиции на уроках специальности. Давай посмотрим на две картинки. На них изображены русские девушки. Ты можешь догадаться, которая из них замужем? Почему ты так думаешь? Я тебе немного расскажу об одной русской традиции. В старину девушка всегда заплетала одну косу, пока не выйдет замуж. Перед свадьбой ей расплетали косу, и потом заплетали две косы. Многое в русской традиции символично. Давай обратим внимание на текст песни, которую ты исполняешь, прочитай пожалуйста его. Что тебе непонятно в нем? Прием погружения в смысловое содержания песенного репертуара с применением рассказа о некоторых русских обычаях. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно читал текст, а не педагог делал это за него. Некоторые ошибки в словах могут указать на то, что это новое для ученика слово, и необходимо его разобрать. Кроме того, самостоятельное прочтение текста способствует более глубокому его постижению.

 

Использование данных творческих приемов чрезвычайно эффективно способствует повышению мотивации к занятиям, созданию устойчивого интереса к исполнительству на народных инструментах, что можно наблюдать на примере функционирования народного отделения детской музыкальной школы города Тимашевска.

Обобщая практическую часть настоящей дипломной работы, необходимо сказать следующее:

.   В детской музыкальной школе города Тимашевска развитие основ народной культуры происходит на базе отделения народного пения и игры на народных инструментах.

2. Педагоги отделений используют различные творческие приемы, которые способствуют активизации ученика, его комплексному развитию, повышению его мотивации к обучению.

.   Ученики и выпускники школы демонстрируют не только хороший уровень профессионализма, но и любовь к профессии, увлечение основами народной культуры. Они посещают концерты, участвуют в различных проектах школы.

Деятельность педагогического коллектива по формированию основ народной культуры нужно охарактеризовать как успешную и эффективную. Опыт данного анализа поможет мне в дальнейшей педагогической деятельности.


Заключение

 

Обратившись к анализу современных подходов к формированию основ народной культуры на основе анализа истории становления музыкального образования в России мы отметили очевидную тенденцию к смене методов преподавания, которая назрела в современной ситуации. Это осознают множество педагогов практиков, среди них - преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевска.

Все мероприятия школы, а также педагогическая деятельность направлены на решение задач привлечения большего числа учащихся к получению начального музыкального образования, овладения навыками игры на различных музыкальных инструментах, участия в творческих коллективах, что позволяет воспитать адаптированных к условиям современной жизни людей, развитых и ответственных.

Для реализации этой задачи используются различные мероприятия - проекты, "Детская филармония", дни открытых дверей, всевозможные концерты, конкурсы, фестивали. Педагоги школы - люди творческие, и приемы по активизации мышления, внимания, воображения и других навыков отличают уроки по специальности на основе народной музыки, что делает процесс ее постижения интересным и увлекательным.

Большое значение имеет влияние личностных особенностей педагогов, которые увлекают детей за собой, создают условия, способствующие развитию у них музыкальности, творческого начала, мышления и исполнительских навыков.

Во второй главе дипломной работы был проанализирован успешный опыт формирования основ народной культуры на отделении народного пения, во втором разделе второй главы - на отделении народных инструментов. Цель и задачи, поставленные во введении, выполнены.


Список литературы

 

1. Детская музыкальная школа Тимашевска. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.muztim.ru/index. php/using-joomla/extensions/templates/atomic/home-page-atomic? view=featured <http://www.muztim.ru/index.php/using-joomla/extensions/templates/atomic/home-page-atomic?view=featured>

.   Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 277 с.

.   Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни / Л.С. Глазкова // Советская музыка. - 1950. - №5. - С.38-40.

.   Гордеева Е.М. Композиторы Могучей кучки (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков) / Е.М. Гордеева. - М.: "Музыка", 1985. - 449 с.

.   Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. - Москва, 1999. - 333 с.

.   Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Спб.: Интор, 1996. - 544 с.

.   Еникеева Д. Культурология. Конспект лекций / Д.М. Еникеева. - М.: "Эксмо", 2008. - 160 с.

.   Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. - Л.: Музыка, 1975. - 224 с.

.   История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып.1. / Сост. Т.Ф. Владышевская, О.Е. Левашова, А.И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. - 560 с.

.   История русской советской музыки: 1917 - 1934 гг. Т.1. / Под ред.А.Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - 328 с.

.   Келдыш Ю.В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. / Ю.В. Келдыш. - М.: Музгиз, 1954. - 525 с.

.   Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т.1. Русская музыка с XI по XVII век / Ю.В. Келдыш. - М.: "Музыка", 1983. - 384 с.

.   Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т.3. Русская музыка с XVIII века / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова. - М.: "Музыка", 1984. - 335 с.

.   Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т.8, ч.2. Русская музыка в 70-80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашова, М.П. Рахманова, А.М. Соколова. - М.: "Музыка", 1994. - 534 с.

.   Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/? frame=1 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/?frame=1>

.   "Красуня", звонкая певунья // Знамя труда. - 2014. - 19 февраля. - С.4.

.   Леванов В. Песня рождается в народе (про хор Пятницкого) / В. Леванов // Советская музыка. - 1964. - №7. - С.8-26.

.   Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - М.: "Правда, 1990. - 607 с.

.   Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусств / Н.Д. Успенский. - Л.: 2Советский композитор", 1971. - 624 с.

.   Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: автореф. дис. … канд. Философские науки: специальность 09.00.01 "Онтология и теория познания" / М.А. Фадеичева. - Свердловск, 1990. - 31 с.

.   Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства "народные инструменты" и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index. php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty <http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty>

.   Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства музыкального искусства "музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index. php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor <http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor>

.   Холопов Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004. - С.6 - 18.

.   Хор имени Пятницкого. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: <http://www.pyatnitsky.ru/>.

.   Хоровое творчество народов СССР. - М.: "Музгиз", 1936. - 256 с.

.   Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: "Кузбассвузиздат", 2000. - 204 с.

.   Таюкин А.В. Исполнительство на баяне: традиции и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 27. - С.106 - 110.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...