Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания младших школьников посредством использования народных примет в курсе "окружающий мир" 1.1 Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста 1.2 Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания младших школьников 1.3 Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания Выводы по I главе Глава II. Опытно-практическая работа для использования народных примет в курсе "окружающий мир" как средства развития внимания у младших школьников 2.1 Разработка критериев, показателей и уровней внимания младших школьников 2.2 Диагностика развития внимания младших школьников при помощи тестовых методик Выводы по II главе Заключение Библиографический список Приложение Введение
Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности. Курс природоведения, по своей значимости для детей, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, формирует у них бережное отношение ко всему живому, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, к культуре своего народа.
Также в наше время необходимо воспитывать у детей экологическую культуру. И здесь тоже нельзя забывать о значении внимания и способах и средствах его развития. В данной курсовой работе рассказывается о таком средстве развития внимания, как народные приметы. Их использование на уроках окружающего мира в начальных классах школы способствует развитию у детей внимания не только как психического процесса, но и внимания в широком смысле слова: к природе и окружающему миру в целом, к себе, к другим людям. Однако использование народных примет в курсе "Окружающий мир" мало распространено в начальных классах школы. Отсюда вытекает следующее противоречие: народная примета внимание школьник между малой долей использования народных примет на уроках окружающего мира и их значимостью в повседневной жизни человека. Обозначенное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования " Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания у младших школьников". На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы условия развития внимания младших школьников посредством использования народных примет в курсе "Окружающий мир"? Цель исследования - выявление и разработка условий развития внимания младших школьников через использование народных примет в курсе "Окружающий мир". Объект исследования - процесс обучения младших школьников. Предмет исследования - развитие внимания младших школьников посредством использования народных примет в курсе "Окружающий мир".
Гипотеза исследования: развитие внимания будет обеспечено, если: у учащихся будет сформирована мотивация на изучение предмета "Окружающий мир"; будет реализована программа использования народных примет. Задачи исследования: 1) изучить, проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2) раскрыть ключевые понятия исследования; ) разработать критерии, показатели и уровни развития внимания. Методологической базой исследования являются труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, И.П. Павлова, практические наработки учителей начальных классов А.О. Коланейко, И.Б. Семеновой, Н.Х. Тарасовой, И.М. Пунеговой. Теоретическая значимость исследования: анализ и систематизация результатов методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов по первой и второй главам, заключения, библиографического списка, включающего 22 наименования, приложения. В работе содержится 3 таблицы, 4 рисунка. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития внимания младших школьников посредством использования народных примет в курсе "окружающий мир"
В первой главе рассмотрены два вопроса, касающиеся теоретического обоснования проблемы нашего исследования: описаны особенности развития внимания у младших школьников, раскрыто содержание понятия "внимание"; народные приметы в курсе "Окружающий мир" (классификация примет, их значение в курсе "Окружающий мир" и т.д.), а также разработаны методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о прошлом, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Но наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении благодаря такому свойству психики, как внимание.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. [3, с.80] Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе сознания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем
самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности. [12, с.100-102] Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. [12, с.103] Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности - внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду.
Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание - это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепится. Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. [16, с.56] Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Рассмотрим внимание с научной точки зрения. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют следующие виды внимания: . Непроизвольное внимание (пассивное). Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: · Неожиданность раздражителя. · Относительная сила раздражителя. · Новизна раздражителя. · Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. · Контрастность предметов или явлений. · Внутреннее состояние человека. 2. Произвольное внимание. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания. Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления. . Послепроизвольное внимание. Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека. Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют: · внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира; · внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания; · моторное внимание. Свойства внимания: Концентрация. Концентрация - удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение "объекта" в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта - с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте. . Объём. Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания - это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. . Устойчивость. В противоположность ей лабильность - характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них. . Переключаемость. Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. Рассеянность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать. . Распределяемость. Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. Теории исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами (Канеман <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD>) допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку). Спелке, Хирст и Найссер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80,_%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%80%D0%B8%D0%BA> в ходе экспериментов по распределенному вниманию показали, что контролируемые вниманием задачи, даже если они требуют более сложных когнитивных способностей (сознание), могут быть автоматизированы и таким образом более эффективно обрабатываться вниманием одновременно. Что же такое внимание? Вниманию дано много определений: По определению Выготского, внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. [3, с.99] В толковом словаре Ожегова внимание определяется как сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-либо. [19, с.88] Кановская дает такое определение вниманию: выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. [10, с.77] В "Педагогическом словаре" Кождаспировых говорится, что внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. [18, с.45] Мы в своей работе будем придерживаться определения, данного С.И. Ожеговым в его "Толковом словаре русского языка": Внимание - сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-либо. [19, с.88] Действительно, для того чтобы правильно использовать в быту народные приметы, нужно подмечать признаки этих примет, а для этого, в свою очередь, необходимо умение сосредотачиваться на чем-либо. Но это умение необходимо развивать. Особенно интенсивно внимание развивается в младшем школьном возрасте. В процессе учебы ребенку необходимо быть сконцентрированным и организованным, чтобы хорошо воспринимать, запоминать и понимать материал, выполнять задания учителя. Развитие внимания младших школьников, как и само внимание у детей младшего школьного возраста, имеет свои особенности: . Внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. . Детям сложно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность утомляет их, и у детей снижается концентрация внимания. . Младшим школьникам трудно распределять свое внимание, особенно это сложно ученикам первого и второго классов. Если ученик увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение он часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя. . Необходимо обращать внимание на эмоциональную сторону обучения, развития и воспитания младших школьников. . Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. [1, с.55] . Для успешного развития внимания педагог должен четко и точно организовывать урок. . Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Преподаватель начальных классов должен учитывать данные особенности развития внимания в работе с младшими школьниками, ведь только учитывая их, можно добиться качественного результата. [7, с.28] Основной вид деятельности ребенка после 7 лет - учение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника. Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника. Воспринимая трудное для них содержание (записанные арифметические выражения), дети быстро выполняют знакомые действия, но тут же забывают, с какими числами они действовали, в результате каких действий получили правильный ответ, так как в каждый момент они сосредоточиваются лишь на каком-то одном содержании своей деятельности. Учащиеся I-II классов не умеют еще направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Если, например, в задаче речь идет о желтых и красных розах, на которые прилетели бабочки, ученики легко "соскальзывают" с оперирования числами на обсуждение цвета бабочек, их видов, начинают вспоминать, где и когда они их ловили. Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Неумение вычленять существенное усиливается, если учитель неоднократно подчеркивает и таким образом специально выделяет какой-то элемент целого. Становясь акцентированным компонентом воспринимаемого комплексного раздражителя, такой элемент приковывает к себе внимание учеников. Так, изучая букву "ь", дети начинают "слышать" мягкий согласный звук всюду. Они пишут "Колья" (вместо "Коля"), "вьзял", "рьама". Оперируя числами при решении арифметических примеров, дети, переходя к решению задач, прежде всего обращают внимание на числа. Они пытаются сразу производить с ними различные математические действия: складывать, вычитать, не задумываясь над тем, для чего это нужно. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей I-III классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей, такие, как: ударил, помчался, скрылся; порой даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала. Для развития внимания существует великое множество методик, упражнений и других средств. Одним из средств являются народные приметы в курсе "Окружающий мир". 1.2 Народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания младших школьников
Решая задачу "формирования общей культуры личности", прописанной в законе "Об образовании", педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре, воспитании и развитии школьников на народной основе народной художественной культуры. Особое значение имеет усвоение детьми сведений о природе, поведении, отражение их в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике. Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далёкое прошлое. Зарождение примет началось с появлением первых людей. В прежние времена полная зависимость от природы заставляла крестьянина изучать окружающий его мир, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы", улавливать закономерность и связь одних явлений с другими. Погодные наблюдения предков сохранились в народных приметах. Слово "примета" происходит от глагола "примечать", то есть улавливать связь между явлениями, как будто бы не связанными между собой. Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Критерием научности здесь служит повторяемость и логическая оценка явлений. Быт и жизнь русских людей всегда был тесно связан как со всякими суевериями, так и с миром вокруг. Это и не удивительно, ведь чуть ли не единственным источником получения пищи для крестьянина являлись лес, огород, река. Не последнюю роль в отношении к окружающему миру населения древней России играла церковь. Разные дни были приурочены к имени какого-либо святого. На основе всего этого и создавались народные приметы и советы на любой день. И все они, а также народный фольклор вошли в русский земледельческий календарь и русский православный календарь. Простым примеров появления примет служит то, что до сих пор говорят, мол, грибы растут после дождя. Итак, можно выделить несколько факторов, которые повлияли на создание примет. . Природа. От неё зависело, будет ли урожай маленьким или большим, а от этого напрямую зависел достаток крестьян. От того же фактора зависели даты посадки и сбора различных сельскохозяйственных посадок, время рыбалки и охоты. Поэтому на всякое время года, и на любой месяц существовали соответствующие приметы. Так появился земледельческий календарь. . Религия. Люди в те времена были сильно набожными и верили, что их судьба и здоровье прямо зависят от воли Бога и небожителей. Так возникло много обрядов, направленных на то, чтобы получить помощь небесных покровителей, не обидеть их. Так появился русский православный календарь. 3. Суеверия, оставшиеся ещё с древних времён, когда крестьяне верили в мистических существ. События, непосредственно происходящие в жизни каждого - смерть, рождение детей, свадьба, болезни - дали начало бытовым приметам. Наблюдения за погодой вылились в целый свод правил, примет, знать которые полезно и нам. Значительная часть народных примет продолжает жить в сознании современного человека. Он начинает смотреть на небо, вспоминать народные значения погодных явлений и верить им. Большей частью приметы базируются на обычных наблюдениях, а не на мистике. В древности приметы являлись для людей очень важной информацией, так как у них раньше не было другого способа узнать погоду. Знания передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. За сотни и тысячи лет народ накопил знания и мудрость, передавая их от отца к сыну. Так сложился народный календарь - наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания. [9, с.77] Издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он всегда стремился познать ее. Каждый человек подвержен влиянию погоды. Особенно тем кто работает под открытым небом, ощущает на себе ее перемены, сказывающиеся на рабочий ритм, настроение, а в сельском хозяйстве - и на результаты труда. Поэтому важно, наблюдая за природой, уметь пользоваться благоприятными погодными условиями и предсказывать неблагоприятные, не давая захватить себя врасплох. Прогнозы погоды, и особенно долгосрочные, - вещь рискованная. Недаром говорят: "Год на год не приходится (погода)". Однако: "Год году не родственник, а сходство есть", "Каждый год сам по себе, а похожего много". Существуют определенные периоды времени в продолжение года, когда можно с большой уверенностью ожидать определенной перемены погоды. Однако у насекомых, зверей, птиц, растений чувствительность к перемене погоды обостреннее. Ведь неожиданная для них непогода может оказаться губительной. Долгосрочное прогнозирование хорошо развито у зверей и птиц. Заранее предчувствуя суровую зиму, они делают большие кормовые запасы, тщательно утепляют зимние квартиры. Перед снежной зимой у белок меньше складов на земле - не достать из-под глубокого снега. Чувствуя мягкую зиму, некоторые перелетные птицы остаются зимовать на родине. Собиратель народных сельскохозяйственных примет А.С. Ермолов девяносто лет тому назад писал: "Божественные тайны" мироздания разгадываются не по одним только "книгам мудрецов". Кто знает, не чаще ли, чем мы думаем, простые народные приметы сойдутся с выводами из точных наблюдений ученых и оправдают ходячие народные поговорки и предсказания урожаев и голодовок?" Народных примет невероятное множество, и они касаются различных сфер человеческой жизни: быта, погоды, животных, семейных отношений, детей, урожая и многих-многих других областей. Все народные приметы имеют следующую классификацию [20, с.8]: ) Приметы, связанные со временем года. (Без трех зазимков (первый снег) зима на встанет. Чем крепче зима, тем скорее весна. Хороший год по весне видно - какая весна, таким и год будет) ) Приметы, связанные с месяцами. (В апреле мокро - лето грибным будет. Апрельская гроза - к теплому лету и урожаю орехов. Март сухой да мокрый май - будет каша да каравай) ) Астрономические приметы, связанные с Солнцем, Луной, звездами, небом, рассветом и закатом Солнца. (Если Луна рогами к небу повернута, а выпуклой частью к земле, то весь следующий день будет солнечным и теплым. Если молодой месяц омывается дождем, весь месяц будет дождливым. Если Солнце краснеет на закате - завтра ветер будет) ) Приметы, связанные с погодными явлениями. (Ночная гроза - к хорошей погоде. Первый гром сильный - к урожаю. Ночью иней - снега еще неделю не будет) ) Приметы, связанные с животными, птицами, насекомыми, растениями. (Муравьи прячутся - к грозе. Надвигается гроза, но пчелы в ульи не прячутся - значит грозы не будет. Кукушка станет куковать - мороза больше не видать) ) Приметы, связанные с человеком. (У стариков кости ломит - к ненастью) ) Бытовые приметы. (Дрова в печке трещат - к морозной, ветреной погоде. Дым из трубы прямой, даже при ветре, - к сильному морозу) ) Приметы, связанные с церковными праздниками. (Илья-пророк один час уволок - день становится короче. Илья напроказничал - в воду льдинку бросил (со второго августа начинает остывать вода, поэтому необходимо сказать детям, что купаться нельзя, можно простудиться)) Многие народные приметы относятся к области метеорологии, то есть к предсказаниям погоды. Наши предки не знали законов физики и астрономии, но умели определять погоду по приметам и знакам природы, внимательно подмечая эти знаки. Так, считается, что если небо на закате окрашено в красный цвет, следующий день будет ветреным и холодным. А если во время дождя на поверхности воды появляются пузыри, значит, дождь будет затяжным и кончится не скоро. Объяснить многие погодные приметы метеорологи пока не могут, но они работают, и люди могут определять погоду по знакам. Ни один метеоролог не может предсказать погоду точнее, чем старая добрая примета. [9, с.14] Животным и птицам в древности приписывались магические свойства, они считали
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|