Разработка критериев, показателей и уровней внимания младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников
Диагностика развития внимания младших школьников при помощи тестовых методик
1. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы. Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "о" и "п" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно".
Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100%, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв. л . Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова). Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер. Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.
О + О + О О О + О + + О О + О + О О О + О + О + + О О + + + О О + О О О + + + О О + О О + О О О + О О О О + + О О + + О О + + О О + О О + О + О
. Тест Мюнстерберга на определение избирательности внимания. Найдите в нижеследующем тексте слова (существительные в именительном падеже единственного числа без использования специфических терминов и аббревиатур; если слова пересекаются или входят друг в друга, то используйте слово наибольшей длины; слова могут переноситься на другую строку). лдаоагрл солнце длроампег вода орушъхрнуэ примета вбмоао планета нгкнампсчсаы школа еунашлдьтч температур аивпнгерит растение тмсмпаеарал погода ажашиькак природа емлкбтмьрпкурмзшшв человек нмттдпшрв животное суубсдмщаоммбвгпнэябчтсаьршб осадки ивкил Выводы по II главе
Во второй главе данной курсовой работы нами разработаны критерии, показатели и уровни развития внимания учащихся начальных классов, а так же приведены тестовые методики для диагностики уровня развития внимания младших школьников. Данные тестовые методики позволяют провести точную диагностику. Заключение
Исследование проблемы использования народных примет в курсе "Окружающий мир" как средства развития внимания младших школьников показало, что в процессе обучения детей курсу "Окружающий мир" нет системы применения народных примет. В основном материалы по народным приметам учителя составляют сами или подбирают из различных источников. Но и в этом случае недостаточно просто разработать методику работы и использования народных примет в курсе "Окружающий мир", нужно увлечь детей, сделав уроки окружающего мира интересными и содержательными. Народные приметы легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения. Причиной этому служит то, что ни одна примета не возникла сразу, на пустом месте. Испокон веков люди подмечали закономерности в природе, которыми успешно пользовались в своей повседневной жизни. Сегодня многие, особенно жители городов, не пользуются приметами в быту. Народные приметы забыты, и вспоминаются лишь на уроках окружающего мира.
Сфера образования, в частности, школа, должна осуществлять работу по восстановлению утраченных связей со своими историческими корнями, культурой народа, учить чуткости в общении с природой, пониманию взаимосвязей в ней, а так же развивать внимание младших школьников. Библиографический список
1. Агеносова Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: "Развитие познавательных процессов".М., "Просвещение", 1964. 2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьника. Л., Лениздат, 1939. . Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника. М., Изд-во АМН РСФСР, 1955. . Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. . Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.П. Кабыльницкая. - М., 1974. . Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника. В сб.: "Психология младшего школьника".М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. . Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с. . Дмитриева Н.Я. Сборник программ для начальной школы "Система Л.В. Занкова" / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. - Самара: Издательскиё дом "Федоров", 2009. . Калишев, В.Б. погода и народные приметы / В.Б. Калишев. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1990. - 80 с. . Кановская, М.Б. Общая психология. Шпаргалки / М.Б. Кановская. - М.: АСТ, 2009. - 64 с. . Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 336 с. . Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М., 1975. . Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.2. / И.П. Павлов. - М.: Изд. АН СССР, 1952. . Павлова, Е.Г. Опыт классификации народных примет // Паремиологические исследования. Сборник статей. Москва, 1984 . Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 "Педагогика и методика нач. обучения". - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 512 с. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. . Рыженков, Г.Д. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Москва, "Современник", 1991. . Сапронова, Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке природоведения / Д.Д. Сапронова // Начальная школа. - 1994. - № 7-8. . Словарь по педагогике (междисциплинарный): словарь / сост.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва - Ростов-на-Дону: Март, 2005. - 447 с. . Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Сост.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003. - 944 с. . Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX - начале XXI . Усманова, Л.Х. Народные приметы на уроках ознакомления с природой как средство развития наблюдательности учащихся начальных классов: курсовая работа / Усманова Л.Х., Миасский пед. колл. - Миасс, 2007. - 21 с. - 1.3 Классификация народных примет, с. 8. . Чиркова, Т.М. Народный месяцеслов / Т.М. Чиркова. - М.: Современник, 1991. . Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. - М.: Учпедгиз, 1954. - 365 с.
Приложение
1. Конспекты и фрагменты уроков окружающего мира с использованием народных примет как средства развития внимания. Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Осень" Цель урока: расширение знаний детей об осенних изменениях в природе. Задачи: выяснить причину листопада и отлета птиц с приходом осени; развивать желание больше узнавать по предмету; воспитывать чувство удовлетворения за проделанную работу. Оборудование: репродукции картин русских художников на тему осени; выставка книг Е. Чарушина, В. Бианки, Г. Скребицкого, В. Берестова, А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева, Ф.А. Фета; проектор, презентация в Microsoft Power Point; видеозаписи листопада и перелета птиц; аудиозаписи произведений П.И. Чайковского из цикла "Времена года"; заготовки осенних листьев из цветной бумаги и ватман. Предварительная подготовка: дети самостоятельно ищут информацию о листопаде, о перелетных и зимующих птицах, поговорки, осенние приметы, учат стихотворения об осени.
Ход урока:Организационный момент Сегодня у нас необычный урок. Это устный журнал под названием "Осень". Листая страницы этого журнала, вы поделитесь своими знаниями, наблюдениями со мной и друг с другом.Сообщение новых знаний Откроем первую страницу нашего журнала. Прочитайте её название (на экране название страницы на фоне картины сентябрьского пейзажа) "Сентябрь - листопадник" Почему сентябрь так прозвали в народе? (пора листопада, начало листопада) Что вы знаете о листопаде? (Сообщения детей. . Почему желтеют листья. . Зачем деревья сбрасывают листья. . Как наступает листопад. . Почему листву нельзя сжигать) Полюбуйтесь листопадом (видеосюжет), послушайте сказку об осенних листьях. Жили-были листья. У них был один дом - дерево. Одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с теплым летним ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди, и листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето. Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья, кружил в воздухе и разгонял по всему свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого была своя дорога… Поднимите руку, у кого появилось желание придумать продолжение сказки о путешествиях осенних листьев? Кто захотел придумать свою сказку об осенних листьях? Дома можете написать к следующему уроку. Появление желтых листьев на березе - признак начала осени. У ясеня и орешника листья сначала опадают на верхних концах ветвей, а у липы и у тополя - на основной части ветвей. Хвойные деревья, такие как ель, сосна, кедр, пихта хвою-иголки не сбрасывают, так как они экономно испаряют влагу. Какое хвойное дерево сбрасывает иголки? (лиственница). Почему дереву дали такое название? (её иголки сначала желтеют, потом опадают). Период с 14 по 23 сентября называется бабьим летом. сентября - день осеннего равноденствия. С этого дня дни становятся короче, а ночь длиннее. Русская поговорка гласит "Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень". После 27 сентября медведь залегает в берлогу. В народе говорят так: Замолкает сентябрьский лес. В сентябре лес реже и птичий голос тише. О какой осенней примете говорится? (об отлете птиц в теплые края) Листопад птиц в дорогу торопит. Что вы знаете о перелетных птицах? (сообщения детей: Как птицы узнают о времени отлета. Какие птицы улетают первыми. Как птицы узнают дорогу на зимовку.) Посмотрите видеосюжет о перелете птиц (во время просмотра учитель комментирует) Ориентируются птицы во время полета по солнцу, с помощью биологических часов чувствуют его положение и так определяют верное направление. Птицы, совершающие ночные перелеты пользуются звездами, определяя направление пути. Возможно, что некоторые птицы, чтобы установить направление полета пользуются запахами. Многие птицы летят на такой высоте, что с земли не видно. Как вы думаете, спят ли птицы в полете? (предположения детей) Оказывается, что спят. Ученые прикрепляли специальные датчики и выяснили, что в полете пульс у птиц останавливается минут на 10-15, а потом опять восстанавливается. Многие птицы погибают во время перелетов от голода и изнеможения. Всем известно, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц. Удивляет тот факт, что взрослые кукушки улетают в Африку уже в конце июля, а молодые кукушки отправляются в теплые края в конце августа или начале сентября и без помощи взрослых находят дорогу к зимовке. Откроем вторую страницу нашего журнала. Как она называется? "Октябрь - грязник" (название страницы на фоне октябрьского пейзажа) Почему этот месяц так называют? (Потому что на улице грязь) Какие поговорки, приметы знаете об октябре? (Ответы детей) Прочитайте название третьей страницы нашего журнала (название страницы на фоне ноябрьского пейзажа) "Ноябрь - полузимник" Еще ноябрь называют воротами зимы. Почему такое название у ноября? (Первые настоящие морозы, снег выпал окончательно) Назовите поговорки, приметы об этом месяце (ответы детей) Четвертая страница журнала "Поэтическая" В творчестве русских писателей и поэтов прослеживается тема родной природы. Многие писатели, такие как Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Скребицкий, В. Берестов в своих рассказах описывали приметы осени, красоту осеннего пейзажа (обратить внимание детей на выставку книг писателей и поэтов). Давайте послушаем отрывок из повести В. Бианки "Синичкин календарь" (один из учеников читает) Об осени писали стихотворения поэты: А. Плещеев, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Бунин, И. Суриков, Н. Некрасов, А. Пушкин и многие другие. Послушаем некоторые из них. (Звучит отрывок из "Осенней песни" П.И. Чайковского. Дети на фоне музыки читают стихи.) Следующая страница "Художественная" Перед вами (на доске) репродукции картин русских художников: Игорь Эммануилович Грабарь "Рябинка", Федор Александрович Васильев "Перед дождем", Алексей Кондратьевич Саврасов "Проселок", Михаил Васильевич Нестеров "Осенний пейзаж", Алексей Михайлович Грицай "Летний сад" Какие осенние приметы изобразили они на картинах? (ответы детей) Последняя страница журнала "Творческая" В творчестве русского композитора Пётра Ильича Чайковского есть цикл произведений под названием "Времена года", где отдельное произведение он посвятил каждому из 12 месяцев. Вы уже прослушали отрывок из темы сентября под названием "Охота" и отрывок из темы октября под названием "Осенняя песня". Изготовление панно "Листопад" Слушая отрывок из темы ноября под названием "На тройке", выполните аппликацию "Листопад", подойдите к доске и приклейте свой листочек. (У доски лежат разноцветные кленовые листочки, на плакате нарисован силуэт дерева) Итог Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось. Поднимите руку, кто узнал, что-то новое для себя на уроке? Закрыта последняя страница журнала, но впереди праздник "Золотая осень". Спасибо всем за работу Пословицы, поговорки, приметы об осени Знать осень в октябре по грязи. В октябре только и ягод, что рябина. Плачет октябрь длинными слезами. В октябре ни на колесах, ни на санях. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой. В октябре с солнцем прощайся, ближе к печи подбирайся. Октябрь - свадебник. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре и лист на дереве не держится. Чем суше и теплее пройдет сентябрь, тем позднее наступит зима. Гром в сентябре предвещает тёплую осень. С Ерофея-холода сильнее. (17 октября) Коли белка до Покрова (14 октября) вылиняла, то зима будет хорошая. Ноябрь - ворота зимы. В ноябре зима с осенью борются. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. В ноябре первый прочный снег выпадает на ночь. В ноябре снегу надует, хлебу прибудет. В старину ноябрь называли груднем - от груд замерзшей земли. [17, с.12] Методическая разработка урока по окружающему миру для учащихся 2 класса. [13] Тема урока: " Народные приметы погоды". Тип урока: формирование знаний и умений. Цель урока: выявить народные приметы, характерные для данного времени года. Задачи урока: Обучающие: · Совершенствовать умения различать объекты живой и неживой природы. · Формировать умения давать характеристику объектов, осуществлять сравнительный анализ. · Разработать экологический проект "Разведка осенних примет в природе". Развивающие: · Развивать речевые и коммуникативные умения. · Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение. · Развивать умения формулировать цель предстоящей работы и планировать свою деятельность. Воспитательные: · Воспитывать интерес к познанию и любознательность. · Воспитывать ценностное отношение к природе и природным объектам. · Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость. Оборудование: таблицы "Лето" и "Осень", карточка "Наш проект"; учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков "Окружающий мир.3 класс". Ход урока Организационный момент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|