Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания




 

Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям:

) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира.

) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти-шести.

) Нужно использовать лишь те приметы, оправдываемость которых составляет не менее восьмидесяти процентов для данной местности.

) Лучше брать такие народные приметы, где есть рифма. Такие приметы помогают развить память и внимание ребенка и, вследствие легкой запоминаемости дети будут обращать на явления, описанные в них, больше внимания. (Много комаров - готовь коробов (по ягоду), много мошек - готовь лукошек (по грибы). Февраль силен метелью, а март - капелью. Апрель с водою - май с травою. Вьюги да метели под февраль полетели)

) Учащимся можно дать задание - узнать у родителей или старших знакомых, есть ли среди них люди, прогнозирующие погоду по народным приметам, какие приметы они используют для этого, насколько верны их наблюдения.

Народные приметы могут послужить информационной основой для наблюдения за погодой. Учитель называет одну из широко используемых примет и просит учащихся определить, признаком какой погоды она является.

.   При нормальном суточном ходе температуры воздуха после захода солнца наступает относительное похолодание, следовательно, названное приметой явление является не нормой, а отклонением от нее.

2. Что может стать причиной? Относительное понижение температуры воздуха наступает как следствие остывания земной поверхности после захода солнца. Препятствовать такому остыванию и задержать тепло у поверхности Земли может низкая облачность, точнее, слоистые облака.

Вывод: Указанная примета является признаком пасмурной и возможно дождливой погоды, так как осадки часто связаны именно со слоистыми облаками.

Рассматривая содержание примет: "Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают", "Вечером сильная роса", учащиеся анализируют нормальный суточный ход температуры воздуха, находят существующие взаимосвязи и делают вывод, что эти приметы являются признаками ясной и солнечной погоды. Рассматривая другую группу примет: "Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики", "Звездчатка не раскрывает свои цветки утром и держит их закрытыми целый день", "Паук усиленно плетет свои сети", учащиеся приходят к выводу о возможности предсказания изменений погоды по поведению насекомых и растений, наиболее чутко реагирующих на изменения метеорологических условий. Еще одна группа примет основывается на изменениях абсолютной влажности воздуха: "Солнце садится в тучи, закат красный", "Звезды мерцают сильно, имеют красноватый оттенок", "Дым стелется по земле", "Ласточки и стрижи летают низко".

Работу по изучению народных примет можно продолжить при изучении физической географии России. Например, при изучении вопросов циркуляции воздушных масс: "Тонкие перистые облака идут с запада, опускаются, уплотняются", "Западные ветры - гнездо дождей", или объяснить местонахождение так называемого "гнилого" или "мокрого" угла, о существовании которого упоминают жители многих деревень Европейской части России.

Конспекты и фрагменты уроков окружающего мира с использованием народных примет как средства развития внимания (см. Приложение).

Содержание тем уроков окружающего мира по программе "Школа 2100".

Оборудование: учебник Вахрушева "Окружающий мир" 2 класс, 2 часть.

 

Таблица 1

Содержание тем уроков окружающего мира

Тема Содержание темы Приметы для работы по данной теме
1. Равнины и горы. Рождение гор, их превращение в равнины. Составление рассказов по рисункам на тему "Как стареют горы". Сравнительная характеристика гор и равнин. Если на равнине звук ясно раздается, то будет дождь. Если вершины дальних гор хорошо видны, то будет дождь, а если вершины в хорошую погоду окружены небольшим туманом, то будет сухо.
2. Моря и острова. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края - названия, их краткая характеристика (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Характерные особенности рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Приемы чтения карты (определение суши и воды, высоты) Если волна бьет навстречу текущей воде, будет дождь. Закипела в море пена - будет ветру перемена.
3. Домашние животные. Одомашнивание животных. Значение для человека. Собака ест траву - к дождю. Кошка во время сна закрывает лапкой мордочку - к морозу или ненастью. Гуси купаются в луже - к теплу. Пчелы собираются на стенках улья - к сильной жаре.
4. Люди, города и страны. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, ее назначение. Рассказы о том, как появились города. Приметы различных народов. Вечером солнце в облаках - наутро дождь (Сербия). Журавли кричат - к ненастью (Чувашия). Яркие звезды - к сильному снегопаду (Болгария). В августе дождь - к плохому урожаю винограда (Испания).
5. Путешествие тучки по Европе. Знакомство со странами Европы. Приметы европейских народов. Собака спит, вытягивая лапы - к ясной, теплой погоде (Англия). Чем сильнее первый гром, тем лучше будет урожай (Франция).
6. Путешествие в дальние страны. Африка. Природа и страны Африки; населяющие их народы. Особенности географического положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке. Сегодня чистый закат - завтра хорошая погода (Кения). Когда прыгают ослы, идет дождь (ЮАР).
7. Путешествие в дальние страны. Америка. Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Радуга приносит хорошую погоду (Канада). С какой стороны Млечный Путь ярче - с той стороны стоит ждать бурю (Канада). Крутой месяц - к холоду (США). Полосатые облака - к дождю (Мексика).
8. Россия - наша Родина. Территория России. Столица. Государственные символы. Народы, проживающие на территории России, их промыслы. Природные богатства страны. Региональный компонент: флаг, герб и гимн края (области), значение малой Родины для России. Русские приметы и приметы народов, проживающих на территории Российской Федерации. Сухой январь - жаркое лето (Урал). Венеру хорошо видно - год будет холодным (Якутия). Если ночью луна в синем кругу - к ветру, если же в красном - к морозу (Осетия). Если зимой шумит лес - жди оттепели (Дальний Восток).

 

Народные приметы в курсе "Окружающий мир" могут служить средством развития внимания младших школьников. Приметы заставляют детей внимательнее присматриваться к окружающему миру, проводить наблюдения, выявлять закономерности, делиться опытом с товарищами. Хорошо, если в школе есть кружок или факультатив "Юный метеоролог", где учащиеся начальной школы вместе с учителем географии, астрономии или со своим классным руководителем могут подробнее ознакомиться с народными приметами, исследовать их, проверить надежность тех или иных примет для данной местности.

Чтобы успешно развивать внимание средствами народных примет в курсе "Окружающий мир", нужно знать методику развития внимания и быть готовым к трудностям, которые могут возникнуть при работе с учениками младших классов.

Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу.

Развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

По мнению известного психолога П.Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т.к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. [5, с.28]

Методика развития внимания опирается на следующие принципы:

.   деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

2. психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

.   сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;

.   индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;

.   последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

.   поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т.к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);

.   цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года нужно 2-3 раза. [2, с.35]

Черты внимания младших школьников, связанные с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей, усугубляются недостаточной их подготовленностью к учебному труду.

Узкий объем внимания, отсутствие умения распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответы товарища, указания учителя и еще следить за своей работой в тетради, - некоторые учителя рассматривают обычно как рассеянность, которая недопустима в школе. Действительно, учебная работа требует умения сосредоточиваться, Но ведь у многих детей, только что поступивших в школу, образовавшаяся доминанта крайне слаба. Она образуется с трудом и легко гаснет. На смену быстро исчезающей одной возникает другая. Внимание ребенка скользит с одного предмета на другой, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации пока очень мала.

Первоклассники, а иногда и второклассники часто рассеянны. Причины рассеянности различны. Их необходимо знать, чтобы успешно воспитывать внимание детей.

. Рассеянность часто является результатом переутомления ребенка. Если он поздно ложится спать, если родители перегружают маленького школьника впечатлениями: разрешают смотреть вечерние телевизионные передачи, часто водят в кино, в гости, - нервная система ребенка перевозбуждается. Он плохо и мало спит и приходит в класс в сонливом состоянии.

. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребенок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребенка, а с ней и его рассеянность.

. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания детей является их недостаточная умственная активность. Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения учителя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же дети в классе заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких-то задач, если дети ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. Считая палочки и составляя узоры, конструируя модель, рисуя иллюстрации к прослушанному рассказу, сравнивая окончания существительных в разных падежах, находя общие и разные признаки в треугольниках разного вида, ребенок думает. Его умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания. Если учащийся занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы учителя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на уроке нет пищи для мышления ребенка, для активного думания, учитель не может ожидать и устойчивости внимания детей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.

. Рассеянность может возникнуть и как результат неправильного воспитания детей. Когда не в меру заботливые родители покупают ребенку слишком много книжек и игрушек, рано и часто водят его на выставки, в музеи и театры, ребенок привыкает к постоянной смене впечатлений. Не успевая разобраться в каждом из них, не имея возможности вдуматься в то новое, что ежедневно ему показывает взрослый, ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны. Нужно "приоткрыть" ребенку те качества предмета, его особенности и связи, которых дети раньше не видели.

. Рассеянное внимание - это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т.е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II-IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ученик отвечает не сразу, хотя и знает материал. Ему нужна пауза, чтобы переключить свое внимание на новое содержание. [3, с.94]

Опыт экспериментального обучения в младших классах многих ленинградских школ, а также специальные исследования (Н.Ф. Добрынин, М.Н. Волокитина) показывают, что даже дети I класса способны к достаточно сильному, т.е. концентрированному и устойчивому, вниманию на протяжении всего 45-минутного урока. Но для этого необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности детей:

) Хороший темп урока и продуманная его организация.

Отсутствие "пустого" времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.

) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания.

Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.

) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).

) Бережное отношение учителя к вниманию детей.

Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.

) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.

) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.

) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: "Что изменилось?", "В чем ошибка?", "Найди отличие". [3, с.89]

Итак:

. Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.

. Возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условно-рефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.

. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

. Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т.е. опирается на интерес. После того как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т.е. управления им.

. Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности - внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду.

Выводы по I главе

 

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что развитие внимания можно осуществлять с помощью использования народных примет в курсе "Окружающий мир".

В первом параграфе первой главы нами были рассмотрены особенности развития внимания младших школьников, а также раскрыто содержание понятия "внимание".

Во втором параграфе первой главы нами были рассмотрены народные приметы в курсе "Окружающий мир" как средство развития внимания младших школьников.

В третьем параграфе первой главы мы разработали методические рекомендации по использованию народных примет в курсе "Окружающий мир" как средства развития внимания младших школьников и привели в качестве примера конспекты и фрагменты уроков окружающего мира учителей начальной школы.

В четвертом параграфе первой главы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили принципы работы над развитием внимания младших школьников, а также выяснили причины рассеянности и невнимания учеников начальной школы.

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Этот психический процесс проявляет себя во всех других процессах, таких как: мышление, память, воображение и др.

На основе использования народных примет в курсе "Окружающий мир" происходит развитие внимания младших школьников, так как их применение на уроках окружающего мира формирует устойчивость внимания, его концентрацию и объем, и активизирует весь процесс в целом.


Глава II. Опытно-практическая работа для использования народных примет в курсе "окружающий мир" как средства развития внимания у младших школьников

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...