«Метафора». Процедура проведения. «Завершение предложений». После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию
«Метафора» Цель: определение и проработка проблем в символической форме, зачастую более безопасной для семьи; описание различных параметров семейной системы при помощи символов и метафор; осуществление терапевтических интервенций в недирективной форме; фасилитация самопознания и самопонимания у членов семьи; изменение внутрисемейных взаимоотношений. Историческая справка: технические приемы, в основе которых лежит использование метафор и символов, наиболее последовательно разрабатывались школой стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, М. Эриксон, П. Вацлавик и др. ). Процедура проведения После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафорической форме. Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве метафоры может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить ведение переговоров между двумя враждующими сторонами. При использовании данной техники психологу необходимо в течение некоторого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложенной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. Например, супружеской паре, в которой жена не может говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах? », «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает? », «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос? », «Как она может вернуть возможность нормально говорить? », «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруднениях Русалочки? » и др.
Рекомендации по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой напрямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; неоднократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д. ). При выборе метафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории. «Завершение предложений» Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, которые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собственных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу. Процедура проведения Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных предложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагается их завершить. Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помощью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы членов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы. Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказывания друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».
Возможные варианты незаконченных предложений «Я должен... » «Я хочу... » «Я больше всего боюсь... » «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня... » «Мне очень трудно забыть, но я... » «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это... » «Когда я сердит, я... » «Я выражаю любовь тем, что... » «Моя значимость состоит в том, что... » «Изменение в моем положении чревато тем, что... » «Особенно меня раздражает то, что... » «Мне особенно приятно, когда меня... » «Моя мечта... » «Меня беспокоит... » «Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы... » «Если бы я набрался смелости, я бы... » «Если бы вы меня знали, то вы бы... » «Моя мать должна... » «Мой отец должен... » «Моя жена... » «Мой муж... » «Дома... » «Человек, которого я люблю, должен... » «Для меня самое лучшее время, когда... » Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» применяется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супружеском и семейном консультировании и терапии. «Сравнение ценностей» Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения. Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение ценностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|