Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Метафора». Процедура проведения. «Завершение предложений». После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психо­лог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию




«Метафора»

Цель: определение и проработка проблем в символической форме, зачас­тую более безопасной для семьи; описание различных параметров семейной системы при помощи символов и метафор; осуществление терапевтических интервенций в недирективной форме; фасилитация самопознания и самопо­нимания у членов семьи; изменение внутрисемейных взаимоотношений.

Историческая справка: технические приемы, в основе которых лежит исполь­зование метафор и символов, наиболее последовательно разрабатывались шко­лой стратегической семейной терапии (Дж. Хейли, М. Эриксон, П. Вацлавик и др. ).

Процедура проведения

После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психо­лог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафоричес­кой форме.

Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве мета­форы может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподоб­ляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить веде­ние переговоров между двумя враждующими сторонами.

При использовании данной техники психологу необходимо в течение неко­торого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложен­ной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. Например, супружеской паре, в которой жена не может говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах? », «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает? », «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос? », «Как она может вернуть возможность нормально говорить? », «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруд­нениях Русалочки? » и др.

Рекомендации по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой на­прямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; нео­днократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д. ). При выборе ме­тафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории.

«Завершение предложений»

Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, кото­рые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собствен­ных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу.

Процедура проведения

Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных пред­ложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагает­ся их завершить.

Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помо­щью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы чле­нов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы.

Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Ко­нец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказыва­ния друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».

Возможные варианты незаконченных предложений

«Я должен... »

«Я хочу... »

«Я больше всего боюсь... »

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня... »

«Мне очень трудно забыть, но я... »

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это... »

«Когда я сердит, я... »

«Я выражаю любовь тем, что... »

«Моя значимость состоит в том, что... »

«Изменение в моем положении чревато тем, что... »

«Особенно меня раздражает то, что... »

«Мне особенно приятно, когда меня... »

«Моя мечта... »

«Меня беспокоит... »

«Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы... »

«Если бы я набрался смелости, я бы... »

«Если бы вы меня знали, то вы бы... »

«Моя мать должна... »

«Мой отец должен... »

«Моя жена... »

«Мой муж... »

«Дома... »

«Человек, которого я люблю, должен... »

«Для меня самое лучшее время, когда... »

Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» при­меняется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супру­жеском и семейном консультировании и терапии.

«Сравнение ценностей»

Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения.

Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение цен­ностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...