Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура проведения. Пример. Список мужа. Список жены. 5.3.5. Парадоксальные техники




Процедура проведения

Данная техника проводится при участии как минимум двоих членов семьи. Каждому члену семьи дается индивидуальное домашнее задание.

Инструкция: «Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и для Вашего партнера (другого члена семьи) и составьте их списки. Один список - Ваши собственные ценности, другой - ценности партнера с Вашей точки зрения. Ценности необходимо расположить в порядке их важно­сти. Включайте в Ваши списки все, что считаете значимым, не существует ни­каких ограничений по их содержанию».

Члены семьи не должны между собой обсуждать составленные списки. На следующей встрече психолог просит их прочитать подготовленные списки вслух и затем сравнить их. В фокусе обсуждения и анализа могут оказаться следую­щие вопросы:

· противоречия между списками и внутри каждого списка;

· адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга;

· различия и сходства в содержании списков; О взаимодополняемость членов семьи и др.

Важным моментом работы является обмен впечатлениями, которые возник­ли у членов семьи при знакомстве со списками друг друга.

Пример

На приеме у психолога супругами были составлены два следующих списка:

Список мужа

Мои ценности   Ценности жены (с точки зрения мужа)
Семья   Уборка
Работа -   Семья
Секс   Друзья
Бег трусцой   Работа
Путешествия   Здоровое питание
Друзья   Развлечения
Чтение   Секс
Познание нового   Покупки
 

Список жены

Мои ценности   Ценности мужа (с точки зрения жены)
Здоровье   Профессиональная самореализация
Семья   Здоровье
Образование   Образование
Путешествия   Семья
Секс   Книги
Работа   Секс
Красота   Путешествия
Хорошая еда   Спорт

Сопоставление данных списков дало возможность обсуждения с психоло­гом-консультантом следующих тем:

• важность семьи для мужа и представление об этом у жены;

• присутствие ценностей, называемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого (например, уборка, развлечения и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве цен­ностей жены);

• наличие общих интересов: семья, образование, путешествия, секс, работа;

• собственные ценности партнера и как они соотносятся с оценкой и вос­приятием им ценностей другого.

Техника «Сравнение ценностей» позволяет выявить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения, в условиях конструктивного обсужде­ния. Анализ несовпадений ценностных ориентации дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходства, различия и взаимодополняемость.

Рекомендации по использованию: техника «Сравнение ценностей» исполь­зуется на первых этапах работы с семьей, если ее члены жалуются на отсут­ствие интереса к тому, что происходит в семье, непонимание друг друга, воз­никновение ощущения, что их используют, невозможность договориться в принятии важных решений.

5. 3. 5. Парадоксальные техники

Парадокс представляет собой противоречие, следующее за правильным выводом из непосредственно согласующихся друг с другом предпосылок. Ис­пользование явления парадокса при оказании психологической помощи чело­веку имеет достаточно длинную историю. Уже с начала XX века психотерапев­ты начали разрабатывать парадоксальные техники с целью оказания помощи клиентам в преодоления жестких поведенческих паттернов.

В рамках психологической помощи семье парадоксальные техники впер­вые были активно использованы стратегическими семейными терапевтами, которые отталкивались от теории «двойной связи» Г. Бейтсона, — Дж. Хейли, К. Маданес, П. Пэпп, М. Сельвини Палаццоли и другие. Основным их вкла­дом в использование парадокса в семейной терапии является соединение пред­ставлений о симптоме как способе поддержания гомеостаза семейной систе­мы с парадоксальной интервенцией (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Парадоксальные техники, как правило, применяются в работе с семьями, которые демонстрируют сопротивление изменениям. Суть парадоксальных техник семейной психотерапии заключается в том, чтобы предложить серию радикальных переопределений сложившихся паттернов взаимодействия, ве­дущих к кризису восприятия клиентов, чтобы тем самым в итоге стимулиро­вать поведенческие изменения членов семьи. В результате семья оказывается не в состоянии воспринимать свое поведение так же, как и раньше, и продол­жать функционировать на основе тех же симптоматических поведенческих паттернов.

П. Пэпп описывает три основных этапа парадоксальной техники:

1. Переопределение. При переопределении симптоматическому поведению идентифицированного пациента и поведению каждого челна семьи придается другое значение, согласно которому оно способствует сохранению семьи и ее стабильному существованию. Например, мать, которую обвиняют в сварливо­сти и чрезмерном контроле, представляется психотерапевтом как очень забот­ливая и небезразличная к судьбе детей.

2. Предписание. Кроме переопределения проблемы, членам семьи дается предписание продолжать вести себя, как раньше, потому что семья нуждается в сохранении старых образцов поведения. Открытое и сознательное проигры­вание цикла, лежащего в основе функционирования системы, способствует тому, что семья теряет свою силу создавать симптом.

3. Ограничение. Когда в семье начинаются изменения, терапевт предупреж­дает ее членов об опасности негативных последствий, которые они могут вызвать, то есть терапевт занимает парадоксальную позицию, неохотно прини­мая все изменения в семье.

К парадоксальным техникам относятся рефрейминг (изменение негатив­ных смыслов на позитивные), парадоксальное письмо, контаминация суици­дальных фантазий (К. Витакер), предписанное бездействие, пари с подрост­ком и др. Парадоксальные техники по своей структуре и проведению являются достаточно сложными и требуют от психолога специальной подготовки и опы­та работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...