Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии




5. 3. 6. Техники организации беседы в семейной терапии

Техники организации беседы в семейной терапии, представленные в этом разделе также, как и общие (неспецифические для семейной терапии) техни­ки, обеспечивают реализацию тактических задач терапии, среди которых: под­держание контакта с семьей, достижение взаимопонимания, получение инфор­мации об особенностях семейного функционирования, организация обратной связи для членов семьи. Однако они обладают определенной спецификой в связи с особенностями процесса семейной терапии.

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия

Цель: обнаружение дисфункционального паттерна взаимодействия в семье, имеющего циклический характер.

Историческая справка: техника прослеживания (tracking) была предложена С. Минухиным в 1974 году (Черников А. В., 2001).

Процедура проведения:

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия — это спе­циальная техника терапевтического интервью, которая в наиболее простой форме представляет собой задавание проясняющих вопросов, направленных на выявление последовательности поведения членов семьи. При этом терапевт не бросает вызов семье: не опровергает то, что ему сообщается, и не навязыва­ет собственное мнение о ситуации и семье в целом, выражая заинтересован­ность в происходящем.

Кроме общих технических приемов организации беседы, таких как повто­рение, поддержка, постановка вопросов с целью выяснения содержания, пе­рефразирование, уточнение, выяснение чувств, семейный терапевт, прослежи­вая циркулярную последовательность, использует определенную тактику расспрашивания. Он может задавать следующие вопросы:

· Кто первым сделал что-либо в этой ситуации?

· Что затем делает(ют) другой(ие)?

· Что тогда сделает первый?

· Что на это ответит другой?

· Что в это время делают другие члены семьи, пока это происходит?

Таким образом, семейного терапевта при прослеживании циркулярных по­следовательностей интересует не то, почему что-либо происходит, а в большей степени — «как это происходит» и «каковы последствия этого поведения? ». Подобная тактика расспрашивания актуальна до тех пор, пока циркулярная последовательность не окажется восстановленной полностью. В результате те­рапевт получает полную картину того, как члены семьи, демонстрируя опреде­ленное поведение, поддерживают повторяющийся паттерн взаимодействия, на который семья жалуется как на симптом (Черников А. В., 2001).

На основании полученной в результате прослеживания информации тера­певт формулирует гипотезы о семейном функционировании и организует об­ратную связь для членов семьи, позитивно переопределяя поведение каждого из них. Подобная организация обратной связи способствует созданию атмо­сферы сотрудничества и может явиться стимулом для членов семьи к дальней­шим изменениям.

Циркулярное интервью

Цель: прослеживание коммуникаций; получение более точной, по сравне­нию с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье.

Циркулярное интервью — особая техника постановки вопросов и организа­ции беседы, делающая акцент на обнаружении различий между членами семьи.

Историческая справка: данная техника была изобретена терапевтами милан­ской школы — М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Дж. Прата. Построение интервью вокруг обнаружения различий является одним из наи­более блестящих вкладов миланской школы в усовершенствование техники семейной терапии.

Процедура проведения

Циркулярное интервью предполагает использование особого типа вопро­сов — циркулярных. В отличие от прямых вопросов, циркулярные дают более существенную информацию о внутрисемейном взаимодействии, как психо­терапевту, так и семье.

Выделяют следующие виды циркулярных вопросов:

1. Вопросы, выявляющие различия. Например: «Кто из вас в большей степени несчастен? » или «Кто из вас в большей степени расстраивается в этой ситуа­ции? ». Для сравнения: обращение к членам семьи «Является ли мама несчаст­ной? » представляет собой линейный вопрос, подразумевающий односложный ответ. Семейному терапевту более полезно знать не то, что кто-то (например, отец) является очень нежным и любящим, а то, есть ли разница в его привя­занности к жене и дочери.

Для выявления различий семейный терапевт может попросить одного из членов семьи описать характер отношений между двумя другими, например, матерью и сыном. Такие триадические вопросы способствуют получению бо­лее точной информации о паттернах взаимодействия и снимают проблему со­противления: как правило, легче рассказать об отношениях двух других, чем охарактеризовать собственные отношения с каким-либо членом семьи в его присутствии. Таким образом, ориентируя интервью с семьей вокруг различий, терапевт извлекает более релевантные данные (Черников А. В., 2001). В процессе интервью выявляются следующие типы различий:

· различия между индивидуальностями (например: «Кто злится больше

· всех? »);

· различия во взаимоотношениях («В чем разница между тем, как мама общается с дочерью, и тем, как она обходится с сыном? »)

· различия во времени («Как она общалась с ним в прошлом году, в срав­нении с тем, как это происходит сейчас? »).

При постановке подобного вида вопросов активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/луч­ше: «А кто из членов семьи лучше понимает маму? »; «Чаще ли отец бывает дома, когда Леня ворует? » и т. д.

Циркулярные вопросы позволяют также получить информацию, которая, в свою очередь, приводит к пониманию циркулярных последовательностей. За­давая подобные вопросы, консультант, как правило, заменяет слово «чувство­вать» словом «делать» и, кроме того, адресует их не самим участникам собы­тий, а кому-то третьему: «Что сделает Иван, когда, придя домой, увидит, что жена расстроена? »

2. Вопросы, использующие сослагательное наклонение «если бы». Например: «Если бы отец был здесь, то что бы он ответил на этот вопрос? »; «Кто больше всего пострадал бы, если бы сын уехал учиться в другой город? ». Другой во­прос: «Если бы мы не говорили о проблеме твоего брата, о чем бы нам стоило здесь еще поговорить? » — вскрывает другие важные темы в семье, помимо про­блемы идентифицированного пациента.

3. Вопрос, «читающий мысли»: кого-то из семьи спрашивают, что, по его мнению, другой член семьи думает об этой проблеме.

Во время циркулярного интервью терапевт тщательно отслеживает невер­бальные реакции членов семьи на тот или иной вопрос, что способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в семье.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...