Проектирование конической зубчатой передачи
Выбор материала зубчатых колес и режима термической обработки Выбираем для колеса и шестерни марку стали 40Х [3; c.25]. Термообработка - улучшение до твердости: для колеса НВ235…262; для шестерни НВ269…302. Расчет допустимых напряжений для материала шестерни и колеса Мощность на ведущем валу Р1 определяется по формуле: Р1 = Рдв ×hмф × hппк; (4.1) Р1 = 0,25 × 0,98 × 0,99 = 0,024 кВт. Мощность на ведомом валу Р2 определяется по формуле: Р2 = Р1 ×hкзп (4.2) Р2 = 0,024 × 0,96 = 0,023 кВт. Угловая скорость ведомого вала w2 определяется по формуле: w2 = = = 1,67 с - 1. Крутящий момент на ведущем валу определяется по формуле: T1 = ; (4.3) T1 = = 8 Нм. Крутящий момент на ведомом валу определяется по формуле: T2 = ; (4.4) T2 = = 29,92 Нм. Режим работы - передача реверсивная, нагрузка постоянная. Продолжительность включения - 8 часов 300 дней в году (эти данные принимаем самостоятельно). Расчет допускаемых напряжений Расчет допускаемых контактных напряжений Для шестерни: [s]Н1 = [s]НО1 × КHL1 (4.5) Для колеса: [s]Н2 = [s]НО2 × КHL2 (4.6) Т.к.. материал для шестерни и колеса одинаковый (сталь 40Н), то предельные значения допускаемых контактных напряжений одинаковы. [s]НО1, [s]НО2 (по таблице 2.2 [3;c.31] составляют [s]НО = 1,8 НВ + 67. В качестве НВ принимаем НВср для шестерни (из диапазона 269-302) НВср=285,5 МПа. [s]НО1 = 1,8×258,5 + 67 = 581 МПа. Для колеса (из диапазона 235 - 262)НВср = 248,5 МПа. [s]НО2 = 1,8×258,5 + 67 = 581 МПа. Коэффициенты долговечности по контактным напряжениям для шестерни и колеса соответственно: КHL1 = ; (4.7) КHL2 = ; (4.8). Базовое число циклов перемены напряжений рисунок 2.3 в [3;c.32]: для шестерни NHO1 = 16×106 циклов; для колеса NHO2 = 12,5×106 циклов. Число циклов нагружения контактными нагрузками:
- для шестерни NH1 = Lh×h1×60Kрев; для колеса NH2 = Lh×h2×60Kрев. Моторесурс для шестерни и колеса: Lh = Lгод × 365 × Кгод × 24 × Ксут × ПВ, где Lгод = 5 - количество лет работы привода; Кгод= (количество рабочих дней - коэффициент годового использования)/365; Кгод = = 0,822. Ксут= (число работыв сутки - коэффициент суточного использования)/24; Ксут = = 0,667. ПВ= (Число минут работы в час- коэффициент продолжительности в течении часа)/60; ПВ = = 0,833. Lh = 5×365×0,822×24×0,677×0,833× = 2004 час. Для реверсивного режима работы (стол должен иметь возможность как подъема, так и опускания) Крев = 0,5 - коэффициент реверсивности [3;c.33]. NH1 = 2004×64×60×1,5 = 23,44×106 циклов; NH2 = 2004×16×60×1,5 = 9,6×106 циклов; КHL1 = = 1; КHL2 = = 1,045. Тогда до пускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса соответственно: [s]Н1 = 581×1 = 581 МПа; [s]Н2 = 514×1,04 = 537 МПа. Расчет допускаемых напряжений изгиба Предельные значения допускаемых напряжений на изгиб найдем по формулам: - для шестерни: [s]F1 = [s]НО1 × КFL1× КFC; - для колеса: [s]F2 = [s]НО2 × КFL2× КFC, где КFL1, КFL2 - коэффициенты долговечности по изгибным напряжениям. [s]F01 = 1,03×НВср = 1,03×285,5 = 294 МПа; [s]F02 = 1,03×НВср = 1,03×248,5 = 256 МПа. Коэффициент долговечности определим по формуле: КFL1 = , (4.6) где NF0 = 4×106 циклов - базовое число циклов при достаточно - изгибном загружении. Количество циклов нагружения изгибными нагрузками шестерни и колеса соответственно: NF1 = NH1 =13,44×106 циклов; NF2 = NH2 =3,6×106 циклов. КFL1 = = 0,886; КFL2 = = 0,915. С учетом коэффициента реверсивности КFC = 0,8; [s]F1 = 294×1×0,8 = 235 МПа; [s]F2 = 256×1,01×0,8 = 207 МПа. При НВ<350 (улучшение) принимаем КFL1 = 1 (по условию 1£ КFL£2,08 [3;c.34]). Проектирование конической зубчатой передачи Проектировочный расчет конической зубчатой передачи начинают с определения внешнего делительного диаметра колеса: dе2 ³ 1,65×104× ; где u = 1,4 - передаточное число;
КHb- коэффициент концентрации нагрузки по контактным напряжениям (таблица п4.1)[3;c.45]. При значении коэффициента ширины зубчатого венца по делительному диаметру yd = 0,166 = = 0,285 и консольном расположении шестерни относительно опор (опоры - роликоподшибники, НВ<350): КHb = = 1,12; VH - коэффициент нагрузочной способности конической передачи по контактным напряжениям (прямозубая передача). d е2³ 1,65×104× = 135 мм. Углы делительных конусов: для колеса d2 = arctg u = arctg 4 = 7; для шестерни d1 = 90 - d2 = 83о. Конусное расстояние определим по формуле: Rе = 74 мм. b =0,285×Rc = 30 мм - ширина колес. Внешний торцевой модуль определим из соотношения: , где vF -коэффициент нагрузочной способности, КFb - коэффициент неравномерности изгибных напряжений по длине зуба, принимаем по таблице 4.6 [3;c.53]. При консольном расположении шестерни (опоры - роликоподшипники НВ<350); ja = 0612 КFb = ; vF = 0,85 - для прямозубой передачи. . Расчет числа зубьев: -для колеса z2 = = = 86,7 = 87; - для шестерни z1 = = = 22. Фактическое передаточное число определим по формуле: uф = 3,95 (4.9) Отклонение от заданного u: % = 125%. Отклонение от заданного не должно превышать 4%; 1,25<4%. Окончательные делительные диаметры колес: dе1 = me z1 = 1,5× 22 = 35; dе2 = me z2 = 1,5 × 87 = 130. dm1 =; Внешние диаметры колес; daе2= dе2 +2(1+ Xе2) me cosδ2; daе1 = dе1+2(1+Xе1) me cosδ1, где Xе1 - коэффициент смещения инструмента при нарезании конической шестерни, таблица 5.2 [3;c.62]. Xе1 = 0,41; Xе2 = -Xе1 = - 0,41; daе1= 35 +2(1+ 0,41)×1,5×cos15,480 =38 мм; daе2= dе2 +2(1+ Xе2) me cosδ2 =135 мм. Силы в зацеплении Средние делительные диаметры определим по формулам: dm1 = 0,875de1 = 0,857·35 = 30 мм; dm2 = 0,875de2 = 0,857·130 = 112 мм. Тангенциальные силы на шестерне найдем по формуле: Ft1 = Н; Ft1 = Ft2 = 533 Н. Осевая сила на шестерне находится по формуле: Fа1 = Ft1 · tgα · sinδ1 = 53 Н, Fа1 = Fr2 = 53 Н. Радиальная сила на шестерне и осевая на колесе определим по формуле: Fr1 = Fа1 · tgα · cosδ1 = 186 Н. Степень точности определим через окружную скорость: V = 0,5ω2 dm2 = 0,57×1,66·0,146 = 0,12 м/с. По таблице 4.4 назначаем 9ю степень точности [3;c.50]. Проверка зубьев по напряжениям изгиба Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса находится по формуле: sF2 = £ [s]F2, где =1,39 [3;c.54]; - коэффициент динамичности по изгибным напряжениям (при 9й степени точности, НВ<350 и окружной скорости 0,12 м/с =1,13 таблица 4.7 [3;c.54]);
= 3,67 – коэффициент формы зуба колеса, таблица 4.8 [3;c.54]). При эквивалентном числе зубьев: ZV2 = ; Xe2 = -0,41. sF2 = = 57×106 Па = 57МПа £ [s]F2 = 207 МПа. Расчетное изгибное напряжение в зубьях шестерни найдем по формуле: sF1 = £ [s]F1; При ZV1 = ; Xe1 = 0,41 по таблице 4.8 принимаем = 3,49; sF1 = = 80МПа £ [s]F1. Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям Расчетное контактное напряжение в зубьях колеса: ; где =1,195 [3;c.55]; - коэффициент динамичности нагрузки по контактным напряжениям (при 9й степени точности, НВ<350 и окружной скорости 0,12 м/с =1,05 таблица 4.9 [3;c.55]); VH = 0,85; T2 = 30 Нм; de2 = 0,135; = = 0,7 – удовлетворяет условию для нормальной работы передачи. Точность по контактным напряжениям обеспечена.
Проектирование редуктора Ориентировочный расчет ведомого вала Диаметр вала определим по формуле: , где Т2 = 30 Нм. 1,5·10-2 = 15 мм. dБП ³ dп + 3,2r = 22 мм, где r – радиус гантели. Предварительный расчет тихоходных валов Бурт под колесо – 23 мм; Шейка под зубчатое колесо – 18 мм; Выходной конец вала – 10 мм. Определение размеров зубчатых колес. dСТ ³ 1,6dв = 54 мм. Толщина обода: δа = (3…4,0)min = 5 мм. Толщина диска: С = (0,1…0,17)Re = 7 мм. Внутренний диаметр обода: D0» doe – 2b = 110 мм. Диаметр центровой окружности: Dотв = 0,5(D0 + dст) = 80 мм. Толщина стенки корпуса» 6мм. Расчет валов на прочность Расчет винта на совместное действие изгиба и кручения Вращающий момент на быстроходном валу редуктора Т1 = 103 Нм. Ft1 = Ft2 = 533 Н; Fа1 = Fr2 = 53 Н; Fr1 = Fа2 = 186 Н. Допускаемое напряжение изгиба при систематическом цикле напряжений определяется по формуле: [sи]-1 = {s-1/([h]×Ks)}Kри, где s-1 – предел выносливости; Ks = 1,2 - эффективный коэффициент запаса прочности для опасного сечения; Kри = 1 – коэффициент ретиманагрузки при расчете на изгиб. s-1 = 0,35 · sв + 70 [5;c.9]; t-1 = 0,25 × sв; s-1 = 0,35 · 850 + 70 = 367; t-1 = 0,25 × 550 = 212; [sи]-1 = {367/3·2}1 = 100 МПа. Быстроходный вал Составляем расчетную схему вала. Строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости xoy. Ft1 = 533 Н; Fа1 = 53 Н; Fr1 = 186 Н;
SM(В) = - RCX × 0,02 - Ft1 × 0,015 = 0; RCX = - 399 Н (меняем знак); МизгХ(С) = RCX·0 = 0; МизХ(В) = RCX·0,022 = 8,78 Нм; RВX = 896Н. Проверяем: RВX - - RCX = 0. Рассмотрим zoy: SM(C) = - RBz × 0,022 – Fr × 0,037 + Fa – 0,02 = 0; RВz = 363Н; SM(B) = - RCz × 0,022 – Fr × 0,015 + Fa × 0,022 = 0; RCz = 80 Н. Миз(C) = 0; Миз(В) = RCz·0,022 = 24 Нм; Миз(А) = RА·0,021- RВz·0,015+ RСz·0,037 = = 53·0,021- 363·0,015 + 80·0,037 = -1,5нм; Проверяем: Fr - RВz - RCz = 0; Т1 = 8 Нм. Построим эпюры крутящих и изгибающих моментов (рисунок6.1). Вычислим наибольшее напряжение изгиба и кручения для опасного сечения: Для шестерни Рисунок 6.1
Для тихоходного вала Рисунок 6.2
Суммарный изгибающий момент: Миз = = = 9,2 НМ; ; . Определим эквивалентные напряжения по энергетической теории прочности: sэкв = ; sэкв = = 37,5 МПа < 100МПа. Прочность в сечении обеспечена. Тихоходный вал Ft2 = 533 Н; Fа2 = 186 Н; Fr1 = 53 Н; Raz = Rcz – Fr = 0; M(А) = - Fr × 0,047 – Fa × 0,04 + Rcz × 0,07 = 0; RCz = 142 Н; M(С) = Fr × 0,022 – Fa × 0,04 - RАz × 0,07 = 0; RАz = 71,4 Н; Миз(А) = Миз(С) = 0; Миз(С) = - RАz·0,047= - 71,4·0,047 = -3,384 Нм. В плоскости zox: МX(С) = RАX·0,07 + Ft2 ·0,02 = 0; RАX = 1674 Н; M(B) = Ra X× 0,047 = 167 × 0,048 = 8 Нм; M(А) = - Ft× 0,047 = RC X× 0,07 = 0; RCX = 357 Н. Встроим опору крутящих моментов Т2 =30 Нм от середины ступицы зубчатого колеса. Вычислим наибольшее напряжение изгиба и кручения для опасных сечений. Сечение В ослаблено шпоночным пазом. Определим геометрические характеристики сечения: - осевой момент сопротивления Wи = 0,1d3 - = 2×10-6 м3; - полярный момент сопротивления Wк = 0,2d3 - = 4,3×10-6 м3; МизS = = 12,8 Нм; ; sэкв = = 14 МПа < 100МПа = [s]-1. Уточненный расчет валов на усталостную прочность Определим запас усталостной прочности ведомого вала в сечении В. В этом сечении имеет место концентрация напряжений. Момент в сечении В: Миз = = 12,8 Нм; По таблице 2 [4;c.20]: Wи = 2×10-6 м3; Wи = 4,3×10-6 м3. Определим нормальные напряжения: sи = sа = Mиз / Wи = 6,13 МПа. Напряжение кручения: tк = Т2 / Wк = 7,5 МПа. При отнулевом цикле амплитуда изменения касательных напряжений: tа = tm = tк/2 = 4 МПа. sВ = 700 МПа. Кs/Еs = 2,8. Для касательных напряжений: ys = 0,2; yt = 0,1 (таблица 3 {4;c.21]). Коэффициент запаса прочности найдем по формулам: ns = s-1/(Ks · sa / Es + ys×sm); nt = t-1/(Kt · ta / Et + yt×tm);
sm = = = 0,71 МПа. ns = = 21,2; nt = = 9,37. Коэффициент запаса прочности определим по формуле: n = = = 8,5 8,5 > 2, следовательно усталостная прочность вала в сечении В обеспечена.
Подбор подшипников Проверяем пригодность роликоподшипников конических однорядных по ГОСТ 333-79, условное обозначение – 7202. Проверим пригодность подшипника по [8;c.103]: Fa = 186 Н; КБ = 1,3; КТ = 1. RCХ = 142 Н; RCy = 357 Н; RХА = 72 Н; RYA = 167 Н. Rrc = = 384 Н; RrА = = 182 Н; Rr1 = 384 Н; Rr2 = 182 Н; RS1 = 0,83·0,45×384 = 143 Н; RS2 = 0,83·0,45×182 = 68 Н;
Rа1 = RS1; Rа2 = Rа1 + Fa = 143 + 186 = 329 Н; = = 0,37 < ; = = 2,1 < ; x = 0,4; y = 1,6; Re1 = V·x×3·Rr1×Кб·Кт = 1×1×384×1,3×1 = 500 Н; Re2 = (V·x×3·Rr1 + y· Rа2)Кб·Кт = (1×0,4 ×182 + 1,6×329) ×1,3 = 778 Н. Расчетная долговечность опоры: Lioah = Q23 = 5400 часов. Подшипники пригодны для заданного режима работы. Смазка подшипников, винта и др. трущихся поверхностей осуществляется пластичным смазочным материалом типа солидол жировой, с помощью пресс – масленки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|