Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами




1. Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в пись­менной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавли­ваются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Все нормативно-правовые акты являются государственными по сво­ему характеру. Они издаются или санкционируются только органами го­сударства, имеют волевой характер, в них содержится и через них пре­ломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, граждан­ско-правовые и иные юридические последствия.

Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными ор­ганами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства 358


(кабинета), приказы министров, председателей государственных комите­тов, решения и постановления, принимаемые местными органами государ­ственной власти.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительствен­ными постановлениями. Законодательством устанавливаются также поря­док издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых ак­тов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его из­дания.

2. Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значи­тельно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, преж­де всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.

И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридиче­скими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с те­ми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содер­жат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуально­го характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кру­гу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемо­риальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий до­говора купли-продажи, подряда), в то время как нормативно-правовые ак­ты продолжают действовать независимо от того, существуют или не су­ществуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Например, действие такого индивидуального акта (акта примене­ния), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по его исполнении (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Закон и его основные признаки

1. В юридической литературе существует много определений поня­тия «закон». Довольно типичными, отражающими сложившиеся пред­ставления о законе на современном этапе его развития дефинициями яв­ляются следующие. Закон — это принятый в особом порядке первичный


правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредствен­но выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Или: закон — это нормативно-правовой акт, прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения ин­тересов и потребностей населения страны. Или: «в юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладаю­щий после Конституции наибольшей юридической силой и направлен­ный на регулирование наиболее важных общественных отношений»1.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сфор­мулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако де­ло не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содер­жание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

2. В системе различных нормативно-правовых актов законы выделя­ются следующими особенностями.

Во-первых, закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый толь­ко высшим представительным органом — парламентом (Федеральным Соб­ранием — в России, Конгрессом — в США, парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем рефе­рендума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех ос­тальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего предста­вительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и ин­тересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной пра­вовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в каче­стве выразителя общей воли.

В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важ­ные общественные отношения.

В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом зако­нодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положе­ниями или регламентами высших органов государственной власти и явля­ется объективно необходимой.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1994. С. 181. 360


Кроме названных существуют и другие признаки законов, отличаю­щие их от других нормативно-правовых актов. Однако они не имеют су­щественного значения.

Виды законов

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на опреде­ленные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы под­разделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конститу­ции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополне­ния в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифициро­ванного (в 2/з, 3/4 или же, как в Конституции Греции, 3/s) большинства де­путатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в систе­ме форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федера­тивном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федераль­ные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Фе­деральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — выс­шими органами государственной власти субъектов федерации и соответ­ственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъек­тов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют феде­ральные законы.

Наряду с названными критериями классификации и соответственно видами законов существуют и другие критерии и виды законов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...