Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.




С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется своими следующими специфическими чертами и особенностями.

Во-первых, это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного Закона, свойственного государству с высокоцентра­лизованной системой управления экономической и различными сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свой­ственного государству с рыночной экономикой.

Переходный характер Конституции 1993 г. прослеживается практиче­ски во всех ее главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в ис­ходных ее положениях, касающихся различных форм собственности, при­родных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конститу­ции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный харак­тер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приори­тетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993 г., отражая переходный характер экономики от государствен­но-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет оди­наковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Кон­ституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собст­венности» (п. 2 ст. 8). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию со свободной эко­номической деятельностью, устанавливает также положение, в соответст­вии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти» (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9).

Во-вторых, действующая Конституция, так же как и Основной Закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравне­нию с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это озна­чает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Кон­ституцией РФ, не должны противоречить ей.

Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет не­сомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми акта­ми. Согласно ст. 4 она вместе с федеральными законами обладает верхо­венством на всей территории Российской Федерации. Определяя и закре­пляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы Российской Федерации и механизма правового регули­рования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.

В-третьих, современная Конституция РФ является юридическим ак­том прямого действия. Данная ее особенность специально выделяется


и закрепляется в ст. 15, где прямое действие Конституции по своей значи­мости ставится в один ряд с ее высшей юридической силой. При этом подчеркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юри­дическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в част­ности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и обществен­ной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства и др.

В-четвертых, Конституция РФ, как свидетельствует уже ее название и содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках — кон­ституции, а в остальных субъектах Федерации — уставы.

Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду ука­занных в самом ее тексте вопросов федеральных конституционных зако­нов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является ис­черпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам, кроме названных, в Конституции Российской Федерации принятие федеральных конституционных законов исключает­ся.

Среди вопросов, по которым предусматривается издание федераль­ных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъ­ектов Федерации (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации — их опи­сания и порядка официального использования (п. 1 ст. 70); порядка на­значения и проведения референдума (п. «в» ст. 84); режима военного по­ложения (п. 3 ст. 87); обстоятельств и порядка введения «на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях» чрезвычайного по­ложения (ст. 88); порядка деятельности Правительства Российской Феде­рации (п. 2 ст. 114); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ и иных федеральных судов (п. 3 ст. 128); и др.

В-пятых, действующая Конституция РФ, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важ­нейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксирова­ны в ее преамбуле. Это сохранение исторически сложившегося государст­венного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ»; утвер­ждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России. 368


Данные цели пронизывают собой все содержание Конституции РФ и лежат в основе всех глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направле­ния деятельности Российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.

В-шестых, Конституция РФ, будучи многогранным и многоаспект­ным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено прежде всего тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, соци­альным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государст­венной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только су­губо юридические функции, заключающиеся в том, что Конституция вы­ступает в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства, и что она как правовой акт прямого дейст­вия непосредственно регулирует общественные отношения, но вместе с тем она выполняет и иные функции. В зависимости от сферы примене­ния и характера решаемых задач Конституция РФ выполняет наряду с юридическими функциями соответственно экономические, политиче­ские, социальные и идеологические.

Кроме того, как отмечается в юридической литературе, Конституция РФ выполняет также «организаторскую функцию». Суть последней за­ключается в том, что Конституция «не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулиру­ет политическую активность, нацеливает государственные органы и об­щественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового ос­новного закона»1.

Наряду с названными чертами и особенностями Конституция РФ вы­деляется также рядом других отличительных признаков. Среди них мож­но назвать такие, как ее «пропрезидентский» характер, имея в виду тот факт, что действующая Конституция, в отличие от конституций других государств, наделяет главу государства — Президента чрезмерными пол­номочиями; ее отчасти формальный характер, подразумевая под этим частичный разрыв между конституционной теорией и повседневной жиз­нью, практикой, в частности между конституционными декларациями о современном Российском государстве как правовом и социальном госу­дарстве, с одной стороны, и реальным положением дел в государствен­ном строительстве — с другой; и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...