Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализированная культура




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

  Утверждаю Декан гуманитарногофакультета __________________ И.А. Батанина «____» _________________ 2012 г.  

 

Методические указания к ПРАКТИЧЕСКИМ (Семинарским) занятиям

 

по дисциплине

 

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Направление подготовки: 040100 Социология

Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях

Квалификация выпускника: бакалавр 040100 Социология

Формы обучения: очная, заочная

 

 

 

 

Тула 2012 г

ЛИСТ

Согласования методических указаний

Методические указания составлены доцентом Хавронюк Т.А. на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № от «» 2012г.

 

Зав. кафедрой И.А. Батанина

 

 

 


Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология культуры» являются овладение содержанием основных концепций и терминов, используемых при изучении социологии культуры; формирование представлений о социальных закономерностях развития культуры и формах их проявления в человеческой деятельности; овладение социокультурным подходом анализа явлений общественной жизни, исследование воздействия культуры на общество и социальное поведение человека; приобретение знаний в области социологического анализа социокультурных процессов.

Задачами освоения дисциплины являются

- передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области социологии культуры.

- формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении дисциплины социологии культуры.

- формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся повседневной жизни, профессиональной области.

- развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты социокультурного взаимодействия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

 

1.1 Социология культуры как отраслевая социологическая теория

1.2 Основные задачи социологии культуры и ее предметное поле

1.3 Место социологии культуры в системе социально–гуманитарных наук

1.4 Место социологии культуры в структуре социологического знания.

1.5 Функции социологии культуры.

1.6. Практическое назначение социологии культуры.

 

Понятия: объект, предмет, проблемное поле культуры, цели, задачи

дисциплины, уровни социологических знаний, генезис культуры.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что общего и в чем различия между социологией культуры и культурологией?

2. Что составляет предмет социологии и культуры?

3. Какие задачи решает социология культуры?

4. Какими методами пользуется социология культуры?

5. Какое практическое применение находит социология культуры?

6. Определите межпредметные связи социологии культуры с нижеследующими дисциплинами: правоведение, педагогика, экономика, психология, политология, этносоциология, антропология.

7. Как трактуется культура с социологической точки зрения?

8. В какой связи находятся социология культуры с социологией образования, искусства, науки, религии?

 

Литература

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пос. – М.: 2004 (гл.1)

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пос. – М.: 2006 (гл.2).

Минюшев Ф.И. Социология культуры. Учеб. пособие для вузов – М.: Изд-во Академический проект, 2004 (тема 1).

Шендрик Социология культуры. Учебное пособие. – М.: 2005

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

 

2.1. Просветительские концепции культуры

2.2 Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

2.3 Марксистская концепция культуры.

2.4 Вклад Э. Дюркгейма в социологию культуры. Георг Зиммель и его культурно-аналитическая концепция.

2.5 Психоаналитическая теория культуры З. Фрейда.

2.6 Цивилизационные концепции культуры.

2.7 Социокультурная теория П.А. Сорокина.

Понятия: цивилизация, виды цивилизаций, культурно-исторический тип, ценности цивилизации, дихотомия «цивилизация-культура»,культурные суперсистемы.

Литература

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994.

Вебер М. Избранные произведения, – М., 1990. – С.495–546.

Вехи. Интеллигенция в России. – М., 1991.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.

Зиммель Г. Философия культуры. – М., 1996. – С.445–516.

Кребер А.Л., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1992; Кребер А.Л., Избранное: Природа культуры. Пер. с англ. –М., 2004

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. –М., РОССПЭН, 2004

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х т. т.1. – М., 1990.

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. – М., 1994.

Ортега–и–Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М, 1991.

Руссо Ж.–Ж. Трактаты. – М., 1969.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М, 1992.

Тексты по истории социологии XIX–XX вв.: Хрестоматия. – М., 2004.

Уайт Л. Избранное. Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1993.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

 

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

 

3.1 Культура – неотъемлемая часть общественной системы. Элементы культуры.

3.2 Типы культур и характер их взаимодействия.

3.3 Виды культурной деятельности.

3.4 Культура как совокупность институтов.

3.5Культура как ценностно–нормативная среда.

3.6Культура как сфера духовного производства.

3.7 Взаимодействие культур Запада и Востока.

Понятия: культурные универсалии, культурные нормы, привычки, традиции, структурные элементы культуры, язык, структура культуры социума, духовное производство, материальное производство, социальные свойства культуры.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что называется культурой в широком смысле слова? В узком?

2. Из каких базисных элементов состоит культура?

3. Какие функции выполняет культура?

4. По каким основаниям можно классифицировать культуру?

5. Определите общие и отличительные черты цивилизации и культуры?

6. Что подразумевается под культурными универсалиями?

7. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе?

8. В чем состоит специфика социологического подхода к культуре?

9. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода?

10. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?

11. Назовите виды культурной деятельности.

 

 

Литература

Ирхин Ю.В. Социолгия культуры: учебник. – М.: Экзамен, 2006

Общая социология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М. 2002

Егоров В. К. Философия культуры России: контуры и проблемы. – М., Изд. РАГС, 2002.

Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под. ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. Пер. с англ. – М., МШПИ, 2002.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., Аграф, 2001

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. – М., 2002

Шендрик А.И. Теория культуры. Учебн. пособие для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Энциклопедический словарь по культурологии.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА

 

 

4.1 Понятие специализированной культуры и ее разновидности

4.2 Возрастание профессиональной культуры во всех сферах жизни общества

4.3 Культурные ресурсы интеллигенции и их практическое использование в общественном развитии

4.4 Области специализированной («высокой») культуры.

4.5 Культурный потенциал современного города.

4.6 Специфика культуры "среднего класса".

4.7 Повседневная культура и ее особенности.

 

Понятия: специализированнаякультура, высокая культура, деловая культура, субкультура, молодежная культура, культура среднего класса, интеллигенция, маргинальные слои.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое «высокая» культура?

2. Каковы характерные черты городской культурной среды?

3. Какова культурная среда современного села?

4. В чем заключаются особенности молодежной субкультуры?

5. Каковы критерии профессиональной культуры социолога?

6. Какие проблемы и противоречия заметны в поведение интеллигенции?

 

 

Литература

Зарубина Н.П. Этика служения и Этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность, 2004, №1

Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии, 2003, №9

Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс., 2004, №7

Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. – М., 2000

Массовая культура. Учебное пособие. – М., 2004

Минюшев Ф.И., Медведев Е.Н. Константы жизни человека // Социально-гуманитарные знания, 2005, №1

Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы //Социс, 2005, №4

Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. – М., 1997

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебник для вузов. М., 2004

Субочев Н.С. Организационная культура как социальный идеал // Социально-гуманитарные знания, 2005, №2

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

5.1 Личность как объект и субъект культурной деятельности

5.2 Духовный потенциал личности и ее ментальность

5.3 Мотивы творческой активности личности.

5.4 Подход к личности в культурных системах Запада и Востока.

5.5 Авторитарная личность и ее культурный потенциал. Культура маргинальной личности.

5.6 Интеллигенция как субъект профессионального социокультурного творчества.

 

Понятия: личность, социализация, интериоризация личности, инкультурация, маргинальность, духовные потребности личности, конформизм, нонконформизм, творчество, структура личности. интеллигенция

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каково содержание процесса социализации и инкультурации личности?

2. Какие существуют уровни и средства социализации?

3. В чем состоят предпосылки творческой активности личности?

4. Что составляет содержание социокультурного творчества личности?

5. Как влияет окружающая среда на духовное развитие личности?

6. Что такое свободное время?

7. Какие существуют типы личности по их отношению к свободному времени?

8. Как воздействуют институты культуры на рациональное использование личностью свободного времени?

9. Как рождаются выдающиеся личности?

 

 

Литература

Айзенк Г., Вильсон Г. Как изменить личность. Пер. с англ. – М., 2000

Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. Спб., 1999

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ. М. 1990

Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХв. Фактор культуры // Общественные науки и современность, 2003, №1

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М., 1994

Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход, – М., 2003

Менегетти А. Система и личность. Пер. с итал. – М., 2003

Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поисках идеологии консолидации // Социально-гуманитарные знания, 2004, №6

Таранов П.С. Стратегия мудрости. Пособие по интеллектуальному совершенствованию. – М., ЭКСМО, 2003

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...