Наука как социокультурный институт
6.1. Наука как единство трех сторон: знания, деятельности и социальной организации 6.2. Современные направления и функции науки 6.3. Российская наука: состояние, проблемы, перспективы 6.4. Знание как элемент культуры. 6.5 Наука и нравственность. 6.6 Расширение круга социальных функций науки.
Понятия: наука, научная теория, научная проблема, научное познание, науки о культуре, науковедение, парадигма, социальные функции науки, знание.
Вопросы для самопроверки 1. В чем отличие научной деятельности от деятельности в других сферах? 2. Каковы функции науки? 3. В чем состоит культурмировоззренческая функция науки? 4. Какова классификация наук? 5. Что исследуют данные науки и к какому циклу наук принадлежат: этнография, тектология, методология, бионика; синергетика, ономастика, палеонтология, генеалогия, кибернетика, симеотика, геральдика? 6. Какое знание считается объективным? 7. Почему в современных условиях возрастает значение социально-гуманитарных наук? 8. Как соотносятся наука и религия, знание и вера? 9. Какую оценку можно дать современному состоянию российской науки? 10. Что собой представляет инфраструктура современной науки?
Литература Арутюнов В.С. Социологические основы научной деятельности. –М.: Наука, 2003 Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М., 1990 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991 Водопьянова Е. Судьбы российской науки // Свободная мысль, 2005, №1 Кара-Мурза С.Г. Социальные функции науки в условиях кризиса // Социально-гуманитарные знания, 2003, №4 Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. – М., АСТ, 2002 Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // ОНС, 2003, №4
Наука России на пороге ХХI в.: проблемы организации и управления. –М., 2000 Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002 Рассел Б. Искусство мыслить. – М., 1999 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Культурология XX в. М., 1995
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 7.1. Система образования как механизм социализации культуры. 7.2. Современный школьник и студент: социокультурные портреты 7.3. Образовательный процесс в 21 веке: тенденции развития 7.4. Образование как социальный институт 7.5 Экономическое обеспечение образования в Российской Федерации 7.6 Факторы становления и развития системы образования в России
Понятия: система образования, высшая школа, образование как социальный институт, образование и его функции, образование и культура, «школа знаний», «компетентностный подход», Болонский процесс, непрерывность образования.
Вопросы для самопроверки
1. Что собой представляет институт образования? 2. Какие социокультурные функции выполняет образование? 3. Каково состояние системы образования в современной России? 4. Почему происходит «утечка умов» из России? 5. От чего зависит активность личности в обучении? 6. С чем связана необходимость непрерывного образования в современных условиях? 7. Почему необходимо соединение образования и воспитания в ходе процесса обучения новых поколений людей? 8. Что вам известно об инновационном обучении?
Литература
Ашин Г.К. Проблемы элитного образования в меняющемся мире // Социс, 2005, №2 Бейсенова Г.А. Феномен образовательного знания // Социально-гуманитарные знания, 2004, №2 Галаган А.И. и др. Проблемы и перспективы Болонского процесса // Социально-гуманитарные знания, 2004, №4 Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социс, 2005, №2 Иванов П. Высшая школа на рубеже ХXI в. // Свободная мысль, 2004, №6
Каверина Э.Ю. Высшее образование США: источники финансирования // США–Канада: экономика, политика, культура, 2003, №7 Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность, 2005, №3 Козлова О.Н. Университетский бум // Социально-гуманитарные знания, 2005, №2 Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекции – М., 1998 Попова Т.С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного капитала // Социально-гуманитарные знания, 2005, №2 Саймон Б. Общество и образование. – М. 1989 Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание // Вестник Московск. ун-та. Сер. 18.2002, №4 Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии // Социально-гуманитарные знания, 2004, №1
ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
8.1. Социально – классовая сущность и теоретический характер идеологии 8.2. Активная роль идеологии в культуре как системы ценностей и идеалов 8.3. Идеология и массовое сознание 8.4 Теоретико-концептуальный и программно-директивный компоненты идеологии. 8.5 Просветительская роль идеологии. 8.6 Идеология как средство манипулирования общественным сознанием. Понятия: идеология, массовое сознание, манипуляция массовым сознанием, деидеологизация, реидеологизация, агитация и пропаганда, функции идеологии, структура идеологии, агитация и пропаганда, типы идеологии.
Литература
Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология: идеи и принципы // Социально-гуманитарные знания, 2003, №3; Кара-Муза С.Г. Идеология и мать ее наука. –М.:Эксмо, 2002 Ленин В. И. Что делать? // Полн. собр. Соч. – Т.6. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. – М, 1994. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т.3. – С.31-32, 60-71. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Пер. с англ. М., АСТ, 2002
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ ИСКУССТВА. ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА КАК ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
9.1 Художественная культура: понятие, структура, функции 9.2 Характерные черты развития художественной культуры 9.3 Искусство и общество. 9.4 Функции художественной культуры. 9.5 Интеллигенция и художественная культура.
9.6 Социологический подход к искусству.
Понятия: искусство, эстетическое, функции искусства, эстетическая функция, мир искусства, интеллект, способ освоения мира, художественный образ, национальные особенности искусства, интернационализация, модернизм, дегуманизация искусства, тоталитарное искусство.
Литература Мировая художественная культура. Уч. пособ. Под ред. Б.А. Еренгросс. – М., 2001. Ионин Социология культуры. Уч. Пособие. – М.: 2004 Шендрик Социология культуры. Уч. Пособие. – М.: 2005
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА 10.1 Религия как основа социокультурной организации доиндустриального общества 10.2 Современные проблемы взаимодействия религиозных ценностей и ценностей светской культуры 10.3 Государство и религия в РФ: характер взаимоотношений 10.4 Место религии в системе культуры. 10.5 Социокультурные функции религии. 10.6 Христианская культура.
Понятия: религия, мировоззрение, религиозное сознание, ценности, светская культура, «священное» и «профанное», миф, мифологическое сознание, религия как социальный институт, церковь как координатор религиозной деятельности, социальные функции религии, секуляризация, сакральность, десакрализация.
Вопросы для самопроверки
1. Почему религию нельзя сводить к сумме предрассудков, иллюзий и обмана? 2. Можно ли связывать представление о религии только с верой в Бога? 3. Из каких компонентов состоит религия? 4. Какие социокультурные функции присущи религии? 5. В чем заключаются основные различия между религиозным и светским началами в культуре? 6. Каковы причины сохранения, выживаемости и возрождения религиозности в нашей стране? 7. Как можно оценить сегодняшние отношения государства и церкви в вопросах культуры? 8. Насколько опасны нетрадиционные религиозные верования?
Литература
Абдулагатов З. Российские православные и мусульманские общие проблемы – разные взгляды // Общественные науки и современность, 2004, №2 Баллестрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты // Вопросы философии, 2002, № 1
Бартольд В.В. Культура мусульманства. –М., 1998 Доусон К.Г. Религия и культура. Пер. с англ. – СПб., Алетейя, 2001 Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). – М., 2000 Струве Н. Православие и культура. – М., Русский путь, 2000 Тенасе А. Культура и религия. – М., 1975 Флоренский П.А. Христианство и культура. – М., АСТ, 2002 Чичерин Б.Н. Наука и религия. – М., 1999 Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Пер. с англ. – Киев, София, М. Гелиос, 2002 Элиот Т. Избранное: Религия, культура, литература. Пер. с анлг. –М., 2004
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|