Система массовой коммуникации и культура
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
11.1 Структура и социокультурные функции средств массовой коммуникации (СМК) 11.2. Становление аудиовизуальной культуры и ее показатели 11.3. Воздействие СМК на общественное сознание 11.4 Содержание и механизм коммуникативной функции культуры. 11.5 Развитие новой информационной технологии и ее последствия для населения. 11.6 Роль СМИ в пропаганде массовой культуры.
Понятия: цели общения, коммуникативная деятельность, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация(кинесика), язык как устойчивый элемент культуры, национально-культурная специфика общения, «свой – чужой», информационные технологии, интернет.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте содержание понятия «средства массовой коммуникации». 2. Каковы функции СМК? 3. Что собой представляет современная индустрия информации? 4. В чем проявляется двойственность воздействия средств массовой информации на общество? 5. Какую роль в структуре культурной информации играет общественное мнение? 6. О чем свидетельствует опыт российских СМИ в сфере культуры? 7. Нужен ли социальный контроль за деятельностью СМИ? 8. Какие последствия для культуры имеет развитие новой информационной технологии? 9. Как вы понимаете проблему информационного «загрязнения»? 10. В чем деятели культуры могут помочь в отношении качества работы СМИ?
Литература Брайант Д., Томсон С. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., Вильямс, 2004 Бурдье П. О телевидении и журналистике. Пер. с франц. – М., «Прагматики культуры», 2002 Интернет и российское общество / Под. Ред. И. Семенова. – М., 2002 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000
Культура и коммуникации. –М., 2004 Социология массовой коммуникации: Учеб. пос. / Под общ. ред. Ф.И. Минюшева. – М., 1994 Сулимов В.А., Фадеева И.Е. Коммуникативное пространство современной культуры // Философские науки, 2004, №4 Федря А., Тимшина Л. О квазикультуре современных СМИ // Свободная мысль – XXI, 2003, №6 Шапинская Е.Н. Телевидение в контексте современной культуры // Философские науки, 2000, № 3 КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
12.1 Продукт культуры как товар, его особенности 12.2 Коммерция и творчество 12.3 Российский потребитель культурной продукции, его запросы и оценки 12. 4 Коммерциализация культуры и ее социальные последствия. 12.5 Социокультурная роль рекламы и требования к ней. 12. 6 Место шоу-бизнеса в культуре Запада.
Понятия: коммерциализация культуры, коммерция и творчество, культура как товар, реклама, функции рекламы, шоу-бизнес, «вестернизация культуры», СМИ, деловая культура.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы последствия вхождения культуры в рыночные отношения? 2. Обретает ли деятель культуры желанную свободу в условиях рынка? 3. Что дает подключение бизнеса к массовой культуре? 4. От чего зависит спрос на культурную продукцию? 5. Что входит в коммерческий и некоммерческий секторы культуры? 6. В чем состоит социокультурное значение рекламы? 7. Составьте перечень ценностей деловой культуры и аргументируйте их актуальность. 8. Чем отличается европейская деловая культура от отечественной? 9. Какую роль играет меценатство и спонсорство в культуре? 10. Создайте социокультурный портрет цивилизованного предпринимателя.
Литература Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания, 2001, №3 Выстрянов Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы культуры: социальный профиль // ОНС, 2004, №4 Маркс К. Капитал. Т.1, гл. 1-4. – М., 1973 Плискевич Н.М. Пегас мой запряжен в финансовый хомут (о рыночных отношениях в культуре) // ОНС, 2003, №4
Пригожин А.И. Деловая культура Сравнительный анализ // Социс. – 1995.– №9. Разлогов К. Коммерция и творчество. – М., 1992. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцел К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. – М., 1989. Теременко Б.С. Реклама и современная культура: аспекты взаимодействия // ОНС, 2002, №1
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
13.1 Цель, содержание, особенности управления культурой 13.2 Учреждения культуры, их классификация и функции 13.3 Государственная культурная политика, ее задачи и методы 13.4 Управленческий цикл в культуре. 13.5 Государство как регулятор культурных процессов. 13.6 Основные задачи государственной культурной политики.
Понятия: управление культурой, культурный процесс, культурная политика, регулирование культурных процессов, культурный конфликт культурная единица, цензура.
Вопросы для самопроверки
1. Чем вызвана потребность управления культурой? 2. Какие стороны культурной деятельности поддаются управлению, а какие нет? 3. Каковы механизмы регулирования культурных процессов? 4. Каковы основные цели культурной политики? 5. Назовите главные направления культурной политики государства. 6. Что представляет собой культурное планирование и каковы его принципы? 7. Укажите современные организации и учреждения культуры. Какие задачи они решают? 8. Каковы характерные черты современной модели управления и регулирования культурных процессов? Литература Власть и художественная интеллигенция. Документы о культурной политике. 1917-1953. – М., 1999 Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. для вузов. – М. Академ. проект, 2001 Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. – М., 1992 Маевский Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции // Вестник МГУ. Серия 12, 2002, №2 Мамедова Е.В. Культурная политика // Философские науки. – 2000. – №1 Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.1. –М., 2002
САМОБЫТНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
14.1 Исторический опыт России и его влияние на характер русской культуры 14.2 Периодизация истории русской культуры 14.3 Традиции русской культуры 14.4 Культура России в конце 20 – начале 21 века.
14.5 Исторический опыт России и русский национальный характер. 14.6 Русское самосознание. Национальная идея России. Понятия: соборность, самобытность культуры, национальная идея, советская культура, культура русского зарубежья, культурная традиция, «культурный империализм», «Восток-Запад», этапы развития, духовная основа русской культуры.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлено многообразие культур? 2. Как понять слова Н.А. Бердяева о том, что русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ? 3. Как Н.Я. Данилевский объясняет вражду Европы и России? 4. Что побудило Ф.И. Тютчева написать о том, что «умом Россию не понять»? 5. Что такое соборность? 6. Как можно определить национальную идею России? 7. Каковы взлеты русской культуры? 8. Каковы достижения культуры в советский период? 9. Почему возник кризис русской культуры в конце XX века? 10. В чем заключаются противоречия русской культуры? 11. Способствует ли прогрессу «вестернизация» русской культуры? Литература
Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. – М., 1994. Гудзенко А. Русский менталитет. – М., 2003 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. Кесслер Я. Русская цивилизация. 2-ое изд. – М., 2002 Культура российского зарубежья. – М., 1995. Ленин В.И. О культуре. – М., 1985. Лихачев Д.С. Культура русского народа Х – ХV вв. – М, 1987. Лосский Н.О. Характер русского народа. – М., 1990. Разлогов К. Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль. – 2000. – №5. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. – М., 1993. Сушков Б.Ф. Русская культура. Новый курс. – М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|