Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система массовой коммуникации и культура




 

 

11.1 Структура и социокультурные функции средств массовой коммуникации (СМК)

11.2. Становление аудиовизуальной культуры и ее показатели

11.3. Воздействие СМК на общественное сознание

11.4 Содержание и механизм коммуникативной функции культуры.

11.5 Развитие новой информационной технологии и ее последствия для населения.

11.6 Роль СМИ в пропаганде массовой культуры.

 

Понятия: цели общения, коммуникативная деятельность, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация(кинесика), язык как устойчивый элемент культуры, национально-культурная специфика общения, «свой – чужой», информационные технологии, интернет.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Раскройте содержание понятия «средства массовой коммуникации».

2. Каковы функции СМК?

3. Что собой представляет современная индустрия информации?

4. В чем проявляется двойственность воздействия средств массовой информации на общество?

5. Какую роль в структуре культурной информации играет общественное мнение?

6. О чем свидетельствует опыт российских СМИ в сфере культуры?

7. Нужен ли социальный контроль за деятельностью СМИ?

8. Какие последствия для культуры имеет развитие новой информационной технологии?

9. Как вы понимаете проблему информационного «загрязнения»?

10. В чем деятели культуры могут помочь в отношении качества работы СМИ?

 

Литература

Брайант Д., Томсон С. Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. М., Вильямс, 2004

Бурдье П. О телевидении и журналистике. Пер. с франц. – М., «Прагматики культуры», 2002

Интернет и российское общество / Под. Ред. И. Семенова. – М., 2002

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000

Культура и коммуникации. –М., 2004

Социология массовой коммуникации: Учеб. пос. / Под общ. ред. Ф.И. Минюшева. – М., 1994

Сулимов В.А., Фадеева И.Е. Коммуникативное пространство современной культуры // Философские науки, 2004, №4

Федря А., Тимшина Л. О квазикультуре современных СМИ // Свободная мысль – XXI, 2003, №6

Шапинская Е.Н. Телевидение в контексте современной культуры // Философские науки, 2000, № 3

КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

12.1 Продукт культуры как товар, его особенности

12.2 Коммерция и творчество

12.3 Российский потребитель культурной продукции, его запросы и оценки

12. 4 Коммерциализация культуры и ее социальные последствия.

12.5 Социокультурная роль рекламы и требования к ней.

12. 6 Место шоу-бизнеса в культуре Запада.

 

Понятия: коммерциализация культуры, коммерция и творчество, культура как товар, реклама, функции рекламы, шоу-бизнес, «вестернизация культуры», СМИ, деловая культура.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы последствия вхождения культуры в рыночные отношения?

2. Обретает ли деятель культуры желанную свободу в условиях рынка?

3. Что дает подключение бизнеса к массовой культуре?

4. От чего зависит спрос на культурную продукцию?

5. Что входит в коммерческий и некоммерческий секторы культуры?

6. В чем состоит социокультурное значение рекламы?

7. Составьте перечень ценностей деловой культуры и аргументируйте их актуальность.

8. Чем отличается европейская деловая культура от отечественной?

9. Какую роль играет меценатство и спонсорство в культуре?

10. Создайте социокультурный портрет цивилизованного предпринимателя.

 

Литература

Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания, 2001, №3

Выстрянов Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы культуры: социальный профиль // ОНС, 2004, №4

Маркс К. Капитал. Т.1, гл. 1-4. – М., 1973

Плискевич Н.М. Пегас мой запряжен в финансовый хомут (о рыночных отношениях в культуре) // ОНС, 2003, №4

Пригожин А.И. Деловая культура Сравнительный анализ // Социс. – 1995.– №9.

Разлогов К. Коммерция и творчество. – М., 1992.

Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцел К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. – М., 1989.

Теременко Б.С. Реклама и современная культура: аспекты взаимодействия // ОНС, 2002, №1

 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ

 

13.1 Цель, содержание, особенности управления культурой

13.2 Учреждения культуры, их классификация и функции

13.3 Государственная культурная политика, ее задачи и методы

13.4 Управленческий цикл в культуре.

13.5 Государство как регулятор культурных процессов.

13.6 Основные задачи государственной культурной политики.

 

Понятия: управление культурой, культурный процесс, культурная политика, регулирование культурных процессов, культурный конфликт культурная единица, цензура.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Чем вызвана потребность управления культурой?

2. Какие стороны культурной деятельности поддаются управлению, а какие нет? 3. Каковы механизмы регулирования культурных процессов?

4. Каковы основные цели культурной политики?

5. Назовите главные направления культурной политики государства.

6. Что представляет собой культурное планирование и каковы его принципы?

7. Укажите современные организации и учреждения культуры. Какие задачи они решают?

8. Каковы характерные черты современной модели управления и регулирования культурных процессов?

Литература

Власть и художественная интеллигенция. Документы о культурной политике. 1917-1953. – М., 1999

Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учеб. пос. для вузов. – М. Академ. проект, 2001

Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. – М., 1992

Маевский Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции // Вестник МГУ. Серия 12, 2002, №2

Мамедова Е.В. Культурная политика // Философские науки. – 2000. – №1

Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч.1. –М., 2002

 

 

САМОБЫТНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

14.1 Исторический опыт России и его влияние на характер русской культуры

14.2 Периодизация истории русской культуры

14.3 Традиции русской культуры

14.4 Культура России в конце 20 – начале 21 века.

14.5 Исторический опыт России и русский национальный характер.

14.6 Русское самосознание. Национальная идея России.

Понятия: соборность, самобытность культуры, национальная идея, советская культура, культура русского зарубежья, культурная традиция, «культурный империализм», «Восток-Запад», этапы развития, духовная основа русской культуры.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Чем обусловлено многообразие культур?

2. Как понять слова Н.А. Бердяева о том, что русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ?

3. Как Н.Я. Данилевский объясняет вражду Европы и России?

4. Что побудило Ф.И. Тютчева написать о том, что «умом Россию не понять»?

5. Что такое соборность?

6. Как можно определить национальную идею России?

7. Каковы взлеты русской культуры?

8. Каковы достижения культуры в советский период?

9. Почему возник кризис русской культуры в конце XX века?

10. В чем заключаются противоречия русской культуры?

11. Способствует ли прогрессу «вестернизация» русской культуры?

Литература

 

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. – М., 1994.

Гудзенко А. Русский менталитет. – М., 2003

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.

Кесслер Я. Русская цивилизация. 2-ое изд. – М., 2002

Культура российского зарубежья. – М., 1995.

Ленин В.И. О культуре. – М., 1985.

Лихачев Д.С. Культура русского народа Х – ХV вв. – М, 1987.

Лосский Н.О. Характер русского народа. – М., 1990.

Разлогов К. Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль. – 2000. – №5.

Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. – М., 1993.

Сушков Б.Ф. Русская культура. Новый курс. – М., 1996.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...