Воспитание культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа как педагогическая проблема
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Курсовая работа на тему «Воспитание культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников во внеурочной деятельности»
Выполнила: студентка631 Шойдокова Цыпелма Ц. Научный руководитель: Сысоева Юлия Юрьевна
Чита, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретические основы воспитания культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности 6 1.1. Воспитание культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа как педагогическая проблема 6 1.2. Задачи, виды и формы внеурочной работы и деятельности младших школьников в аспекте воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа 14 Вывод по 1 главе 19 Глава II. Практические аспекты воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников во внеурочной деятельности 20 2.1. Анализ педагогического опыта воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности младших школьников 20 2.2. Диагностика культуры отношения к средствам масс-медиа у школьников в начальной школе 29 2.3. Рекомендации по воспитанию культуры отношения к средствам масс-медиа у школьников начальной школы 33 Вывод по 2 главе 39 Заключение 40 Список литературы 42 Приложения 45
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования определяется высокой социальной значимостью средств массовой информации (масс-медиа), которые, являясь неотъемлемой частью культуры современного общества, катализируют процессы общественного изменения и развития. Масс-медиа выполняют важнейшую роль в формировании целевых ориентиров, конструировании ценностных установок, нравственности, социальной активности личности. В этой связи возрастает роль воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников. Появление медиа образования в школе обусловлено необходимостью современного социального и культурного развития. Достаточно оценить ту роль, которую играют сегодня в жизни школьника кино, телевидение, видео, звукозапись, фото, чтобы понять, что без педагогического руководства этой ситуацией, без должной подготовки к взаимодействию с той лавиной СМИ, которая обрушивается на всех нас, очень трудно оградить ребенка от бездумного их потребления, от зомбирования, пустого времяпрепровождения, формирования желания постоянного пассивного развлечения. Большую роль в воспитании культуры отношения к средствам масс-медиа может сыграть организация внеурочной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, организуя внеурочную деятельность учащихся, многие учителя (особенно молодые) испытывают большие трудности: одни из них не знают, с чего начинать и как проводить такие занятия, другие затрудняются в подборе материала, а третьи не учитывают специфики такой работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных занятий. Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеурочной работы в современной начальной школе. Проблеме воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа посвятили свои исследования Л.М.Баженова, Е.А.Бондаренко, О.Ю.Дроздов, Н.А.Коновалова, А.А.Новикова, Все перечисленные аргументы обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют выбор темы курсовой работы: «Воспитание культуры отношения к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности».
Цель исследования: изучить теоретические основы воспитания культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности и практические аспекты их реализации. Объект исследования: процесс воспитания младших школьников. Предмет исследования: процесс воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть Задачи, виды и формы внеурочной работы и деятельности младших школьников в аспекте воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа. 3. Проанализировать педагогический опыт воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников. 4. Осуществить диагностику культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников и предложить рекомендации. 5. Рекомендации по воспитанию культуры отношения к средствам масс-медиа у школьников начальной школы. Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; эмпирические методы исследования (анкетирование, анализ полученных результатов). Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные внеурочные занятия можно использовать в условиях начальной школе, как в городских, так и малокомплектных сельских школах в аспекте воспитания культурного отношения к средствам масс-медиа. Глава I. Теоретические основы воспитания культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности Воспитание культуры отношения младших школьников к средствам масс-медиа как педагогическая проблема Существует множество точек зрения относительно проблемы масс-медиа. Так, одни в нем видят источник знаний, другие – помеху в образовании и воспитании; масс-медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным. Слово «масс-медиа» происходит от латинского слова massa – масса + medius – средний, нейтральный) – название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п. [3, с. 498].
А.А. Князев дает следующее определение: «Масс медиа – средства массовой информации» [10, с. 76]. Как подчеркивает А.Е. Шапинская, само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой. В то же время сам процесс медиации осущеcтвляется в каждом случае по-разному, в зависимости от степени «чистоты» медиума [11, с. 271]. Воспитание медийное (media education) – составная часть воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на освоение медийной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования медиакультуры; система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия и анализа медиатекстов и медийной деятельности. Термин медийное воспитание близок к терминам аудиовизуальное воспитание, аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, кинограмотность, киновоспитание, кинообразование, медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетенция [25, с. 7]. Обращаясь к общению младших школьников с масс-медиа, внимательно рассмотрим, из каких источников черпают знания об окружающем мире дети, то увидим, что значительную часть этих знаний они получают из источников, уже давно получивших название «средства массовой информации» или масс-медиа. Так называемые СМИ включают в себя печать, фото, радио, рекламу, телевидение. Сюда же традиционно относят и так называемые «технические искусства», к которым относят кино и видео. Видео является как средством фиксирования (съемки) происходящего и поэтому широко используется на телевидении, так и средством перезаписи (тиражирования) произведений киноискусства. Широко известен также термин СМК – средства массовой коммуникации, в который фактически как составные входят все перечисленные выше медиа.
В той или иной степени ребенок встречается в жизни со всеми видами медиа: в зависимости от возраста число их увеличивается. К моменту прихода в школу дети уже имеют опыт общения с печатными, аудийными и аудиовизуальными средствами. Конечно, печатные средства знакомы им, в основном, в виде книги или детского журнала, которые им читают взрослые. Несколько реже они слушают музыку и детские песенки в записи. Даже взрослые эстрадные песни подчас более знакомы, поскольку музыка звучит и по радио, и с дисков. К моменту поступления в школу ребенок имеет уже большой зрительский опыт. И смотрит он зачастую не только мультипликационные и детские художественные игровые фильмы и передачи, но и фильмы, предназначенные для взрослых, развлекательные и эстрадно-музыкальные передачи, конкурсы, рекламу. Но, по нашему мнению, столь широкий контекст еще ничего не говорит о качественном уровне восприятия ребенка, о его понимании, осмыслении увиденного, об эмоциях, вызываемых тем или иным экранным произведением. Дети не всегда пытаются разрешить эти вопросы с помощью взрослых. Эту особенность детского восприятия совершенно справедливо отмечали психологи. Так, А.Н.Леонтьев писал, что «наличие того или иного содержания в поле восприятия (или, если угодно, в поле внимания) ребенка не означает еще, что это содержание является предметом его сознания, что оно сознается им. Восприятие не всегда связано с собственно сознанием... Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают» [12, с. 245]. Именно это и происходит тогда, когда дети смотрят очень многое, и нам кажется, что они достаточно развиты, если осознают все это. На самом же деле речь о понимании и осознании часто не идет. Поэтому по количеству просмотров нельзя судить о степени развития ребенка. Постараемся рассмотреть более подробно, что смотрят современные дети – учащиеся начальной школы на кино- или видеоэкране. Д.Е.Григорова пишет, что особое место принадлежит телевидению. Дети проводят значительную часть своего времени перед экраном телевизора: Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями и 850 часов – с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов [6, с. 335].
В среднем современный школьник тратит более 6 часов в день на общение с медиа (42 % этого времени уходит на просмотр телепередач и фильмов и лишь 12 % на чтение печатных текстов). Среднестатистический взрослый или ребенок смотрят телевизор ежедневно 2-3 часа. Дети от 2 до 12 лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю. И к 18 годам ребенок успевает провести перед телевизором свыше 2-х лет своей жизни. Таким образом, дети воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. Посредством экранных медиа дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми. Как отмечает Л.М.Баженова, сегодня в нашей стране фактически не выпускаются фильмы для детей. Некоторое исключение представляют мультипликационные фильмы [2, с. 4]. Если говорить о произведениях кино, транслируемых по телевидению, то можно отметить, что в последнее время на телеэкране ребята смогли увидеть многие отечественные фильмы, созданные еще на студиях Советского Союза. По нашему мнению, только просмотр высокохудожественных фильмов, созданных классиками детского игрового кино нашей страны - А.Роу, И.Фрезом. Р. Быковым, Л.Нечаевым и другими, оставляет духовный след в душе ребенка. Те «шедевры», которые транслируются подчас на современном телевидении – с погонями, убийствами, жестокостью, с эротическими сценами, не могут оставить положительный заряд в психике ребенка. Тоже самое мы можем сказать и о советских мультипликационных фильмах, вошедших в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Поэтому карикатурными выглядят попытки современных законодателей запретить такие мультфильмы, как «Ну, погоди!» под предлогом того, что Волк в нем курит сигареты и «плохо» себя ведет. Возникает вопрос, а как показать ребенку борьбу между плохим и хорошим. Относится все вышесказанное и к единственному выходящему в наше время и остающемуся любимым детьми киножурнал «Ералаш». Это - одна из частей контекста детских просмотров ссылка кто об этом пишет?. Вторую часть этих просмотров составляют детские мультсериалы, созданные в основном за рубежом, и транслируемые по телевидению. На наш взгляд ссылка?, качество этих фильмов часто не выдерживает критики. Большей частью это компьютерная анимация, фильмы, созданные по образцу комиксов. В таких фильмах преобладают погони, драки, взаимное уничтожение героев. Фактически в фильме доминирует показ самой борьбы и уничтожения одних другими – своими чужих, хорошими – плохих и т.д. Но все-так, ради справедливости, признаем, что, разумеется, не все фильмы такого типа однозначно плохи; достаточно вспомнить сериал про спасателей-бурундучков или дядюшку Скруджа – в них много юмора, интересных сюжетных перипетий и т.д. Следующую часть детских просмотров представляет собственно телевизионная продукция – передачи для детей. Программа телеэкрана очень подвижна: одни передачи выходят в эфир, другие уходят, исчерпав лимит своей популярности. Но в сегодняшней программе можно встретить такие детские передачи, как «АБВГДейка», «Отчего, почему?», «Каля-маля», «Улица Сезам», «Та-ра-рам», а для самых младших – «Спокойной ночи, малыши!». Опросы детей показывают, что они далеко не всегда смотрят эти передачи, предпочитая им, например, взрослые развлекательные программы. Значительную часть просмотров учащихся начальной школы составляют фильмы и передачи для взрослых. Это и эстрадные концерты, и телесериалы, и познавательные передачи, различные телевизионные конкурсы и викторины, ток-шоу. Большое место в просмотрах младших школьников занимает видеопродукция. Рынок видео сейчас у нас в стране достаточно разнообразен: это и зарубежные фильмы самых разных жанров, и отечественные фильмы, переведенные на видеокассеты. К сожалению, не все лучшие детские фильмы прошлых лет можно посмотреть на видео, но многие фильмы-сказки игрового кино и мультипликацию дети могут посмотреть на видео. Опыт показывает, что младшие школьники с большой охотой смотрят зарубежные (в основном, американские) мультипликационные и игровые фильмы. По нашему мнению, и в этой области не все так однозначно. Привлекательными в них для детей являются стремительно «закрученный» сюжет, всевозможные погони, поиски, борьба с преступниками – все, что характерно для взрослого американского кинематографа. Нельзя сказать, что создатели этих фильмов не учитывают детской психологии – напротив, они отлично понимают тягу детей к необычному, к героическому, готовность совершать вполне взрослые поступки, которыми движет любовь к семье, к родителям или стремление наказать зло и несправедливость («Двое: я и моя тень», «Богатенький Рич», «Один дома» и др.). Много фильмов посвящено животным, а такие фильмы любят дети во всем мире («Бетховен», «Дорога домой», «Дорога домой-2: Потерявшийся в Сан-Франциско» и др. Мы считаем, что просмотр зарубежных детских фильмов не может компенсировать детям просмотры отечественных, поскольку в таких фильмах они встречаются совсем с другим социальным контекстом. Между зарубежными странами и нашей страной уже не стоит идеологический барьер, но реалии жизни все же различаются. Именно поэтому ребенок не соотносит происходящее в фильме с тем, что встречается ему в жизни, не проецирует события и нравственные выводы на собственную жизнь. Еще больше сложностей в оценке того, какое воздействие оказывает на ребенка просмотр им взрослых фильмов - отечественных и зарубежных. Лет десять-двадцать назад дети тоже смотрели взрослые фильмы. Однако наличие цензуры давало гарантию, что, даже посмотрев фильм для взрослых, ребенок не увидит ничего такого, что нанесло бы вред его психике, сформировало бы неверное представление о нравственности, плохом и хорошем. Сейчас такого однозначного ответа дать нельзя. Но среди масс-медиа есть не только экранные искусства: печать, фотография, радио, звукозапись, реклама, представленная на самых разных носителях - все это также сопровождает и окружает ребенка каждый день. И продукция этих медиа (иначе - медиатексты) отнюдь не нейтральна по отношению к любому человеку, в том числе и к ребенку. Поэтому принцип критического отношения к СМИ до сих пор был и остается важным в медиаобразовании. В современной школе и педагогике термин «медиакультура» и «медиаобразование» хотя и не является абсолютно новым, все же не совсем еще устоялся. Причина этого – разная трактовка содержания, которое за ним стоит. Поскольку термин является русифицированным вариантом термина mediaeducation, принятым за рубежом, в каждом отдельном случае используют его по-разному. Довольно распространенное его понимание - попытка приравнять к использованию технических средств обучения в учебном процессе. В таком случае показ видеофильма на уроке истории или литературы приравнивается к медиаобразованию. В этой связи особое значение в обществе приобретает медиакультура, роль которой трудно переоценить. Вообще слово «медиакультура»– достаточно широкое, неоднозначное понятие, суть которого еще в 1950-е – 1960-е годы попробовал передать знаменитый канадский ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн в исследовании «Понимание медиа: внешние расширения человека» [13]. По мнению И.В.Челышевой, медиакультура школьников – это одна из сторон художественного, эмоционально-интеллектуального развития ребенка, регулирующая его взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации [26, с. 11]. Медиакультура включает в себя навык восприятия экранных произведений (экранных медиатекстов), а также аудийных или визуальных, умение оценивать их на основе знаний о выразительных средствах и языке аудиовизуальных искусств и с точки зрения их нравственно-эстетической ценности, а также выражать свои чувства и впечатления в собственной творческой деятельности с помощью этих средств. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиатекстов. В последние десять лет проблемы «медиа» в центре внимания российской общественности, науки и образования. В нашем языке в качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК), в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [21, с. 421]. В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. дается следующее определение «медиаобразования»: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний» [15, с. 369]. В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанной на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций. Все большее внимание уделяется развитию самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практических навыков в выявлении ложных сведений и искажений в получаемой информации, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной продукцией. Таким образом, признавая важную роль масс-медиа в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Нужна комплексная Программа медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. Процесс общения детей с масс-медиа требует целенаправленного воспитательно-педагогического воздействия. Поскольку с такими медиа, как кино, телевидение, видео дети к моменту поступления в школу уже знакомы как зрители, их подготовка должна носить несколько иной характер, чем к взаимодействию с теми медиа, с которыми они встречаются не так часто – например, газеты, журналы, фото. Цыпелма, материал Вы нашли хороший, но Вам нужно скопоновать его логично: 1 где Вы пишите о различных определениях исследования (выделено синим) отнести в начало параграфа 2 четко развести + и – стороны средств масс-медиа на развитие мл. шк. 3 подкрепить отриц. качества средств масс-медиа ссылками на Фельдштейна – отсюда выявить педагогическую проблему!!! Уберите везде «Мы считаем» и поставьте ссылки на соответствующие источники
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|