Анализ педагогического опыта воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности младших школьников
Рассмотрим возможные основные формы воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа в начальной школе на примере анализа исследований современных авторов. Таблица 2.1 Педагогический опыт воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа младших школьников
Обобщенный нами педагогический опыт – это ли небольшая частица тех методических разработок, которые предлагаются методистами и педагогами в работе с масс-медиа, однако эти исследования выявляют общий контекст.
По нашему мнению, во внеурочной деятельности можно моделировать те мероприятия, которые в реальной жизни связаны с масс-медиа. Примером этого могут быть фестивали, презентации, премьеры. Организация игровых ситуаций и праздников, моделирующих эти мероприятия, помогут учащимся понять роль масс-медиа в общественной жизни, их функционирование, связь со зрителями. Л.М.Баженова считает, что организация классного (или школьного, что значительно труднее) кинофестиваля представляет собой праздник, организованный по поводу просмотра фильмов. По направленности это могут быть самые разные фильмы: фильмы известного режиссера (например, фильмы-сказки Александра Роу); фильмы на определенную тему, снятые в разное время; фильмы какого-то одного жанра (фантастика, комедия и т.п.). [2, с. 56]. Во всех случаях проведение фестивалей связано с большой подготовительной работой: отбором фильмов, организацией выступлений ведущих, выпуском афиш к фильмам, проведением встреч с творческим коллективом (если речь идет о собственном любительском фильме). Если в фестивале участвуют коллективы разных классов и представлено несколько фильмов, то нужно подумать об организации работы жюри, выборе лучшего фильма и о награждении победителей. Кроме этой работы, как мы думаем, учащиеся должны провести соответствующее оформление класса или школы. Разумеется, учащиеся начальных классов самостоятельно эту работу выполнить не смогут, поэтому к работе могут быть привлечены и старшие школьники. Большие возможности активного использования разных медиа связаны и с проведением праздников, посвященных знаменательным датам. В этом случае в концертах или театрализованных представлениях можно использовать фрагменты из фильмов, звукозапись, видеозаписи. Например, на празднике, посвященном Дню Победы, используются видеозаписи документальных съемок, фрагменты из фильмов на военные темы. Наряду с чтением стихов, исполнением песен эти фрагменты помогают создать соответствующее настроение, нужную атмосферу. Использовать видеозаписи можно и в концертах, посвященных 8 Марта, Дню учителя и другим праздникам.
Одной из форм является работа с фильмом (восприятие и анализ). Как подчеркивает В.В.Назарова, просмотр и обсуждение фильма в детской аудитории – важная составляющая часть формирования медиакультуры школьников [18, с. 12]. Задача учителя заключается не только в том, чтобы ребенок понял все, что произошло в фильме, понял его основную мысль, но и в том, чтобы фильм был воспринят им как художественное произведение - с присущими ему особенностями языка, художественных средств выразительности. Авторская мысль должна быть воспринята не дидактически, а в процессе размышлений, диалога. Весь процесс работы с фильмом условно можно поделить на два этапа: первый -собственный, учителя, анализ фильма, его осмысление, составление модели обсуждения фильма с детьми; второй - просмотр и обсуждение фильма в детской аудитории. Модель эта близка любому учителю, поскольку повторяет, в основном, действия с подготовкой и проведением урока по любому предмету. Но в случае работы с фильмом учителю предоставляется особая роль, ведь он выступает не только как педагог, но и как киновед, анализирующий фильм. Следующая форма – работа с фильмом в детской аудитории. Когда примерный план обсуждения фильма составлен, предстоит реализовать его в конкретной работе с детьми при обсуждении фильма. В кинопедагогике уже сложилась схема проведения просмотра и обсуждения фильма. Традиционно она состоит из трех фаз: вступительное слово перед фильмом (предкоммуникативная фаза); просмотр фильма (коммуникативная фаза); обсуждение, беседа после фильма (посткоммуникативная фаза). Е.В.Мурюкина считает, что еще одной формой работы по воспитанию культуры отношения к средствам масс-медиа является творческая деятельность на занятиях по медиакультуре [16]. Творчество детей в системе занятий по медиакультуре условно делятся на два вида: а) выполнение заданий, направленных на осмысление, закрепление знаний о выразительных средствах, возможностях, языке медиа и б) деятельность, направленную на создание своего произведения средствами различных медиа. Рассмотрим на конкретных примерах, как выполняются некоторые творческие задания в процессе медиаобразования.
Раскадровка. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в самом общем смысле раскадровка - это изложенная в последовательно расположенных кадрах-картинках некоторая история (или некоторое содержание, «текст»). Задание на рисование раскадровки можно использовать прежде всего там, где нужно научить передавать развернутое во времени повествование с помощью зрительного ряда. Фотофильм. В основе создания фотофильма лежит тот же принцип, что и в раскадровке: из отдельных кадров (в данном случае фотографий) создать целостный сюжет. Материал для фотофильма может быть различным. Вот несколько вариантов работы с фотографиями при создании фотофильма. Первый вариант: для создания фотофильма используются уже готовые фотографии, например, семейные. В этом случае фотоматериал представляет собой как бы историю семьи, ее летопись. Выбирая одну из тем («Моя семья», «Как я была маленькой», «Мои родители» и др.), дети отбирают из фотографий те, которые больше всего соответствуют теме. Другой вариант работы рассчитан на то, что фотографии снимаются специально с расчетом на данный фильм. Сейчас есть возможность сделать фотосъемку вполне доступной для детей, поскольку масса фотоаппаратов рассчитана именно на неподготовленного фотографа: все действия фотографа сводятся лишь к выбору объекта съемки и нажатию кнопки. Слайдфильм. В данном случае речь идет о работе над фильмом, снятым на слайдовую (диапозитивную) пленку. Проявленную пленку вставляют по отдельным кадрам в рамочки и демонстрируют через диапроектор на экран. Так же, как фотофильм, слайдфильм состоит из отдельных кадров. Работа по его созданию моделирует весь процесс работы над фильмом в кино. Возможность получать большое изображение с помощью экрана напоминает проекцию в кинотеатре, создается эффект «настоящего кино». Видеофильм. Использование видеосъемки показывает детям возможности фиксации происходящих событий, смену планов, ракурсов, возможности простейших съемочных эффектов. Но цель этой работы заключается не в том, чтобы научить детей работать с видеокамерой. Для младших школьников это довольно сложная работа. Однако, занимаясь ею с помощью взрослых, дети проявляют свои творческие возможности, придумывая небольшие сюжеты - документальные или игровые. Одним из важных направлений медиаобразования, по мнению Н.М.Михаревой, является формирование критического отношения к телевизионной продукции. Этот опыт связан с художественным, эстетическим анализом телевизионных программ [15]. Поскольку телевидение до недавних пор было государственным, то говорить о разных точках зрения на информацию не приходилось. В настоящее время проблема критического анализа телевизионной продукции становится актуальной, поскольку современные дети и их педагоги уже столкнулись с теми проблемами, которые были актуальны для медиапедагогов других стран несколько десятилетий назад. Проведение критического анализа телепередач с учащимися начальной школы довольно сложно. Для этого у них нет достаточного художественного и жизненного опыта. Поэтому можно остановиться на том, чтобы сформировать у детей те понятия, с позиции которых и можно будет в дальнейшем осуществлять этот подход, ведь для того, чтобы критиковать, надо знать, на какие позиции надо обращать внимание. Знакомство младших школьников с фотографией. Л.М.Баженова пишет, что фотография является искусством. По мнению автора, по отношению к кино, фото часто представляется более простым художественным произведением, поскольку представляет собой лишь один кадрик застывшего мгновения действительности, в то время как фильм - пространственно-временное произведение, состоящее из тысяч таких кадриков [2]. Процесс рассматривания фотографий, их отбор ведут к следующему этапу работы - составлению сценария. Он представляет собой в данном случае короткую запись последовательности кадров и тот текст, которым дети хотят сопроводить каждый из кадров. Это могут быть и шуточные реплики, и вполне серьезное повествование. С большим успехом можно использовать работу над фотофильмом при рассмотрении темы о документальном кино или о телевидении. В этом случае дети в собственной деятельности сталкиваются с созданием медиатекста как документального, т.е. основанного на подлинных событиях жизни невымышленных героев. Работа над фильмом из семейных фотографий имеет и большое воспитательное значение. Ребенок, автор фотофильма, во многом по-новому смотрит на события из жизни своей семьи, стремится узнать подробнее, что было «до него», как жили папа и мама, когда еще не были его родителями, как жили бабушка и дедушка, когда были молодыми. Через историю семьи он знакомится и с историей страны. Семейные фотографии дают возможность рассказать не только о членах семьи, но и о поездках, путешествиях, праздниках, посещениях исторических мест или прогулках за город. Другой вариант работы рассчитан на то, что фотографии снимаются специально с расчетом на данный фильм. Сейчас есть возможность сделать фотосъемку вполне доступной для детей, поскольку масса фотоаппаратов рассчитана именно на неподготовленного фотографа: все действия фотографа сводятся лишь к выбору объекта съемки и нажатию кнопки. Эти автомагические фотоаппараты очень удобны в пользовании как для взрослых, так и для детей. Материалом для фильма могут стать фотографии, которые сделаны во время экскурсии, школьного праздника или любого значимого для ребят события. Это может быть видовой фильм, рассказывающий о каком-то времени года, памятнике архитектуры или культуры, городе или селе. Звукозапись относится к аудийным средствам массовой информации. В повседневной практике она чаще всего связывается с радиопередачами и записями на магнитную пленку. В качестве записывающей аппаратуры обычно имеют дело с диктофонами, а профессионалы - со специальными магнитофонами и более сложной звукозаписывающей аппаратурой.
Итак, среди форм воспитания культуры отношения к масс-медиа можно назвать такие формы, как фестивали, презентации, премьеры, праздники, работа с фильмом, выбор и анализ фильма, работа с фильмом в детской аудитории, творческая деятельность на занятиях по медиакультуре через раскадровку, фотофильм, знакомство школьников с фотографией, звукозапись. В каком параграфе нужно писать про формы? А этот как называется? Вывод нужно сделать по параграфу!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|