Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

масс-медиа у школьников начальной школы




Поученные результаты анкетирование говорят о необходимости разработки специальных внеурочных занятий, направленных на воспитание культуры отношения к масс-медиа. В начальной школе с этой целью следует разработать специальные внеурочные мероприятия в виде целостной программы, отражающей все стороны отношения школьников к медиакультуре [2]. Учитывая интересы учащихся этого возраста, самый большой блок во внеурочной работе отводится кино. Следующая большая тема, которую предстоит рассмотреть на занятиях - «Телевидение». Работа посвящена проведению таких мероприятий в школе, в которых могут быть использованы те или иные медиа. Учитель может также организовать занятия, учитывающие индивидуальные запросы не только класса, но и отдельных учащихся. Дети в таком случае выполняют самостоятельные работы, исходя из личных интересов, осуществляя свои творческие проекты, которые представляют в дальнейшем одноклассникам. Такой метод творческих проектов используется во многих школах на самых разных предметах. Для учащихся начальной школы он также может быть использован на занятиях по медиаобразованию.

Представим конкретный план внеурочной работы школа? Кто придумал? в 3-4 классе на основе методических разработок Л.М.Баженовой [2].

Первый блок – «Кино».

Развитие представления о кадре. План. Представление об общем, среднем, крупном, самом крупном плане. Для чего нужны разные планы в фильме.

На материале фрагментов из разных фильмов учащимся показывается, что в фильмах величина изображения (масштаб изображения) не всегда одинаковый. С этим дети как зрители уже сталкивались и в собственной практике. Остается показать, почему это необходимо в кино. Для примера берется четверостишие - французская песенка о Жане, по которой надо нарисовать раскадровку.

Жан идет к реке,

Тросточка в руке.

Шляпа на глазу,

Клякса на носу.

Выполняя задание, дети убеждаются, как важно использовать разные планы, чтобы передать содержание песенки. Так, к первой строчке требуется изображение пейзажа с рекой и идущим по тропинке Жаном (общий план). Для второй строчки уже достаточно изобразить мальчика до пояса или до колен, так, чтобы видна было тросточка в его руке (средний план). Крупный план головы поможет сделать акцент на лихо надвинутой на глаза шляпе. И, наконец, самый крупный план (или деталь) покажет зрителям кляксу на носу.

На примере фрагментов из разных фильмов можно увидеть, какое значение играет план в передаче смысла, авторского замысла.

Монтаж. Развитие представления о его возможностях. Работа с мультфильмами: «Король-лев» (США), «Снежная королева» (СССР). Анализ полнометражного мультипликационного фильма.

В работе с фильмом закрепляется представление о возможностях монтажа: его использование для усиления впечатления, когда следующий кадр помогает лучше понять предыдущий, для перенесения места действия в другое место, столкновение грустных и смешных эпизодов и т.д. Просматривая фильм, обратите внимание учащихся на эти моменты, пусть они сами найдут их в киноповествовании.

Работа с фильмом-экранизацией: знакомство с литературным источником, просмотр и обсуждение фильма.

Прежде всего, остановимся на тех произведениях, которые могут быть рассмотрены в данной теме: «Конек-горбунок» П.Ершова и мультфильм «Конек-горбунок» (реж. И.Иванов-Вано); «Мэри Поппинс» П.Треверс и художественный фильм «Мэри Поппинс, до свидания!» (реж. Л.Квинихидзе); «Приключения Буратино, или Золотой ключик» А.Толстого и художественный фильм «Приключения Буратино» (реж. Л.Нечаев); «Питер Пэн и Вэнди» Д.Барри и мультфильм У.Диснея «Питер Пэн» и др.

Начиная работу с фильмом-экранизацией, надо прежде всего познакомить учащихся с литературной основой фильма. Чтение литературного произведения на уроке в полном объеме невозможно, поэтому детям надо заранее дать такое задание на дом, а в классе прочитать лишь некоторые фрагменты. Представляя фильм, надо обязательно рассказать о его режиссере, сказать, какие фильмы он еще снял. После просмотра фильма-экранизации обсуждение, как правило, идет по пути сравнения литературной основы и фильма: дети рассматривают различия и сходство в изображении героев, сравнивают состав событий в книге и фильме.

О чем могут рассказывать фильмы художественные и документальные? Просмотр и обсуждение фильмов этих видов кинематографа. Художественный кинематограф: обращение к миру чувств и поступков человека. Роль автора в создании художественного фильма. Документальный кинематограф: правда жизни и роль автора в передаче ее на экране. Авторская позиция. Научно-популярное кино.

При изучении этой темы учащимся предлагается для просмотра несколько фильмов, которые дали бы им представление об этих видах кинематографа. Так что просмотр фильмов и их обсуждение - главная задача при работе над темой.

Результатом осмысления фильмов и их анализа должен стать вывод о том, что художественный фильм обращается к миру чувств героев, осмыслению их жизненных позиций. Знакомя детей с документальным кинематографом, надо показать такие фильмы (по выбору учителя) или их фрагменты. Знакомя детей с документальным кино, надо использовать и те возможности, которые открывает собственная творческая деятельность детей. Работа над фотофильмом является хорошей возможностью показать детям специфику документального кино, создание на основе фотографий, сделанных в классе или в семье, такой фильм является, действительно, документальным, отражающим подлинные события.

Продолжение знакомства с языком кино: расширение представления о кадре - кадр как часть фильма. Кадр кинематографический. Движение в кадре.

Предложить учащимся посмотреть небольшой фрагмент фильма и понаблюдать, как меняются кадры, пусть они подсчитают количество кадров в данном фрагменте. Как правило, ученики быстро понимают новое для них значение кадра. Возникают затруднения лишь в том случае, когда вместо привычного кадра появляется, скажем, панорама. Надо объяснить, что операторы часто используют движущуюся камеру и другие приспособления для съемки.

Выразительные средства экрана. Ракурс.

Расширение представления о выразительных средствах искусства экрана продолжается и в этой теме. Под ракурсом в кино понимается точка зрения камеры, что, в свою очередь, фиксирует и точку зрения зрителей. Этот прием помогает авторам выразить свое отношение к событиям фильма, его героям или месту событий.

В работе над понятием ракурса надо предложить учащимся несколько кадров (или небольших фрагментов) из фильмов, где использованы различные ракурсы. Очень выразительные примеры можно взять даже из знакомых детям мультипликационных фильмов: «Петух и боярин», «Приключения пингвиненка Лоло», «Стойкий оловянный солдатик», «Старая игрушка» и др.

Предложите детям выполнить такое задание: через кадрирующую рамку рассмотреть какой-то предмет. Пусть они посмотрят на этот предмет снизу, сверху, сбоку, а затем расскажут, как изменилось их восприятие предмета в зависимости от угла воображаемой съемки.

Знакомство с жанрами художественного кинематографа. Фильм - сказка. Просмотр и обсуждение фильмов («Мио, мой Мио», реж.В.Грамматиков; мультфильм «Золушка», реж. У.Дисней; «Морозко», «Огонь, вода... и медные трубы», реж. А.Роу и др.).

Знакомство начинается с тех жанров, которые наиболее доступны для восприятия детей этого возраста.

Рассматривая жанр киносказки, надо обратить внимание детей на черты, характерные сказке вообще: наличие чудес, волшебные предметы, добрые и злые герои, борьба за справедливость, добрые помощники героев и т.д.

Выбранные для просмотра по данной теме фильмы-сказки анализируются и с точки зрения выразительных средств кино.

Фантастический фильм. Просмотр и обсуждение художественного фильма «Инопланетянин» (реж. С.Спилберг). Герои фантастического фильма. Особенности их характеров. Современные нравственные проблемы, выдвигаемые в фантастическом фильме. При изучении темы можно исходить из того, что уже известно детям о фантастических фильмах.

Приключенческий фильм. Особенности жанра. Характеры героев в приключенческом фильме («Пятнадцатилетний капитан», реж. В.Журавлев; «Неуловимые мстители», реж. Э.Кеосаян и др.).

Сюжеты приключенческих фильмов основываются на острой, динамичной интриге. Такой сюжет держит зрителя в напряжении, поэтому не удивительно, что младшие школьники смотрят такие фильмы с увлечением. Положительные герои в приключенческом фильме вступают в борьбу с героями отрицательными, эта борьба ведется за какое-то правое дело, будь то освобождение человека, освоение и изучение новых земель, борьба со стихией и т.п.

Телевидение. Просмотр, обсуждение и оценка телевизионных передач. Специфика телевидения: эффект присутствия, быстрота передачи информации, массовость аудитории.

Основные телевизионные жанры. Телевизионная программа -сочетание передач различных жанров.

В данной теме расширяются и углубляются представления учащихся о телевидении. Как показывает опыт, учащихся этого возраста привлекает довольно широкий спектр передач. Подчас они даже не задумываются, почему смотрят те или другие передачи, мотивируя свои просмотры лишь желанием развлечься. Лишь о некоторых передачах учащиеся говорят, что они позволяют узнать что-то новое. Два выделенных ими мотива соответствуют и двум жанрам передач - развлекательному и познавательному. Даже если не выходить за рамки указанных жанров, учащимся можно дать для анализа фрагменты таких передач самого разного уровня. Чтобы учащиеся лучше смогли почувствовать специфику и художественный уровень передач, скажем, жанра викторин (термин условен), можно дать им сравнить фрагменты передач «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?». В первой передаче задача угадывания слова «тонет» в каскаде диалогов, приветствий, взаимного вручения подарков, которые ведут участники и ведущий. Во второй передаче на первый план выходит интеллектуальный «штурм», желание найти ответ, в ней присутствует почти спортивный азарт, состязательность. Можно использовать и другие примеры сравнения передач, когда учащиеся находят специфические особенности той или иной передачи.

Реклама на телевидении. Назначение рекламы: для чего снимают и показывают рекламу.

Засилье рекламы на телевидении, негативное отношение к ней со стороны многих зрителей - очевидцами всего этого являются и наши дети. Однако, как показывает опыт, большинство из них не понимает истинного назначения рекламы. Почти все учащиеся могут назвать много рекламных слоганов, но понять, к чему они, в конечном счете, призывают, могут далеко не все.

Смысл рекламы, как известно, в навязывании определенных товаров потенциальным покупателям - телезрителям.

Для закрепления полученных представлений о рекламе можно предложить детям снять свой небольшой рекламный ролик о каком-то продукте или другом товаре.

Таким образом, внеурочная работа может складываться из проведения мероприятий по определенно созданной программе внеурочной работы, которая будет складываться из таких разделов как работа над кино, телевидение, разные жанры кино и телевидения, художественные средства медиа, работа над рекламой. Важным принципом внеурочной работы по воспитанию культуры отношения к средствам к масс-медиа должен стать прием сравнения: сравнения художественного и документального фильма, познавательных и развлекательных передач, а также разбор художественных средств рекламы.

Вывод по 2 главе.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. Большую роль играет внеурочная деятельность, направленная на воспитание культуры отношения к средствам масса-медиа.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия по медиакультуре проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Большую роль может сыграть внеурочная деятельность в аспекте воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа у младших школьников через фестивали, презентации, премьеры, праздники, работа с фильмом, выбор и анализ фильма, работа с фильмом в детской аудитории, творческая деятельность на занятиях по медиакультуре через раскадровку, фотофильм, знакомство школьников с фотографией, звукозапись.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о воспитании культуры отношения к средствам масс-медиа во внеурочной деятельности в современной начальной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день. Массовые публикации в журналах по организации воспитательной работы по медиакультуре во внеурочной работе – свидетельство интереса к этой форме внеурочной работы.

Под масс-медиа понимается название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п. Современное масс-медиа играет не только положительную роль в воспитании и развитии младших школьников, но и требует воспитания культуры отношения к средствам масс-медиа, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под медиакультурой младших школьников понимается одна из сторон художественного, эмоционально-интеллектуального развития ребенка, регулирующая его взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации. Воспитание культуры отношения к средствам масс-медиа включает в себя навык восприятия экранных произведений (экранных медиатекстов), а также аудийных или визуальных, умение оценивать их на основе знаний о выразительных средствах и языке аудиовизуальных искусств и с точки зрения их нравственно-эстетической ценности, а также выражать свои чувства и впечатления в собственной творческой деятельности с помощью этих средств. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиатекстов.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Для осуществления в школе доступны такие виды внеурочной деятельности как игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное и социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность. Данные виды находят свое отражение в направлениях внеурочной деятельности.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Среди форм воспитания культуры отношения к масс-медиа во внеурочной деятельности можно назвать такие формы, как фестивали, презентации, премьеры, праздники, работа с фильмом, выбор и анализ фильма, работа с фильмом в детской аудитории, творческая деятельность на занятиях по медиакультуре через раскадровку, фотофильм, знакомство школьников с фотографией, звукозапись и др.

Анкетирование учащихся 4 классов показало, что в двух выбранных классах доминирует низкий уровень культуры отношения к масс-медиа – 40%, 35% имеют средний уровень медиакультуры и всего 25% имеют высокий уровень медиакультуры. Дети предпочитают развлекательные и низкого качества телепередачи, музыку, проводят свободное время бездумно и с уклоном в развлечения. Отмечается невысокий уровень сознательного отношения к выбору передач, музыки и компьютерных технологий. Все это приводит к необходимости внедрения таких педагогических технологий, которые бы воспитывали сознательное и культурное отношение к масс-медиа у младших школьников. Внеурочная работа может складываться из проведения мероприятий по определенно созданной программе внеурочной работы.. Важным принципом внеурочной работы должен стать прием сравнения: сравнения художественного и документального фильма, познавательных и развлекательных передач, а также разбор художественных средств рекламы.

Молодец! Все хорошо, только осталось подправить недочеты и обязательно везде убрать мы полагаем и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 479 с.

2. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. 55 с.

3. Большой толковый словарь по культурологии // Кононенко.М.: Вече, 2003. – 928 с.

4. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков // «Начальная школа плюс До и После».- 2008 год. – №1.

5. Гамзюкова Т.А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов с нотным приложением детских песен / Т.А.Гамзюкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 176 с.

6. Григорова Д.Е. Медиа – медиаобразование – развитие критического мышления // Медиафилософия / Под ред. В.В.Савчука. СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. С. 335-345.

7. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Владос, 2011. – 233 с.

8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

9. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.

10. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – М.: Издательство КРСУ, 2010. – 1202 с.

11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века // Составитл. В.В.Бычков, А.Е.Шапинская. – М.: Арт, 2003. – 428 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 429 с.

13. Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

14. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. – 88 с.

15. Михарева Н.Б. Медиаобразовательные технологии как средство личностно-ориентированного и деятельностного обучения //Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2009. - С.369-375.

16. Мурюкина Е.В. Классификация показателей развития детской аудитории в области медиакультуры//Дополнительное образование. 2011. № 6. С.39-42.

17. Мурюкина Е.В. Медиаобразование школьников на материале кинопрессы (практический аспект)//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.59-62.

18. Назарова В.В. Роль элективных кинообразовательных курсов в развитии учащихся четвертых-седьмых классов Образовательные технологии XXI века // Медиаобразование. – 2009. - №4. – С. 12-16.

19. Нефедова Е.А. Введение условной наглядности как одного из элементов медиаобразования в процесс обучения первоклассников на уроках математики//Образовательные технологии XXI века. - 2009. - №5. -С.30-33.

20. Парменова Н.А. Медиаобразование на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе//Начальная школа. - 2011. – Доп.выпуск «Медиаобразование». - С.3-7.

21. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.:Т.2: А-М/ Ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

22. Рыжих Н.П. Изучение аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале экранных искусств//Медиаобразование. - 2009. № 1. С.93-102.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М., 2011. – 134 с.

24. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 c.

25. Хилько, Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально- культурной сфере: монография / Н. Ф. Хилько. – М., 2010. – 378 с.

26. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 206 с.

27. Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2010. 65 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Направления Виды Формы
  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно - нравственное
  • Общеинтел-лектуальное
  • Общекуль-турное
  • Социальное
  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • другие виды
  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...