Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюрократический тип структур




Бюрократическая организационная структура, названная Максом Вебером рациональной, характеризуется: высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, а таже подбора персонала по их деловым и профессиональным качествам.

 

Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре очень хорошо совпадают с системами ценностей, как демократических, так и коммунистических стран.

Отрицательные характеристики бюрократических структур: преувеличена значимость стандартизированных правил, процедур и норм, что приводит к потере гибкости организации. В этих условиях сотрудники организации не могут эффективно реагировать на потребности клиентов и на изменение внешней среды. Появляются проблемы и во взаимодействиях внутри организации, однако бюрократ не может быть за это наказан, т.

к. он выполняет правила предписанные организацией.

При бюрократической организационной структуре не было возможности оперативно реагировать на изменяющуюся внешнюю среду, что могло привести к краху организации. Поэтому были разработаны адаптивные структуры, которые расширили возможность организации реагировать на происходящие изменения и введение новшеств. Первоначальным и простейшим вариантом бюрократической модели является функциональная организационная структура

Линейные структуры управления

Простейшей структурой управления является линейная. Она представляет собой <скелет> организации как таковой и четко ориентирована на построение вертикальных связей. Организация в чистом виде как противоположность рыночному механизму взаимодействия между элементами системы - это линейная организация. Не случайно, что она является старейшей структурой, и многие поколения человечества никакой другой возможной структуры не знали.

Достоинства:

- единство распорядительства;- простота и четкость подчинения;- полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;- оперативность в принятии решений;- согласованность действий исполнителей;- получение нижестоящими звеньями согласованных распоряжений и заданий.

Но недостатки этих структур столь значительны, что современные организации практически не строятся на основе чисто линейных структур.

К их недостаткам прежде всего относятся: - большая информационная перегрузка руководителя. - Огромный поток документов. - структура пригодна к решению только лишь оперативных текущих задач;- структура не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования организации.- разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;- при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;- увеличение количества уровней управления при росте организации;- жесткость структуры;- негибкость;- неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия;

Особенности функциональной организационной структуры

Функциональная структура управления - структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные и функциональные и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения. Функциональные связи реализуют набор любых общих и конкретных функций управления

В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений (технического, экономического и др.) разделяют свое воздействие на исполнителей по функциям. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций.

Достоинства функциональной структуры управления:
o привлечение к руководству компетентных в конкретной области специалистов;
o оперативность в решении нестандартных ситуаций;
o быстрый рост профессионализма функциональных руководителей.

Недостатки функциональной структуры управления:
• нарушение принципа единоначалия;
• обезличивание ответственности;
• трудность координации деятельности подразделений

 

39. Линейно-функциональная структура -это такая структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.
Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

Преимущества линейной структуры:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Дивизиональная структура управления

Дивизионная структура управления (от франц. division - деление, разделение) - это структура управления фирмой, компанией, в которой четко разделены управление отдельными продуктами и отдельными функциями.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Разновидности дивизиональных структур

Продуктовая

Потребительская

Региональная

Чистая проектная

42.

В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьироваться от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий.

Департаментизация на основе матричного подхода из всех имеющихся в практике является наиболее сложной для практической реализации. Однако при определенных обстоятельствах она может быть очень эффективной. Так, например, к матричной департаментизации обращаются тогда, когда требуется сложная система реакций на воздействие факторов внешней среды.

ПРЕИМУЩЕСТВА
1. Более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов.
2. Гибкость, адаптивность к окружающей среде.
3. Развитие как общей, так и специальной подготовки.
4. Обогащение содержания рабочих заданий для всех сотрудников.
НЕДОСТАТКИ
1. Путаница и фрустрации, вызванные нарушением принципа единоначалия.
2. Возможность острых противоречий между сторонами матрицы.
3. Сложность координации проектных групп.
4. Необходимость обучения сотрудников искусству человеческих отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...